Финикийцы. Первым народом, о деятельности которого в Испании имеются свидетельства, запечатленные в письменности, были финикийцы, основавшие на испанской территории колонии и вступившие с ее народами в торговые сношения. Финикийцы пришли из Сирии, на берегах которой они, как полагают, утвердились в середине третьего тысячелетия до н. э., положив начало могущественной державе — конфедерации нескольких городов (Тир, Сидон, Библос и др.). Уже в XX столетии до н. э. финикийские мореплаватели настолько расширили сферу своей торговой деятельности, что проникли в Египет и на острова Ионического моря. Дата их первого появления в Испании не может быть точно определена.
Некоторые исследователи полагают, что они явились на Пиренейский полуостров в исходе неолитического периода и именно в эту эпоху захватили юго-восточную часть Испании — земли, которые затем они покинули. В конце XII в. до н. э. финикийцы твердо обосновываются в юго-западной Испании.
Один античный географ (I в. до н. э.), использовавший источники минувших эпох, утверждает, что финикийцы завладели страной Тартес (западной Андалусией) задолго до Гомера (а предполагают, что время Гомера — это X век до н. э.) и что финикийцам греческие историки обязаны первыми сообщениями об Испании. Вряд ли следует считать недостоверной версию, согласно которой финикийцы еще в XI в. до н. э. завоевали Кадис, в ту пору носивший название Агадир. Вслед за тем финикийцы заняли различные пункты на южных, восточных и западных берегах Пиренейского полуострова и дошли до Галисии и других отдаленных областей, где они занимались рыбной ловлей и добычей различных руд. Несомненно, что в VIII и VII вв. до н. э. финикийцы совершали вдоль берегов Испании путешествия, обследуя земли полуострова; описания — маршруты этих рейдов называются периплами[32].
Отношения между финикийцами и жителями Испании. Финикийцы стремились главным образом к эксплуатации рудников и к ведению торговли. Не довольствуясь пиратским промыслом и экспедициями, которые организовывались для ловли рабов или торговых операций, они закреплялись в определенных местностях, основывали там фактории, склады и города, иногда близ туземных поселений, иногда в еще не заселенных местах. Для этой цели они избирали преимущественно острова, близкие к берегу, или мысы — пункты, которые можно было легко защитить и где имелись удобные естественные гавани. Финикийцы устраивали там свои склады, воздвигали крепость и святилища. Когда эти поселения или фактории основывались по инициативе государства, то в политическом отношении они зависели от метрополии; но даже в тех весьма нередких случаях, когда эти колонии основывались по инициативе могущественных торговых домов, они были связаны с метрополией религиозными узами. Представители этих колоний ежегодно съезжались в Тир на празднества, посвященные Ваалу, и, кроме того, платили особые подати, которые поступали в храмовые сокровищницы метрополии. Наиболее важными факториями, или колониями, Пиренейского полуострова, как полагают, были Эрития (Санкти Петри), Мелькартея (Алхесирас), Малака (Малага), Секси (Хате), Абдера (Адра), Гиспалис (Севилья), уже упомянутый Агадир, или Гадес (Кадис), Эбуса (Ибиса) и др. Весь полуостров финикийцы называли Спан, или Спания («неизвестная», скрытая, отдаленная страна).
Финикийцы не ограничились занятием берегов. Они углублялись внутрь Испании, прежде всего в ее южные районы (Андалусия и Мурсия). Используя торговые связи и прибегая к силе, подавляя коренное население превосходством своей культуры, они добились подчинения всех иберов, которым передали свою письменность, свой язык, свою культуру и производственные навыки. Это влияние, впрочем, оспариваемое многими исследователями, проявляется не только в памятниках и произведениях искусства, но и в названиях мест, которые занимали финикийцы.
Поэтому древние поселения, расположенные между Малагой и Адрой, называются «бастуло-финикийскими», а один греческий автор, живший незадолго до начала новой эры, считает, что финикийскими были даже города Турдетании.
В процессе быстрого развития финикийские колонии в Испании достигли определенной политической и административной независимости от метрополии. Центром этих колоний в исторические времена был Кадис. Формы правления в колониях и метрополии были сходны. Финикийцы ввели также свою религию и своих национальных богов — Ваала-Гаммона, Астарту — богиню Сидона, и Ваала-Мелькарта (Геркулеса) — бога Тира. Мелькарту был посвящен большой храм в Кадисе, в котором справлялись большие празднества. Отсюда и возникло название «столбы Мелькарта», или «Геркулесовы столбы», которое в древности было дано скалам на берегах Гибралтарского пролива.
Вначале финикийцы ограничивались только меновой торговлей; затем они ввели в Испании деньги, чеканившиеся во многих финикийских колониях.
Не следует думать, что испанцы повсеместно покорились финикийцам без сопротивления. Несомненно, финикийцы установили свое господство в упорной борьбе с коренными обитателями полуострова. Во многих областях так и не удалось подавить сопротивление народа, который стремился освободиться от чужеземного ига. Отношения между финикийцами и испанцами обострялись также и потому, что последние часто оказывались жертвами злоупотреблений со стороны пришельцев.
Остатки финикийской колонизации. Финикийцы благодаря своей обширной сухопутной и морской торговле распространили ремесло и искусство народов Передней Азии на весь средиземноморский бассейн. Таким образом, они принесли в Испанию элементы азиатской и египетской культуры. Следы этих влияний, равно как следы влияния ремесла и искусства населения Сидона и Тира, можно наблюдать в керамических и металлических изделиях, обнаруженных в различных частях Андалусии. О тех же влияниях свидетельствуют древние рудники, соляные копи и рыбосолильни, остатки которых обнаружены в различных пунктах Юга, Запада и Северо-Запада. Возможно, что аналогичное влияние проявляется и в скульптурах, найденных в Экле. Чисто финикийскими памятниками в Испании признана недавно обнаруженная прекрасная гробница в Кадисе, погребения в Малаге и украшения, которые в них были обнаружены, а также подземные захоронения Кадиса.
От грандиозного храма, посвященного Мелькарту, и его сказочных колонн, высотой в 3,5 метра, сооруженных из золота и серебра, о которых упоминают древние источники, не осталось и следа.
Конец финикийского господства. Финикийцы метрополии, бывшие с давних времен (может быть, с XVIII в. до н. э.) данниками Египта, подверглись около VIII в. до н. э. нападению царей Ассирии и Вавилона, которые после многолетних войн, в 573 г., овладели Тиром. Вавилоняне лишили финикийские города независимости и способствовали уменьшению их политического и торгового влияния в Средиземном море[33].
Испанские колонии на первых порах подчинялись метрополии и в течение некоторого времени платили ей подати. Однако эти узы вскоре были разорваны, а вместе с тем прервалась и связь испанских колоний с Финикией. Это было следствием краха великой финикийской конфедерации, некогда господствовавшей в Средиземноморье.
Упадок финикийской метрополии частично компенсировался политической и торговой экспансией ее новой колонии — Карфагена, основанной на северном берегу Африки и унаследовавшей мощь Тира. Основанный, по всей вероятности, в конце IX в. до н. э. (может быть, в 814 г.) Карфаген уже в VII в. до н. э. стал крупным торговым центром и добился преобладания над прочими братскими колониями финикийцев на Западе. В VI в. до н. э. влияние Карфагена значительно возросло, особенно в связи с падением метрополии, место которой он занял. Естественно, что влияние это распространилось также и на поселения финикийцев в Испании, с которыми карфагеняне установили тесные торговые отношения. К этому времени относится плавание к западным берегам Африки карфагенского военачальника Гамилькона. По-видимому, еще раньше карфагеняне овладели островом Ибисой[34].
Поэтому вполне естественно, что, когда в VI в. до н. э. начались ожесточенные войны между туземными племенами и кадисскими финикийцами, последние призвали на помощь своих соотечественников. К тому времени карфагеняне представляли в Западном Средиземноморье наиболее внушительную силу, которая проявляла себя в непосредственной близости от берегов Пиренейского полуострова. Карфагенские войска вступили в Испанию, чтобы оказать поддержку финикийским колониям, закрепляя силой оружия торговую гегемонию и политическое влияние, которым уже располагал Карфаген и которое вскоре превратилось в полное господство над частью территорий полуострова (стр. 21 — 22).
Греки в Испании. С незапамятных времен финикийцам в процессе их экспансии в Средиземном море, и особенно на островах Эгейского моря, приходилось бороться с другим народом — тоже азиатского происхождения — греками. Греки, подобно финикийцам, вели обширные торговые операции на суше и на море, совершая большие походы и колонизируя другие страны; в течение долгого времени финикийцы конкурировали с ними.
Греческая экспансия достигла Испании в период, который нельзя точно определить, хотя, согласно свидетельству, одного греческого историка, первое сообщение, полученное греками о Пиренейском полуострове, относится к 630 г. до н. э., когда к берегам Тартеса прибило, увлеченное ветрами, судно из Самоса. Этой датой отмечено начало торговых сношений греков с туземцами. Фокейцы, «первые греки, которые совершали далекие путешествия по морю», как говорит уже упомянутый ранее историк, торговали с Тартесом и завязали весьма дружественные сношения с царем этой местности, которого они называли Аргентонием. Как полагают, первая колония, созданная на территории полуострова, была основана выходцами с острова Родос на северо-восточном берегу, близ Пиренейских гор. Они именовали свою колонию Рода (возможно, Росас), но это сообщение не вполне достоверно. Имеются более точные данные относительно фокейской колонизации. Фокейцы, завязав сношения с Тартесом, обосновались затем в Массилии (Марселе), городе, основанном ими примерно в VII в. до н. э., и оттуда распространяли свое влияние на прибрежные области, продвигаясь к востоку и подчиняя при этом другие, ранее основанные, греческие колонии. Главным поселением фокийцев был Эмпорион, или Эмпория («рынок»), расположенный в том месте, где сейчас находится Кастельон де Ампуриас (провинция Херона). Южнее был основан Гемероскопий, а против Балеарских островов в районе Валенсии — города Артемисий, или Дианий (Дения), и Алонай. Грекам удалось обосноваться здесь в результате ожесточенной борьбы с финикийцами, утвердившимися в этих местах раньше, и с карфагенянами, которые овладели Балеарскими островами и продолжали вести борьбу за гегемонию в западной части Средиземного моря. Эта борьба (о ней можно судить не только по морским сражениям между финикийцами и греками, но также и по условиям договора, согласно которым массилиоты обещали не заходить южнее мыса Мао, предоставив прочие земли на средиземноморском побережье Испании финикийцам) не приостановила продвижения фокейцев вдоль восточного побережья полуострова. Они основали далеко на юге колонию Майнаке (Менаку), разрушенную впоследствии карфагенянами. Греки обосновались также в ряде других пунктов Андалусии и достигли Португалии, Галисии и Астурии, где осталось немало следов (хотя не всегда достоверных) их деятельности. Греки называли всю испанскую территорию, на которой они господствовали, Гесперией, или Иберией.
Организация греческих колоний. Первоначально греческие колонии были в большинстве случаев частными предприятиями, которыми руководили крупные торговые дома. Город — метрополия, откуда прибывали колонисты, давал им только священный огонь и направлял служителя культа, который должен был провести церемонию основания колонии. Колония оставалась независимой, хотя, естественно, относилась к метрополии почтительно. Колония не обязана была повиноваться метрополии в политических вопросах и не предоставляла ей каких-либо особых привилегий в торговле. Иногда колония совершенно отделялась от метрополии и даже вела с ней борьбу, хотя и поддерживала с последней тесные связи, особенно религиозные; в частности, греческие колонисты, подобно финикийским, направляли депутации паломников в метрополию ко дням крупных традиционных празднеств. Позже колонии (особенно афинские) имели иной характер. Это были поселения, в гораздо большей степени зависимые от города-метрополии.
Весьма любопытный пример греческой колонизации в Испании представляет Эмпорион. Сначала греки обосновались на острове (Палеополис — древний город), но затем они перебрались на берег, неподалеку от находившегося там туземного города, оставив, однако, незаселенной территорию между этими двумя городами; затем, когда отношения между пришельцами и туземцами стали более близкими, греческая колония приблизилась к испанскому поселению, образовав вместе с ним двойной город, в котором туземная и греческая половины были отделены друг от друга стеной с воротами. В конце концов обе части города слились воедино, хотя еще во II в. до н. э. Эмпорион продолжал оставаться двойным городом. Днем ворота были открыты, и греки свободно общались с туземцами. Впрочем, на испанскую половину греческие колонисты отваживались проникать только большими группами. Ночью ворота запирались, и во избежание неожиданностей возле них выставлялась стража.
Во многих местах греки проникали в глубь страны и там обосновывались. Во внутренних областях, где их колонии отсутствовали, они вступали в союз с туземными племенами, стремясь расширить сферу своей торговой активности.
Влияние греческой культуры на испанцев. Греческие колонисты благодаря большому количеству своих поселений и размаху торговой деятельности оказали большое влияние на туземцев полуострова, как о том можно судить по немногочисленным дошедшим до нас свидетельствам.
Первые монеты в Испании (из Эмпориона и Роды) относятся к греческому (фокейскому) типу; они обращались в значительной части Европы, что свидетельствует о большом размахе торговли Эмпориона. Имеются монеты, на которых выбиты названия Массилии, центра фокейской колонизации, наряду с названиями туземных городов — Сагунта и Илерды, — что свидетельствует о союзных связях между греческими и испанскими поселениями. Найдены также монеты с туземными надписями (обозначения даны литерами местного алфавита). Позже была принята пуническо — сицилийская монетная система, введенная карфагенянами. Греки способствовали также распространению земледелия и содействовали распространению культуры винограда и оливковых деревьев. В сооружениях, возведенных греками, проявились особенности их стиля. К несчастью, в Испании не сохранилось ни одного чисто греческого памятника, хотя в сооружениях последующей эпохи имеют место реминисценции греческого искусства. Из памятников прикладного искусства до нас дошла главным образом керамика, в частности замечательные эмпорийские красно — и чернофигурные глиняные вазы. Влияние греческой культуры проявилось и во введении театра, и в возникновении школ и академий, подобных академии Асклепиада в Андалусии.
Греки оставили немало надписей, обнаруженных в различных пунктах полуострова, в том числе и в северных его областях.