В сказаниях якутов мамонт играет большую роль. Якуты с удивлением видели, как на обрывистых берегах их рек и озер появились трупы невиданных гигантов. Так же, как и китайцы, они старались объяснить это непонятное явление тем, что это чудовища, живущие в недрах земли и умирающие при соприкосновении с солнечными лучами.

Однако другое якутское предание называет мамонта „водяным животным”, на что указывает и его якутское название „Укила” [Укила — водяное животное].

На языке тунгусов, ископаемый слон имеет собственное имя. Он играет значительную роль в их сказаниях и суевериях. „Агдиан-Кэми” (большое животное) кажется им чрезвычайно страшным существом, так как они не в состоянии объяснить себе его появление на поверхности земли.

Увидеть труп мамонта — это одно уже, по их понятиям, приносит большие несчастья. Суеверный страх перед роковым животным идет так далеко, что они, по сообщениям многих исследователей Сибири, заболевали при виде случайно найденных трупов мамонта... от страха.

Труп мамонта, выкопанный в 1799 году в устье Лены ботаником Адамсом, был первоначально найден тунгусским старшиною Чумаковым. Этот старшина, как рассказывает Адамс, действительно нажил тяжелое нервное расстройство, после того, как его соплеменники обрушились на него с упреками за то, что он имеет дело с „Агдиан-Кэми”, несущим несчастья и болезни как самому племени, так и его оленьим стадам.

В немецкой литературе одним из старейших сообщений о находке мамонтов в Сибири является описание путешествия Избрандта Идеса. Он предпринял, в качество посланца Петра I, большое путешествие к китайскому двору. В описании этого путешествия, выпущенном в Амстердаме в 1704 году, Идее говорит о мамонтах следующее:

„Во время моего путешествия при мне находился человек, ежегодно отправлявшийся на поиски зубов мамонта. Он рассказал мне, что однажды нашел целую голову мамонта. Она появилась из-под обвалившейся замерзшей земли. Выкопав ее, они нашли мясо по большей части сгнившим. С трудом выломали они зубы, торчащие впереди морды, как и у слона, и добрались, наконец, до одной из передних ног. Отрубив ее от туловища, они захватили с собой в Туруханск один лишь сустав, равный объему человеческого туловища”.

“Рассказы об этом животном очень разнообразны, — продолжает дальше Идес. — Тунгусы и якуты говорят, что эти животные живут в земле, несмотря на то, что они замерзают во время суровой зимы. Они, по словам тунгусов, двигаются под землею, и там, где проходило это чудовище, земля приподымалась и затем снова опускалась, образуя глубокие ямы. Но, поднявшись слишком высоко и настигнутые воздухом и светом, мамонты тотчас же умирают. Вот почему так часто находят их трупы у высоких открытых речных берегов”.

„Так думают об этом животном сибирские инородцы. Но живущие в Сибири русские считают мамонта точно таким же животным, как и слон, с тем лишь отличием, что зубы его загнуты несколько больше, чем у слона. Русские думают поэтому, что до „потопа” в этих местах водились слоны и что воздух здесь был тогда более теплым. Во время „потопа” их утонувшие тела были смыты и унесены водою под землю. Климат изменился и стал холодным, и поэтому мамонты и лежат замерзшими в земле”.

Идес впервые употребляет слово „мамонт”. Но еще раньше это название приобрело права гражданства в научной литературе. В 1799 году геттингенский профессор Иоганн Фридрих Блуменбах присоединил к нему научное обозначение „Elephas primigenius".

В 1692 году амстердамский бургомистр Витзен опубликовал описание своего интересного и полного приключений путешествия на „Север и восток Татарии” (Северо-восточная Сибирь). В нем он сообщает своим современникам о находках трупов мамонтов.

Петербургская академия наук регистрировала эти сведения в течение двухсот с лишним лет. Она предписала местным властям тут же, на месте, обследовать находки и послала в Сибирь целый ряд экспедиций.

Сведения о находках трупов ископаемых гигантов начали проникать в Россию вскоре после завоевания Сибири казаками. В правление Екатерины II Академия наук была озабочена тем, чтобы возбудить интерес населения к подобного рода находкам. Назначены были награды, выдававшиеся лицам, сообщавшим о нахождении трупов ископаемых животных.

Однако местные жители более всего боялись хлопот с начальством. Они вполне основательно опасались, что будут привлечены к безвозмездной работе по раскопкам и перевозке трупа, и предпочитали умалчивать о своих находках.

Все, кто находил трупы, удовлетворялись тем, что забирали с собою наиболее ценные части. Подобными ценностями являлись бивни мамонтов и рога ископаемого носорога.