Увеличилось число пересадочныхъ пунктовъ ростовскаго трамвая.
Ошибочно было бы предположить здѣсь расширеніе сѣти.
Недалеко отъ вокзала производится ремонтъ линіи и публика, доѣхавъ до этого мѣста, вынуждена сойти и пересѣсть въ другой вагонъ. При этомъ поднимается невообразимая кутерьма. Публика вовремя не предупреждается. Въ послѣдній минуту кондукторъ объявляетъ:
-- Вагонъ дальше не идетъ.
Возгласы: "Почему"?..-- "Отчего"?.. На вагонѣ написано: "вокзалъ"!..
Потомъ всѣ лихорадочно, толкая другъ друга, начинаютъ выскакивать изъ вагона. По рельсамъ поднимается безсмысленная бѣготня во всѣ стороны...
Женщины съ ребятишками, съ узлами мечутся по путямъ, не зная куда сѣсть, часто попадаютъ въ вагонъ, отправляющійся обратно въ городъ. Никто толкомъ не объяснить, не разскажетъ...
Вагоны не ждутъ другъ друга, а каждый совершаетъ свой рейсъ внѣ всякой зависимости отъ другого. И получается впечатлѣніе какой-то невѣроятной сутолоки. По обѣ стороны взадъ и впередъ приходятъ и отходятъ вагоны, а между ними на разобранныхъ рельсахъ, среди рабочихъ толкаются пассажиры, перебѣгая изъ одного вагона въ другой, не успѣвая, цѣпляясь, падая...
Во всѣхъ большихъ городахъ трамвай, разумѣется, безъ ремонта не обходится, но ремонтъ этотъ никогда публикой не чувствуется, и движенія не нарушаетъ. Работаютъ обычно ночью, незамѣтно.
Въ Ростовѣ правленіе трамвая съ удобствами публики никогда не считалось, но все-таки до сихъ поръ ремонтъ путей движенію не мѣшалъ.
Рабочихъ и теперь въ городѣ за хорошую плату можно найти, тѣмъ паче для ночныхъ работъ. Очевидно, дневной ремонтъ вызванъ какими-нибудь соображеніями экономіи, столь свойственными руководителямъ трамвая.
Чтобы убѣдиться въ этомъ я бесѣдовала съ "командиромъ" ростовскаго трамвая г. Файномъ.
Приведенные имъ доводы ничего новаго мнѣ, не сказали...
-- Обычно ремонтъ производится, конечно, ночью, но это ремонтъ особенный, замѣна старыхъ рельсъ новыми. Еще Бога благодарите, что рельсы есть, а то совсѣмъ движеніе прекратилось бы... Теперь, чтобы получить рельсъ, съ тремя министрами дѣло имѣть приходится...
-- Можетъ быть... Но къ работамъ на мѣстѣ вѣдь, это отношенія не имѣетъ. Вы говорите, и въ городѣ будете рельсы мѣнять, что-жъ вы и по Садовой пересадки устраивать будете?
-- Нѣтъ, въ городѣ мы постараемся такъ обойтись.
-- Такъ почему же вы на вокзалѣ не стараетесь?
-- Тамъ нельзя.
Почему нельзя, я такъ и не узнала. Зато узнала другія новости пріятныя обывательскому сердцу.
Во-первыхъ:
"Пересадка" у вокзала продолжится еще недѣли три и "ничего тутъ не подѣлаешь".
Во-вторыхъ:
Г. Файнъ считаетъ, что публика слишкомъ дешево платить за переносимыя ею въ трамваѣ мытарства и хлопочетъ объ увеличеніи проѣздной платы до гривенника.
-- Помилуйте, мы терпимъ убытки... У насъ до 1500 руб. въ день расходовъ...
Извѣстно, что въ устахъ коммерсантовъ расходы по какому-то физическомъ закону разбухаютъ, а доходы подвергаются большой уступки.
Но если даже не учитывать этого закона и остановиться на цифрѣ 1500 руб. въ день, и тогда доходъ въ 101 слишкомъ тысячу въ мѣсяцъ покроетъ его съ избыткомъ. А эта цифра дохода приведена была въ газетахъ изъ офиціальнаго источника.
Если вы въ мѣсяцъ получаете 100 тысячъ валового дохода, то при 4 тысячномъ расходѣ вы далеки отъ разоренія. Это сообразитъ не только коммерсантъ, но и гимназистъ 1-го класса.
"Приазовский край". 1916. No 170. 29 июня.