Таблица I.

Охота съ сѣтью. (Въ началѣ XVII столѣтiя)

Снимокъ исполненъ съ одного изъ стариннѣйшихъ рисунковъ, изображающаго первые шаги охоты съ «собакой со стойкой» и самый способъ охоты. Рисунокъ этотъ помѣщенъ въ итальянскомъ сочиненіи «Uссеlіerа», изданномъ въ 1622 г. G. P. Olina. На немъ представленъ итальянскій способъ охоты съ сѣтью, заключавшійся въ томъ, что сѣтью накрывались и куропатки и самая собака на стойкѣ. Благодаря этому, сѣть употреблялась настолько длинная и тяжелая, что одинъ ея конецъ долженъ былъ держать всадникъ, какъ это и нарисовано на заднемъ планѣ. Этотъ пріемъ нѣсколько отличался отъ германскаго и англійскаго способовъ, при которомъ сѣть употреблялась болѣе легкая, и птица изъ-подъ стойки загонялась въ сѣть.

Собака, изображенная на первомъ планѣ, несомнѣнно, длинношерстная, тогда какъ при сѣти на заднемъ планѣ, за исключеніемъ прута, похожа на пойнтера.

Таблица II.

Охота скрадомъ изъ-за лошади. (Въ концѣ XVI столѣтiя)

Копія съ картины, писанной сепіей художникомъ F. Barlow (род. 1626 г., умеръ 1702 г.).

Barlow былъ первымъ англійскимъ художникомъ, рисовавшимъ сеттеровъ.

Приложенный рисунокъ особенно интересенъ тѣмъ, что онъ наглядно показываетъ намъ способъ охоты съ «собакой со стойкой» въ концѣ XVI столѣтія. Пріемъ заключается въ «скрадываніи» при помощи лошади (или вола) птицы, притаившейся подъ стойкой собаки. Стрѣлялась птица сидячей изъ лука или арбалета.

Изображенная на стойкѣ собака — сеттеръ.

Таблица III.

«Собаки со стойкой» въ XV столѣтiи.

Снимокъ съ картины венеціанской школы Тиціана (1477–1576). Изображенныя на картинѣ собаки принадлежатъ къ типу пойнтеровъ, правая кофейно-пѣгая, лѣвая — красно-пѣгая съ чернымъ носомъ.

Краски картины сохранились замѣчательно хорошо, но замѣчается неправильность въ рисункѣ, именно — въ вырисовкѣ поднятой у собаки лапы.

Таблица IV.

Испанскiй пойнтеръ въ XVIII столѣтiи.

Гравюра J. Scott, безъ помѣтки года, съ картины художника Philip. Reinagle, выставлявшаго съ 1773 пo 1832 годъ.

Хорошее изображеніе черно-пѣгаго испанскаго пойнтера со всѣми типичными признаками породы.

Таблица V.

Первые пойнтера. Герцогъ Кингстоунскiй со своими собаками.

Гравюра съ картины масляными красками художника Tillemans (1684–1734). Картина эта изображаетъ второго герцога Кингстонскаго съ его пойнтерами; на заднемъ планѣ — замокъ герцога. Помѣченъ оригиналъ 1725 годомъ.

Краски картины замѣчательно хороши. Пойнтера всѣ кофейно-пѣгіе, типа собакъ французскихъ королей, которыхъ, какъ я упоминалъ, герцогъ, часто бывавшій во Франціи, легко могъ доставать. Насколько мнѣ извѣстно, это одно изъ самыхъ первыхъ изображеній пойнтера.

Таблица VI.

«Плуто» и «Джюно», англiйскiе пойнтера конца XVIII столѣтiя.

Снимокъ съ гравюры Д. Скоттъ, исполненный въ 1802 г. съ картины S. Gilpin, писанной въ 1772 г.

«Джюно» — бѣлая сука, почти безупречный пойнтеръ; не вполнѣ безукоризненны развѣ только плечи и шея. Общій видъ нѣсколько испорченъ обрѣзанными у нея и у кобеля ушами, какъ это теперь дѣлаютъ у фоксгаундовъ. Прутъ ея безупреченъ и по формѣ и по длинѣ, а щипецъ и брыли могутъ служить образцомъ.

«Плуто» — черный кобель, въ которомъ одинаково хорошо выражены и мощь и красота.

W. B. Daniel далъ слѣдующее описаніе этимъ собакамъ: «Пойнтера эти принадлежали полковнику Торнтону. «Плуто» — замѣчательный пойнтеръ, который славился тѣмъ, что отлично гонялъ, по приказанію, оленей. Много раненыхъ оленей было взято съ этимъ пойнтеромъ послѣ упорнаго гона. Тѣмъ не менѣе, онъ отличался замѣчательно твердою стойкой. Такъ, чтобы дать возможность художнику Gilpin сдѣлать свой набросокъ, собакъ продержали на стойкѣ часъ съ четвертью». (Rural Sports, 1881, кн. III).

Въ доказательство высокихъ полевыхъ качествъ «Джюно» P. Egan приводитъ пари въ десять тысячъ гиней, состоявшееся между ея владѣльцемъ и лордомъ Грантли, при чемъ ея соперникъ, пойнтеръ лорда, проигралъ (Book of Sports, 1832 г.).

Таблица VII.

«Бланшъ» — желто-пѣгая съ коричневымъ носомъ сука изъ псарни короля Людовика XV (въ концѣ XV столѣтiя)

Снимокъ съ картины Удре (1686–1755), изображающей суку «Бланшъ», изъ псарни короля. Окрасъ этой суки — желто-пѣгій, по себѣ она очень высокаго класса и мало отличается отъ нашихъ современныхъ лучшихъ англійскихъ пойнтеровъ, развѣ только болѣе длиннымъ ухомъ. Рисунокъ этой суки — одно изъ первыхъ изображеній желто-пѣгаго пойнтера съ носомъ коричневаго цвѣта.

Удре былъ на 25 лѣтъ моложе Депорта и былъ его послѣдователемъ и конкурентомъ. Онъ состоялъ на службѣ короля и жилъ при его дворѣ, участвовалъ на всѣхъ его охотахъ, срисовывая ихъ на полотнѣ, и пользовался любовью Людовика XV за умѣлое изображеніе охотничьихъ сценъ. По его рисункамъ король заказывалъ гобелены для своей спальни, а картины его одинаково интересны какъ для любителя живописи, такъ и для охотниковъ. Животныя, собаки и лошади, воспроизводились имъ съ такой точностью, что король ихъ всѣхъ узнавалъ и называлъ по кличкамъ. Co всѣхъ любимыхъ собакъ короля этимъ художникомъ были написаны ихъ портреты (Vie des Peintres, M. Ch. Blanc, и Histoire de la Chasse p. Dunoyer de Noirmont, 1867, томъ I, стр. 254).

Таблица VIII.

«Джюно» — свѣтло-палевый пойнтеръ начала XIX-го столѣтiя.

Гравюра Ричарда Паръ, изъ журнала «Sporting Magazine» 1834 г., копія съ картины G. H. Leporte (выставлявшаго съ 1821 по 1873 г.).

Изображена свѣтло-палевая сука «Джюно», рожденная на псарнѣ короля Георга IV и принадлежавшая Тh. Scotland'у.

Сука эта была выдающейся работницей и, судя по картинѣ, великолѣпна и по себѣ. Если и можно придраться къ какимъ-либо ея недостаткамъ, то только къ слишкомъ низко посаженному уху и слишкомъ тонкому у корня пруту.

Таблица IX.

Черно-пѣгiе пойнтера.

Гравюра J. Scott (младшаго), помѣщенная въ журналѣ «Sporting Magazine» 1831 года, какъ копія съ картины художника J. F. Lewis, выставлявшаго съ 1820 по 1877 г.

Картина изображаетъ пару прекрасныхъ черно-пѣгихъ сукъ-пойнтеровъ. Лучшая изъ нихъ передняя: голова ея лучше. У обѣихъ, повидимому, отрѣзанъ кончикъ прута.

Таблица X.

Черные пойнтера.

Картина масляными красками художника С. F. Newton, 1827 года. Сюжетъ ея — черные пойнтера, красавцы по себѣ. Особенно хороша сука на стойкѣ, другая собака нѣсколько испорчена художникомъ, укоротившемъ ея голову. Но, несмотря на это, обѣ собаки могутъ служить моделями; у обѣихъ голова съ уступомъ морды, красивыя складки брылей, круглый глазъ, высоко посаженное ухо, тонкій прутъ — все признаки высококровныхъ пойнтеровъ.

Таблица XI.

Голова пойнтера.

Снимокъ съ картины художника Д. Эрлъ, писанной въ 1898 году съ кофейно-пѣгаго пойнтера «Сишоръ», брата суки «Сибризъ». Рисунокъ нѣсколько утрированъ, какъ идеализація образцовой шеи и головы.

Таблица XII.

Чампiонъ «Гамлетъ».

Портретъ знаменитаго чампіона «Гамлетъ», снимокъ съ картины Д. Эрлъ, 1868 года.

Съ владѣлыдемъ и заводчикомъ этой собаки, Д. Вайгаусомъ, я часто охотился. Высокую свою кровь «Гамлетъ» подтверждалъ какъ своимъ общимъ видомъ и выдающейся работой, такъ и потомствомъ, которое онъ оставилъ.

Таблица XIII.

Чампiонъ «Дрэкъ».

Портретъ чампіона «Дрэкъ», одного изъ самыхъ выдающихся побѣдителей состязаній, принадлежавшаго сэру Р. Гарту, у котораго онъ и родился. Портретъ этотъ писанъ художникомъ Д. Эрлъ въ 1875 году. Ноги и лапы собаки изображены нехорошо, какъ бы деревянными, но голова (несмотря на поврежденіе картины около уха собаки) очень красива, хотя черепъ и переломъ морды я не считаю безупречными.

Я думаю, что художникъ прикрасилъ эту собаку, такъ какъ я слышалъ, что «Дрэкъ» обладалъ тяжелой головой и вообще не отличался красотой.

Таблица XIV.

Чампiонъ «Альдинъ-Флюкъ».

Картина художника George Earl, 1897 года, была помѣщена въ журналѣ «Land and Water», 22 октября 1899 г., при слѣдующемъ описаніи:

«Желто-пѣгая собака, изображенная на переднемъ планѣ, чампіонъ «Альдинъ Флюкъ», взявшій два приза на состязаніяхъ, хотя участвовалъ всего только три раза, и имѣющій высшія награды на выставкѣ.

«Флюкъ» — замѣчательно красивый, рослый пойнтеръ, который, несмотря на свой ростъ (27 дюймовъ въ плечахъ) и свой вѣсъ (67 англ. фунтовъ), не производитъ впечатлѣнія тяжелаго пойнтера. Его длинное бедро, его тонкій и пружинистый пазанокъ и узкая, сжатая лапа даютъ ему возможность быстро и смѣло обыскивать самую трудную мѣстность; а его плечи, спускъ реберъ, крѣпость крестца и мускулатура свидѣтельствуютъ о его выносливости. Голова очень типична, безъ малѣйшихъ признаковъ примѣси гончей; глазъ большой и круглый, отличный черепъ съ сильно выраженнымъ переломомъ; морда квадратная, съ нѣсколько приподнятымъ чутьемъ и открытыми ноздрями; уши высоко посажены и замѣчательно хороши. Его внутреннія качества отвѣчаютъ его наружному виду; по чутью и страсти у него мало соперниковъ, его легкій и быстрый поискъ неутомимъ. Несмотря на свои десять лѣтъ, онъ и сейчасъ любимая собака своего владѣлыда. Онъ происходитъ изъ одного помета съ сукой «Бель-Чансъ», того же окраса, какъ и онъ, и вообще очень на него похожей.

«Секундирующая ему на картинѣ собака, кофейно-пѣгая сука «Брайдъ II офъ Питкрай», рожденная у П. Берна, который продалъ ее В. Аркрайту. Въ жилахъ ея течетъ кровь старинныхъ шотландскихъ собакъ и старыхъ пойнтеровъ В. Шильда. Это хорошая по работѣ сука, бравшая и выставочные призы и хорошая производительница».

Картина писана художникомъ-охотникомъ, любителемъ собакъ, изучившимъ пойнтера на охотѣ.

Таблица XV.

«Сандбанкъ» и «Сибризъ».

Картина художницы Maud Earl, 1899 г., изображаетъ двухъ моихъ пойнтеровъ, чампіона «Сандбанкъ» и суку «Сибризъ». He буду ихъ описывать и укажу только, что передняя «Сибризъ» — лимонно-пѣгая, задній, «Сандбанкъ», красно-пѣгій. Картина эта озаглавлена «Обѣтованная земля» и изображаетъ эту пару пойнтеровъ въ ожиданіи своей очереди и страстно слѣдящихъ за стрѣльбой въ отдаленіи.

Таблица XVI.

Этюдъ художницы М. Эрлъ, 1901 года, съ головъ двухъ первоклассныхъ черныхъ пойнтеровъ D. M. Forbes'a. Къ сожалѣнію, теперь немного такихъ пойнтеровъ! На лѣвомъ и правомъ рисункахъ изображена голова кобеля «Лорна», при чемъ профильный рисунокъ (налѣво), — это совершенство головы пойнтера. На верхнемъ и нижнемъ рисункахъ — голова его дочери «Кэтъ»; у нея, пожалуй, чуть длинно ухо и малъ черепъ, но, въ общемъ, все же чудная голова.