Нет агрикультуры, если нет культуры.
Городская промышленность развивалась, механизировалась и требовала все больше и больше квалифицированных рабочих, умеющих хорошо обращаться с машинами, выпускать высокого качества товар. Такой рабочий должен быть грамотным. Капиталист и само государство в своих интересах строили в городах и при фабриках школы и том самым способствовали развитию грамоты среди рабочих.
Не то в сельской промышленности -- в деревне; земледелие у нас самая отсталая отрасль хозяйства: благодаря обилию земли и дешевым рабочим рукам, помещики не заводили культурно-промышленных хозяйств, а вели таковые хищническим способом, без затраты капитала. На распространение грамотности не тратилось ни гроша, так как не нужен был грамотный батрак.
Крестьянин же, благодаря малоземелью и бедности, конечно, не мог самостоятельно выбраться из тьмы к свету; мы получили в наследство сплошь безграмотного сельского рабочего и трудового крестьянина.
Усилившаяся хозяйственная разруха требует от нас высокого напряжения всех сил, чтобы поборота разруху и увеличить количество нужных нам благ. Мы знаем, что не увеличением только кадра рабочих, не напряжением физических сил мы победим продовольственную разруху, а распространением сельско-хозяйственных знаний среди работников и работниц и усилением техники, машинизации и электрофикация земледелия. А для этого каждому, всюду и везде нужна грамота и грамота.
Работники и работницы должны сами уметь прочесть книжку или инструкцию; должны сами узнать, как бороться с червем, саранчей, засухой; должны уметь выбраться из беды от бескормицы; должны знать, что в хозяйстве вредно, а что полезно, для того, чтобы все было сделано во-время, а не на-авось. Для того же, чтобы действовать так, как это требуется наукой, подсказанной опытом, а не как-нибудь, нужно уметь читать и писать. Верный друг книга, куда ученые целыми столетиями перекладывали свои знания, научит вас. что, когда и как нужно делать.
Зима должна быть использована, зимы совершенно достаточно.
Взрослый -- не ребенок.
Он быстро научится читать и писать, а культурно-просветительные кружки и библиотеки-читальни дополнят дело образования. Что же нужно для этого сделать: все рабочие и работницы должны понять необходимость этого и приготовиться -- учиться никогда не поздно.
Заведующие совхозами должны подготовить помещения, если вблизи нет школы; а Московский отдел народного образования должен приготовить кадр учителей, не менее 300 чел. и учебные пособия.
Профессиональный союз работников земли должен взять наблюдение к контроль по проведению всей кампании но ликвидации безграмотности среди взрослых в совхозах.
Журн. Бюллетень Земотдела Моск. С. Р. Д. No 1 . 1920 г.