Аарон (букв. "осиянный") -- согласно Библии, брат и ближайший сподвижник Моисея. Принадлежал к колену Леви. Выступал "устами" ("пророком") Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.
Акива -- видный палестинский учитель I - II вв.
Алмемор (также -- бима; букв. "возвышенное место") -- возвышение в синагоге, на котором стоит стол (или особого рода пюпитр) для чтения Торы. Отсюда обычно произносится проповедь раввина.
Аптрский раввин -- Авраам Йошуа Хешель (1738-1825) -- представитель известной раввинской семьи. Жил в Калбушере (Польша) и Опатосе (идиш: Апт). По невыясненным причинам был вынужден Покинуть город, но обещал сделать название города своим именем. Уехал в Яссы, затем переселился в Меджибож (Подолия).
Ахойр, Ахер -- мудрец, прослывший еретиком и отступником. Жил в эпоху таннаев второго и третьего поколения. Вошел в Пардес (Сад познания), причем проник гораздо далее, чем было положено, и стал разрушать "насаждения".
Баня погружения -- древняя баня, которая в Каббале и особенно среди хасидов стала важной церемонией, имеющей особый смысл и считающаяся таинством.
Батлан (букв. "неработающий" ) -- первоначально титул человека, который ради деятельности общины частично или полностью отказывался от работы или какого-либо оплачиваемого занятия. В позднем идише термин "батлан" стал обозначать лентяя, человека, не желающего приложить усилия для обеспечения себе и своей семье условий существования.
Бен Азай, Бен Аззай -- выдающийся законоучитель первой трети II в. Полное его имя -- Симон бен Аззай, к которому иногда прибавляли титул рабби, однако Бен Аззай, несмотря на великую ученость, не мог пользоваться этим титулом, так как в продолжении всей жизни оставался на положении "ученика", "рассуждающего", имеющего право оспаривать мнение учителя. Легенда говорит о нем: "Он узрел тайны сада и умер".
Бен Зоймо, Бен Зома -- законоучитель начала II в. Полное имя -- Симон бен Зома. Подобно Бен Азаю, оставался на положении "ученика", имевшего право оспаривать мнение учителя. Он увидел, по преданию, тайны сада и был поражен после этого безумием.
Бешт -- так сокращенно называли Баал Шем Това (Владеющий Благим Именем [Божьим]) Исраэля бен Элиэзера; около 1700, Окуп?-1760, Меджибож), основоположника и вдохновителя хасидизма в Восточной Европе, который, как писали тогда, "опустил небеса на землю". Получил известность как чудотворец и каббалист-целитель. Явил собой тип хасидского божественного простеца в коротком овчинном полушубке, какой носили крестьяне Прикарпатья, -- он постоянно общается с простыми людьми и ценит их выше книжников, пляшет и пьет с ними в трактирах, шутит, юродствует.
Брама (польск.) -- ворота городские, погостные.
Велвеле, ребе (полное имя Зеев Кицес; ? -- 1789?) -- сторонник аскетического хасидизма, сподвижник Бешта. Жил в Меджибоже.
Дибук (букв. "прилепление") -- злой дух, который вселяется в человека, овладевает его душой, причиняет душевный недуг, говорит устами своей жертвы, но не сливается с ней, сохраняя самостоятельность.
Ешибот (также: иешива; букв. "сидение", "заседание") -- высшее религиозное учебное заведение, предназначенное для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда.
Запрос - мудрецами разработаны различные формы "запросов", начиная от словесной просьбы и заканчивая сложными ритуалами, основанными на знании сис-темы связи и функционирования высших структур, а также "правил этикета" в общении с Богом. .
Зуся Аннопольский, иногда Аннипольский (? -- 1800) был особого типа проповедником. Практиковал мистическое скитальчество. В его лице вновь появился "юродивый", "дурачок Божий". Его фигуру можно интерпретировать как своеобразный восточноевропейский тип бадхана, шута, в основном встречавшегося на свадьбах, нов облике равви превратившегося в святого. В 1772 г. поселился в местечке Аннополь Киевской губернии. Жил в крайней бедности. Прославился притчами и афоризмами.
Илья, Илия -- в ветхозаветных преданиях одаренный почти божественной властью чудотворец, пророк, вступающий в борьбу с жрецами и царями -- покровителями культа Ваала. Библейский рассказ о вознесении Ильи на небо породил представления, что он не умер и должен вернуться на землю. Он выступает как предтеча и провозвестник мессии (машиаха), которого Бог посылает на землю перед Страшным судом -- он явится вместе с Моисеем, покажет народу семь чудес, приведет грешных родителей к детям в рай, а в конце убьет Самаэля, часто отождествляемого с Сатаной.
Искра Божия -- во время изначального творения, предшествовавшего сотворению нашего мира, божественная световая сущность взорвалась и ее "искры" ниспалив низшие миры, облачившись в "раковины" вещей и всех творений нашего мира.
Йом-Кипур (букв. "День прощения", также "Судный день") -- в еврейской традиции самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей (2-я половина сентября -- l-я половина октября).
Каббала (букв. "получение", "предание") -- эзотерическое еврейское учение с выраженными элементами мистики и магии. Возникло во II в. и представляло смесь идей гностицизма, пифагоризма и неоплатонизма. Главное сочинение Каббалы "Зогар" ("Сияние"), приписываемое Симону бар Йохаю, выпущено в свет в конце XIII в. Наряду с Каббалой как учением существует понятие практической Каббалы, своего рода магии, цель которой -- воздействие на высшие миры с помощью особых молитв, словесных и буквенных формул и сосредоточенного созерцания тайного смысла имен Бога.
Камеи -- амулеты, призванные защитить от беды. Надпись на камее должна быть сделана человеком высоких душевных качеств -- цадиком или каббалистом.
Кивот (также: орн койдеш; ивр. арон кодеш) -- святой ковчег или ковчег завета. Самая священная принадлежность всякой синагоги или молитвенного дома. Святость ковчега объясняется тем, что в нем хранятся свитки Торы. Обычно помещается у стены, обращенной к Эрец-Исраэль, в Израиле -- в сторону Иерусалима, а в Иерусалиме -- к Храмовой горе. В большинстве синагог ковчег находится на возвышении, с площадки которого благословляют молящихся, а раввин произносит проповедь. Чаще всего ковчег находится за завесой, в память о той, которая отделяла Святое святых от других частей скинии и Храма. Вышитые золотыми, серебряными и шелковыми нитями по бархату или шелку, такие завесы стали одной из наиболее украшенных частей синагогального ковчега.
Книга Ангела Розиэля (Разиеля) -- средневековая мистическая книга, описывающая способы вызывания ангелов.
Койган (также: кохен -- букв. "жрец"; мн. число "коханим") -- представитель священнического рода Ааронидов (потомков Аарона), члены которого в древности со-вершали службу в скинии, а затем и в Храме. Их функция благословлять молящихся сохранилась и до наших дней.
Левиты -- представители колена Леви, за исключением жрецов. Из них набирались служители скинии, а позднее Храма (певчие, музыканты, стража и т.д.).
Лейви-Ицхок Бердичевер (?, Замостье -- 1809, Бердичев) -- один из вождей волынских хасидов. С конца 80-х ГГ. окончательно поселился в Бердичеве. Вел образ жизни цадика и часто объезжал местечки и деревни своего района. Любил пожить весело и обладал живой, чрезвычайно общительной натурой. Приезжая в сопровождении многочисленной свиты, он останавливался в доме одного из своих сторонников. После торжественной молитвы начиналось пиршество, на котором хасиды много и долго веселились. Так же, как Бешт, считал, что служить Богу можно не только молитвой, но и обыденной беседой.
Лия -- Не-Бог -- каббалистическая расшифровка имени Лия, исходящая из того, что "ли" на иврите означает "не", а "я" -- первая буква непроизносимого имени Бога Яхве.
Маршалок, маршалик (также: бадхан) -- увеселитель гостей на семейных торжествах, главным образом на свадьбах. Талмуд упоминает о профессиональных шутах, обязанностью которых было веселить подверженных меланхолии людей, а также забавлять и смешить жениха и невесту. В средневековой раввинской литературе говорится о еврейских странствующих певцах, так называемых бадханим и лейцаним (шуты). По-видимому, они традиционно участвовали в свадьбах, ханукальных и пуримских праздниках и играли у евреев ту же роль, что и трубадуры и менестрели в средневековой Западной Европе. Постепенно бадханы создали своеобразную народную поэзию на иврите и идиш.
Миньян (букв. "счет", "подсчет", "число") -- кворум в десять взрослых мужчин, необходимый для совершения публичного богослужения и ряда религиозных церемоний.
Небесная колесница, Колесница Бога -- это видение пророка Иезекиля трактуется как таинство божественного откровения и является одним из фундаментальных принципов Каббалы.
Отлучение (херем) -- самое тяжелое наказание, которое могла наложить община на того, кто противился ее власти, и тем призвать ослушника к порядку. Члены общины воздерживались от каких-либо социальных или деловых контактов с отлученным, он не мог также получать кошерные продукты, вступить в брак, быть похороненным согласно традиции.
Посох и пояс -- символы власти цадика.
Постановления -- имеются в виду практические законы, сформулированные в "Шулхан Арухе" Иосефа Каро (XVI в.) и комментариях к нему. Проводы Субботы -- трапеза по завершению субботы. Эта трапеза понимается как прощание с Царицей Субботой, служит как бы "сопровождением" субботы при ее уходе. Также носит название "трапеза царя Давида". Согласно легенде, Бог сказал царю Давиду, что он умрет в субботу. Поэтому по завершении каждой субботы Давид устраивал трапезу в честь того, что его жизнь еще продолжается.
Раввин -- звание, присваиваемое по получении высшего еврейского религиозного образования, дающего право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда.
Ребе ( идиш; от ивр. "рабби", используется также "раби") -- титул, обычно применяемый к раввину, учителю хедера или хасидскому цадику; также почетное звание ученого.
Розuэль, Разuэль, Разиил (букв. "тайны Бога") -- ангел, впервые упоминаемый в сла-вянской версии Книги Эноха. Впоследствии ангел магии, научивший людей астрологии, гаданию, использованию амулетов. В практической Каббале является провозвестником Каббалы.
Ружинский цадик (прозвище Исраэля бен Шолем Шахна Фридмана; 1797, Погребище Киевской губ.-1850, Садигор, ныне часть г. Черновцы) -- основатель Ружинско-Садигорской хасидской династии. По ложному обвинению был арестован. С 1838 по 1848 г. находился в тюрьмах, откуда бежал. Вел блестящий образ жизни, выезжал в роскошной карете, запряженной четверкой лошадей, держал множество слуг.
Самуил -- в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из "судей израилевых".
Святое святых -- храмовое помещение, где хранился ковчег завета, т.е. ларь, в котором в свою очередь хранились скрижали завета.
Святой Ари -- ПОД таким именем известен раби Исаак бен Соломон Ашкинази Лурия (1536, Иерусалим -- 1572, Сафед), отец новейшей Каббалы. По преданию, стал ясновидящим и вел беседы с пророком Ильей, который посвятил его в тайны мира. Изложения святым Ари каббалистической системы были собраны его учениками. Самое известное, значительное из них -- "Древо жизни".
Святой язык -- древний иврит, язык, на котором написана Тора и другие священные еврейские книги.
Священные (святые) имена -- все элементы священного языка, которые понимаются как живые сверхъестественные существа.
Сефирот (также: сфирот; букв. "числа") -- термин, принятый в каббалистической литературе для обозначения божественных сущностей. В Каббале распространено представление о десяти сфирот, образующих иерархическую структуру и динамически свя-занных между собой. Названия сфирот таковы: "венец" (Бога), "мудрость", "разум", "любовь" (или "милосердие"), "сила", "красота", "вечность", "величие", "основа", "царство". Каждая из сфирот имеет и иные символы, указывающие на ее свойства и назначение. Попытки раскрыть тайны сущностей сфирот занимают важное место в каббалистической литературе.
Ситро Ахро, Ситро ахара ( арам.; букв. "другая сторона") -- в Каббале -- термин, применяемый для обозначения метафизических темных сил, действующих в мире и влияющих на него. Пространство, представляющее собой отрицательное отражение Божественного мира.
"Справлять изгнание" -- восходящая к Талмуду Вавилонскому мысль о том, что изгнание искупает грех. Связана с основополагающими представлениями об искупи-тельном процессе, завершающемся в эсхатологической перспективе. В хасидской практике человек, уходящий в изгнание (обычно на три года), искупает свои личные и общинные прегрешения, тем самым приближаясь к Всевышнему и приближая приход мессии.
Суббота -- еженедельный день отдыха у евреев, день, отмеченный святостью; начинается в пятницу вечером и встречается специальной трапезой и песнопениями. В этот день запрещена всякая работа, за исключением особых, оговоренных Талмудом случаев.
Талес ( идиш ) или таллит ( ивр.) -- еврейское молитвенное облачение, особым об-разом изготовленное прямоугольное покрывало из шерсти (или шелка) с черными или голубыми полосами вдоль коротких сторон и с кистями по углам,
Талмуд (букв. "учение") -- собрание догматических религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся с IV в. до Н.э. по V в. н.э., ставшее основой жизни верующих евреев.
Талненский цадик, раби Давид (Довидл ( идиш ); 1808 -- 1882) принадлежал хасидской династии, известной и как Тверские, и как Чернобыльские цадики. Поселился в местечке Тальное (Талне ( идиш ); Уманский уезд Киевской губ.), где жил в роскоши и содержал пышный двор, восседал на серебряном троне, на котором золотом было написано изречение из Талмуда: "Давид, царь Израилев, жив вечно". За такие проявления "царственности" русские власти неоднократно его арестовывали.
Текио... Шворим... Теруо... -- комбинация коротких и протяжных звуков шофара, обязательный атрибут общинного покаяния и индивидуального раскаяния.
Тора (букв. "учение", "закон") -- В еврейской традиции собирательное название свода законов, данных Богом евреям через Моисея; в узком смысле -- Пятикнижие и его рукописный список (свиток Торы).
Третий чертог -- Чертог красоты. Красота, точнее "великолепие, основанное на гармонии" ( ивр. тифарет), идентифицируется в еврейской мистике с числом 3, поскольку восходит к проявлению свойств третьей из семи сфирот, составляющих структуру мира; три находятся во взаимосвязи с интеллектуальным, семь -- с эмоциональным строем.
Тридцать шесть праведников -- евреи, составляющие нравственную основу мира; согласно Талмуду, столько истинных праведников существует в каждом поколении; в большинстве своем они бедные ремесленники, водоносы и дровосеки, не выделяющиеся особыми познаниями в Торе, но творящие добрые дела и всегда готовые прийти на помощь бедным и угнетенным.
Филактерий (также: теофилин) -- кожаные коробочки с отрывками из книг Исход и Второзаконие, которые накладываются совершеннолетними евреями на левую руку и на лоб во время утренней молитвы в будни.
Хамелюк, он же Кармалюк (Кармелюк) Устим Якимович (1787-1835) -- вождь крестьянских бунтов в Подольской губернии на Правобережной Украине, нередко принимавших антисемитский характер. Украинский народ сложил о нем много песен, легенд и рассказов; его образ запечатлен в украинской литературе и живописи. В восточноевропейском еврейском сознании -- безжалостный разбойник и злодей.
Хасидизм -- религиозно-мистическое народное движение, основанное Исраэлем бен Элиэзером Баал Шем Товом во 2-й четверти XVПI в. среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции. Начавшийся как оппозиционное движение против официального иудаизма, в частности раввината, хасидизм постепенно сблизился с ним. Молитва была исполнена мистической медитации, сопровождал ась особыми телодвижениями, ликованием, радостными песнями и пляской. Хасиды обычно про-водили много времени за тремя традиционными субботними трапезами и нередко поддерживали свое мистическое воодушевление крепкими напитками.
Храм -- центр национальной и религиозной жизни народа, символ присутствия Бога среди евреев. Первый храм был построен царем Соломоном (965-930 до н.э.) на Восточном холме Иерусалима, там, где ныне стоит мечеть Омара. В 586 г. до н.э. разрушен вавилонским царем Навуходоносором П. Работы по восстановлению Иерусалимского храма завершились в 516 г. до н.э. Разрушение Иерусалима и Второго храма римлянами (70 г. н.э.) принесли тяжкие бедствия еврейскому народу. Согласно Иосифу Флавию, около миллиона евреев погибли только при защите Иерусалима, многих убили в других местах и десятки тысяч евреев были проданы в рабство. Разрушение Первого храма и последовавшее за ним Вавилонское пленение знаменуют начало еврейской диаспоры.
Цадик (букв. "праведник") -- человек, отличающийся особенно сильными верой и набожностью, духовный вождь хасидской общины.
Шмельке Никельсбургский, также Никольсбургский (Шмуэль Горовиц; 1726 - 1778) -- хасидский вождь. Создал хасидскую общину в Рычивуле (ныне Познанское воеводство, Польша), потом перебрался в Сеняву (ныне Жешувское воеводство, Польша), а оттуда в Никольсбург (Моравия, ныне г. Микулов, Чехия), где был председателем религиозного суда.
Шмуэль Каминкер (? -- 1831) -- один из последователей Бешта.
Шофар -- рог, обычно бараний. В глубокой древности служил для созыва народа и для устрашения врага, позднее -- для придания дополнительной торжественности особым событиям и богослужениям в праздники.