Мой геликомобиль стоял в гараже, тут же во дворе. Я осмотрел его, проверил, исправно ли работает поглотитель углекислоты, поставил новый баллон с кислородом и вернулся к себе в комнату.
Вылететь я решил завтра в 9 часов утра, итти спокойно со скоростью километров 500 в час — тогда я прибуду как раз к вечернему чаю. Рассчитывая на 12 часов полета, я приготовил на дорогу несколько бутербродов, большой апельсин, три плитки шоколада и налил в термос горячее молоко.
…Я проснулся. В комнате было темно: открытые окна закрывались на ночь шторами, не пропускающими света. Я нажал кнопку, и на потолке появилось огромное отражение светящегося циферблата: восемь часов!
Быстрая гимнастика, холодное обтирание, легкий завтрак — и я в гараже. Утро пасмурное. Придется забираться повыше и итти по приборам. Ничего: не в первый раз.
В кабине геликомобиля очень удобно. На доске передо мной чуть поблескивают круглыми стеклами два ряда приборов. Ниже несколько баранок, похожих на рулевые колеса автомобиля. На баранках надписи:
«Колеса» — выдвинуть, втянуть; «Крылья» — уложить, выставить; «Крылья» — выдвинуть, втянуть; «Вертушка» — подъем, спуск; «Вода» — впуск, выпуск; «Малый винт» — снаружи, внутри.
Под ногами — педали скорости и торможения. У правой руки — рукоятка направления и высоты. Слева рукоятка включения четырех моторов, и тут же, в стенке кабины, шкапчики с продовольствием и медикаментами.
Надо мной прозрачная крыша обтекателя, а снизу прозрачный пол.
Боковые стенки тоже прозрачные, все из особого, небьющегося «стальстекла».
Геликомобиль выехал из ячейки гаража.
Я поставил рукоятку включения против надписи «Колеса» и слегка нажал левую педаль. Геликомобиль плавно выехал из ячейки гаража. Поворот рукоятки направления вправо, и я покатил по спирали, подымаясь к крыше. Вверх было ближе, чем вниз, потому что геликомобиль стоял в девятом этаже гаража.
Плоская крыша была очень небольшой.
Геликомобиль мог подниматься вертикально вверх, как обычный геликоптер. Я сделал два оборота баранки «Вертушка», установил рукоятку включения моторов против надписи «Вертушка» и нажал педаль скорости. Поднявшийся над кабиной четырехлопастный пропеллер завертелся сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Я посильнее надавил педаль: послушный геликомобиль оторвался и стал набирать высоту. Я втянул не нужные уже колеса.
Крыша становилась меньше. Подо мной был уже весь двор, потом соседние дома, улицы, сады. Видимость плохая — туман.
Подо мной был уже весь двор, потом соседние дома, улицы…
Я повернул баранку «Крылья». На корпусе геликомобиля повернулись не заметные раньше плоскости, и машина стала похожей на короткокрылый самолет. Один оборот второй баранки «Крылья», и я уже на настоящем самолете, с блестящими остроконечными плоскостями. Крылья выдвинулись, как раздвигается подзорная труба.
Вперед!
Перевожу рукоятку моторов на «Воздушный винт», сильно нажимаю педаль, и геликомобиль, загудев пропеллером, сразу рванулся. Теперь мне вертушка не нужна; поворотом баранки я уложил ее в корпус машины. Освободившись от лишнего сопротивления воздуха, геликомобиль пошел еще скорее.
Альтиметр показывал высоту в 300 метров, а указатель скорости — 100 километров в час. Я откинул крышку кабины и оставил спереди только козырек, защищающий от ветра. Свежий утренний воздух обдувал меня. Так хорошо ощущалась скорость, так приятно было мчаться на машине, послушной малейшему движению!.. Я передвинул рукоятку высоты, набрал 1 500 метров и включил «автоматический пилот». Это замечательная выдумка: выбрал по компасу нужное направление, поставил стрелку «автопилота», и больше не заботься ни о чем: «автопилот» не собьется с курса и не даст потерять высоту. Когда он включен, мне делать нечего. Сижу, посматриваю на приборы, радуюсь, что все в порядке, и дышу чистым воздухом большой высоты.
Однако, нечего мне так плестись! Обветрило немного, и хватит. Я захлопываю крышку кабину и нажимаю педаль скорости до конца. Я знаю, что жужжанье пропеллера перешло в страшный свист, но кабина почти не пропускает шума. Скорость — 500 километров в час. Если подняться выше, можно пойти еще быстрее. Одно движение рукоятки, и стрелка альтиметра поползла: 2000… 2500… 3000… 3500… 4000…
Здесь воздух реже, и одновременно с набором высоты увеличивается скорость — геликомобилю легче нестись. Я поднялся на 5000 метров, выше не хочу, иначе придется включать кислородный прибор, а с ним я себя хуже чувствую. Вот теперь скорость почти 650 километров в час. Так я быстро домчусь.
Удивительно красиво! Подо мной громоздятся кручи облаков, ярко сияет солнце, облака искрятся, и куда ни глянешь — простор. Облака так похожи на заснеженные горы, что я представил себе, как хорошо было бы путешествовать по ним на лыжах, мчаться с облачных холмов, катиться в пропасти, с разгона взлетать на облачные вершины. Здесь светлое морозное утро, а внизу теплое лето.
Да, нужно подкрепиться. «Автопилот» работает, а я только поглядываю на приборы. Я спокоен: у меня свежезаряженные аккумуляторы, электромоторы могут работать 40 часов. Ведь в геликомобиле нет старых, бензиновых двигателей. Я пользуюсь электромоторами, получающими ток от электрических аккумуляторов. Аккумуляторы легки, прочны и занимают не больше места, чем два тома «Технической энциклопедии».
Перед вылетом я заложил в «курсограф» карту пути, на которой автоматически чертится линия полета. По карте я вижу, что сейчас должен быть над морем. Еще 3 часа, и можно спускаться.
А если проверить, где я? Это нетрудно. Одно движение рукоятки высоты, и моя машина плавно скользит вниз. Я прорезаю слой легких облаков и действительно вижу море. Оно покрыто белыми гребнями высоких волн. Значит, ветер.
Я прорезаю слой легких облаков и вижу море.
Но почему я продолжаю спускаться? Ведь я передвинул рукоятку высоты на «подъем». Почему уменьшается скорость? Почему стрелка напряжения тока на нуле? Ничего не понимаю…
У меня перестал работать электромотор пропеллера! Теперь я уже не на самолете, не на геликоптере, не на своем геликомобиле: я — безмоторная птица, планер. Я выдвигаю крылья до конца, чтобы медленнее спускаться, и парю широкими кругами, как коршун, но море все ближе и ближе.
Придется сесть на воду, на большую волну. Над самой поверхностью я выправляю машину, с разгона перелетаю с одного гребня на другой, на третий, но тут мою маленькую машину захлестывает волна, и я оказываюсь во власти моря. Я не боюсь; кабина хорошо закрыта, внутрь вода не пройдет, но как ужасно меня качает!
Я будто в пузырьке воздуха, и сердитое море играет мною.
Чтобы удары волн не повредили крыльев, я втягиваю их и укладываю вдоль корпуса. Я будто в пузырьке воздуха, и сердитое море играет мною. Так кидает, что я ничего не могу сделать. Пристегнулся к креслу и еле сижу.
Я упираюсь в пол кабины, одной рукой держусь, а другой плотно затягиваю винты крышки, включаю поглотитель углекислоты, поворачиваю кран на баллоне с кислородом и верчу баранку «Вода».
Геликомобиль погружается. Становится темно. Я поворачиваю выключатель. Свет есть. Здесь у меня работает другой, маленький аккумулятор. Постепенно качка становится все слабее, и наконец я закрываю приток воды в цистерну. Я уже так глубоко опустился, что здесь все спокойно, хотя сверху море бушует. Теперь можно поискать повреждение.
Аккумуляторы стоят под сиденьем. Я провожу от них два провода к вольтметру, и его стрелка движется. Если аккумуляторы в порядке, то где же повреждено? Посмотрим, работает ли электромотор водяного винта. Я поворачиваю баранку, выдвигающую малый винт, ставлю рукоятку включения моторов на «Малый винт» и нажимаю педаль скорости. Винт не работает… Так… Теперь проверим провода от аккумуляторов к включателю моторов.
Вот оно что! Когда я менял схему присоединения, я слабо затянул гайку, крепящую один из проводов. От сотрясения гайка отвернулась совсем, и провод соскочил.
Привинтить его недолго. Я снова нажимаю педаль скорости. Есть! Забегали стрелки приборов. Плывем!
Я поворачиваю ручку, и геликомобиль идет по нужному направлению. Но как идет! 30 километров в час. Это вместо 650!..
Нет, не годится. Так я должен буду плыть почти трое суток; у меня не хватит заряда аккумуляторов. Нужно выбираться. Я поворачиваю баранку «Вода», и сжатый воздух выгоняет воду из цистерны. В кабине становится совсем светло, и я всплываю на поверхность. Здесь маленький геликомобиль скользит по воде как глиссер, со скоростью 120 километров в час.
Попробовать подняться в воздух? Только бы не захлеснуло. Одной рукой я взялся за переключатель моторов, другой — за баранку «Вертушка».
Раз, два — вертушка стоит… Три! Мотор включен, педаль скорости нажата до конца, и геликомобиль, подброшенный удачно налетевшей волной, подпрыгивает и уходит в высоту.
Геликомобиль подпрыгивает и уходит в высоту.
Все в порядке.
Можно втянуть малый винт, выдвинуть крылья, набрать большую высоту и снова помчаться.
Я размечтался… Представил себе «геликомобиль», который никем еще не придуман. Мой геликомобиль построить нельзя: маленькие, легкие и сильные аккумуляторы еще не изобретены. Есть много разных способов передвижения: по земле — автомобили, аэросани, унициклы, электрические и паровые поезда; в воздухе — планеры, самолеты, автожиры, дирижабли; по воде — колесные и винтовые пароходы, глиссеры; в воде — подводные лодки, а вот такой машины, чтобы могла одна везде ходить — по земле, по воде, под водой и по воздуху, — такой еще нет. Над конструкцией вездехода-везделета-вездеплава стоит поработать.
Все изобретатели сначала строят модели и на них изучают, как лучше построить настоящие машины. И мы тоже с моделей начнем.