Чадце духовное! Пишешь, что у тебя в настоящее время господствуют в душе три чувства. Первое чувство -- усиливающееся желание хорошей истинно христианской жизни и любви к Богу и частое влечение к внутренней молитве; вследствие чего, конечно, есть любовь и желание внутреннего монашества, наружное же тебе еще недоступно, по разным душевным препятствиям. Находясь в таком положении, держись строже и точнее Евангельского учения, как я писал тебе об этом в прошлом письме. К сказанному прежде прилагаю теперь псаломские слова, от Духа Святаго изреченные через пророка Давида (Пс. 36: 3-7): "Уповай на Господа и твори благостыню: и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Псаломские слова: насели землю, и упасешися в богастве ея", -- относительно тебя могут означать, что ты достоянием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. "Повинися Господеви и умоли его", -- означает: всячески старайся жить по Евангельским заповедям Божиим, и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. "Насладися Господеви", -- означает: не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: "Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна" (Пс. 118: 165). Главные же и важнейшие заповеди закона Евангельского три: не судите и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустятся вам. Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди. О других твоих двух чувствах толковать теперь нет времени.
О N... своей пишешь, что ей немало повредила жизнь в Г. Я ей уже об этом писал; но она тогда отперлась; не знаю, как теперь она -- сознает это, или не сознает. Впрочем, надеемся, что силен Господь сотворить о ней по воле Своей святой. Если сами не смиряемся, то Господь невольно нас смиряет. У Господа Бога средств-то много. Рано и скоро начала рассуждать, тогда как прежде всего требуется покорение и повиновение. За непокорность и непослушание и Адам с Евой изгнаны из рая. Это всем нам должно помнить и не забывать. В псалмах сказано: "да рекут избавленные Господом". А мы еще и не начинали духовного дела как следует, а толковать обо всем дерзаем, оправдывая себя какой-то прямотой; тогда как и о птицах говорится, что прямо и не осмотревшись летают только одни вороны; другие же птицы держат себя осторожно и осмотрительно.
Мудрые и опытно-духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа.