Русская народная масса имѣетъ крайне смутное и, большею частью, фантастическое представленіе о собственной родинѣ: о государственномъ устройствѣ Росой, о ея размѣрахъ, составѣ населенія, и, въ особенности, о ея роли въ международныхъ отношеніяхъ. Еще болѣе смутны и фантастичны представленія массы о другихъ народахъ. О большинствѣ изъ нихъ, даже о нѣкоторыхъ изъ европейскихъ народовъ, она совершенно никакого представленія не имѣетъ, даже не подозрѣваетъ объ ихъ существованіи.
Главнымъ отличіемъ иноземцевъ отъ русскихъ является, но представленію народной массы, вѣра. Истинные христіане, вѣрующіе въ истиннаго Бога -- только русскіе, да еще, по довольно распространенному представленію, китайцы (!). Всѣ же другіе народы, и западные, и восточные, не знаютъ правой вѣры и даже поклоняются идоламъ, при чемъ, въ большинствѣ случаевъ, не дѣлается никакого различія между "нехристями", "идольниками", "католиками" и "алюторами".
Въ 90-хъ годахъ прошлаго столѣтія составительницы "Что читать народу?" произвели въ различныхъ частяхъ Россіи опросъ взрослыхъ крестьянъ относительно разныхъ географическихъ терминовъ и, между прочимъ, относительно другихъ народовъ, населяющихъ земной шаръ. Среди полученныхъ отвѣтовъ находятся слѣдующіе: "Турки вѣры католической". "Татары -- не знаю, чѣмъ завѣдують, католики -- народъ особенный". "Англичане вѣры католической" {Мнѣ приходилось слышать повѣрье, что "Англичане поклоняются Юпитеру".}. Зато относительно Китая въ отвѣтахъ говорится: "Китай такой народъ есть, который вѣруетъ, какъ и мы". "Китай, тамъ народъ крещеный" {"Что чит. нар.?" T. II, стр. 802--7.}.
Въ отношеніи культурномъ народъ рѣзко отличаетъ западные народы отъ восточныхъ. Въ прежнія времена всѣ западныя націи сливались въ его представленіи въ однородную массу, носившую общее названіе "нѣмцевъ". И если эти "нѣмцы" характеризовались, какъ народъ безпокойный и непокорный, то за ними въ то же время признавались преимущества культурнаго характера: "нѣмецъ" отличался умомъ, ловкостью и выдумкою. Наиболѣе сложныя и хитрыя изобрѣтенія носили названіе "нѣмецкихъ штукъ", "нѣмецкой выдумки".
Въ теченіе послѣдняго столѣтія, благодаря развитію промышленности и повышенію уровня умственнаго развитія народной массы, она начала различать среди западныхъ націй, кромѣ нѣмцевъ, еще и французовъ, и англичанъ, и отчасти другіе народы, продолжая признавать за всѣми ими преимущество въ культурномъ отношеніи. "Объ Англіи и Америкѣ -- говорится въ анкетѣ "Что читать народу?" -- отзываются съ уваженіемъ къ ихъ высокому промышленному и торговому развитію".-- "Англійскій народъ достаточно промышленный, они изобрѣтаютъ разные дѣйствующіе инструменты".-- "Англія -- тамъ живутъ люди, здоровые модники, выдумалъ чугунку, здорово укрѣпленія дѣлаетъ, дѣлаетъ такое, чтобы всѣмъ была корысть (польза), дуже чудной народъ; модники ("значитъ -- выдумываютъ различное изобрѣтеніе, а не платье для господъ", поясняетъ отвѣчавшій).-- "Есть земля Америка. Тамъ люди образованные, ученые. Но работать очень проворные, не смоггря на то, что ученые".-- "Американцы живутъ богато, потому что тамъ народъ искусственный, какъ для работъ, какихъ они болѣе способны, такъ для прочихъ".-- "Въ Австріи живетъ народъ больше именитый, онъ больше способенъ на разное рукомесло, такъ что если который человѣкъ бѣдный, то они другъ другу помогаютъ" {Тамъ же 802--3.}.
Совершенно иное представленіе имѣетъ народная масса о восточныхъ племенахъ и народахъ. Въ прежнія времена, когда русскому народу приходилось вести борьбу съ окружающими племенами, онъ различалъ всѣ эти племена и характеризовалъ каждое изъ нихъ какимъ-нибудь прозвищемъ ("чудь бѣлоглазая", "пермь большеротая" и т. д.).
Названія этихъ племенъ, совершенно забытыя современными поколѣніями, сохранились только въ народныхъ былинахъ, пѣсняхъ и заговорахъ. Въ "Заговорахъ ратнаго, человѣка, идущаго на войну", возсылается моленіе о томъ, чтобы быть укрытымъ "отъ силы вражьей"... "отъ всей поганой татарской силы, отъ казанской рати, отъ литовскихъ богатырей, отъ невѣрныхъ людей: наганскихъ, нѣмецкихъ, мордвы, татаръ, башкирцевъ, колмыковъ, гулянцовъ, бухарцовъ, кобытей, вовуловъ, бумирцовъ, турчешгнавъ, якутовъ, яуи асовъ, черемисовъ, вотяковъ, либаловъ, китайскихъ людей" {П. И. Сахаровъ, "Сказанія русскаго народа". Ч. I, стр. 53--56.}.
Въ (настоящее время народная масса имѣетъ болѣе или менѣе опредѣленное представленіе только о двухъ восточныхъ государствахъ: Китаѣ и Турціи, а въ самое послѣднее время -- и о Японіи. Всѣ другія восточные племена и народы сливаются въ общемъ названіи "азіаты", о которыхъ у народной массы существуютъ самыя фантастическія представленія. "Объ Азіи знаютъ, какъ о странѣ съ одноглавыми людьми, объ одной рукѣ и ногѣ,-- пишутъ составительницы "Что читать народу?" -- причемъ приводятся слѣдующіе "отвѣты": "Въ Азіи есть такіе люди, у которыхъ по одному глазу во лбу, по одной рукѣ и ногѣ. Они живутъ въ глухихъ мѣстахъ, гдѣ люди мало ходятъ. Но если увидятъ посторонняго человѣка, они не отпустятъ его живымъ, такъ что одинъ не можетъ бѣжать, то схватятся двое и пустятся бѣжать, такъ что тотъ человѣкъ (пришлый) не можетъ убѣжать отъ нихъ. Они его нагонятъ и съѣдятъ. Они называются людоѣдами".-- На Кавказѣ "въ горахъ живутъ люди съ однимъ окомъ -- "песьеголовцы". Людоѣдами въ одномъ отвѣтѣ изображаются и китайцы, вопреки обычному о нихъ высокому мнѣнію: "Живутъ тамъ (въ Китаѣ) плохо, ѣдятъ своихъ дѣтей". Къ Азіи же пріурочивается полуфантастическая "Арапія", гдѣ живутъ люди съ "пьесьими головами". Почему-то держится мнѣніе, что тамъ "недостатокъ въ женщинахъ". Во время всеобщей переписи 1897 г. въ нѣкоторыхъ мѣстахъ "ходили слухи, что въ какой-то Арабіи умерло много людей, а потому туда хотятъ переселить молодыхъ бездѣтныхъ вдовъ и выдавать замужъ за арабовъ {Я. А. Плющевскій-Плгощикъ. "Сужденія и толки народа объ однодневной переписи". Спб., 1898.}. Ходятъ еще олухи о бѣлой Арапіи, которая смѣшивается съ Китаемъ и "которая покоритъ весь свѣтъ" {М. Дикаревъ. "Толки народа о кончинѣ міра". "Этн. Обозр., 1904 г., No 2.}.
Что "азіаты" рисуются человѣку изъ народа непремѣнно въ видѣ какихъ-то страшныхъ уродовъ, одноглазыхъ, одноногихъ, песьеголовыхъ и т. п., можно судить и то одной, имѣющей несомнѣнно автографическій характеръ, сценкѣ изъ разсказа Л. Н. Толстого.
Солдатъ Чикинъ разсказываетъ въ полку, калъ онъ, будучи въ деревнѣ, "задавалъ тонъ", "предводительствовалъ", разсказывалъ крестьянамъ, "какой такой Капказъ есть".
-- "Тоже спрашиваютъ (крестьяне), какой, говоритъ, тамъ, малый, черкесъ, говоритъ, или турка у васъ на Капказѣ бьетъ?-- Я говорю: у насъ черкесъ, милый человѣкъ, не одинъ, а разные есть. Есть такіе тавлинцы, что въ каменныхъ горахъ живутъ и камень замѣстъ хлѣба ѣдятъ. Тѣ -- большіе, говорю, ровно, какъ колода добрая, по одному глазу во лбу и шапки на нихъ красныя... А то еще, говорю, мумры есть... Тѣ парочками, говорю, рука съ рукою держатся и такъ то бѣгаютъ, говорю, швитко, что ты его на конѣ не догонишь... Онъ такой отъ природіи. Ты имъ руки разорви, такъ кровь пойдетъ, все равно, что китаецъ: шапку съ него сними, она крошь пойдетъ... А поймаютъ тебя, животъ распорятъ, да кишки тебѣ на руку и мотаютъ. Они мотаютъ, а ты смѣешься,-- дотолева смѣешься, что духъ вонъ" {"Рубка лѣса". Соч. T. III. стр. 58--9.}.
Нѣмцы, французы и англичане въ Европѣ, турки и китайцы въ Азіи извѣстны, хотя бы по имени, даже самой темной массѣ; о нихъ циркулируютъ различныя легенды политическаго характера. Характерно, прежде всего, что всѣ эти народы обыкновенно конкретизируются въ представленіи народной массы въ одномъ лицѣ. Для массы существуетъ не Англія и Франція, не Китай и Турція, а "англичанка", "французъ", "турка", "дядя Китай". При этомъ "дядя Китай" или "царь Китай" рисуется богатымъ, добродушнымъ и щедрымъ, но лѣнивымъ и неподвижнымъ старикомъ, имѣющимъ двухъ сыновей. "Англичанка" изображается хитрой, коварной и сварливой бабой, которая иногда не прочь и выругаться нехорошимъ словомъ. "Турокъ" изображается въ видѣ глупаго и безтолковаго существа,-- неопредѣленнаго рода, которое, не зная зачѣмъ, мутитъ, бунтуетъ, дѣлаетъ глупости и, попадая въ критическое положеніе, трусливо прячется за спиной "англичанки" и проситъ "пардону".