В лагере поджигателей войны, возглавляемом империалистами США, развитие науки и техники подчинено усовершенствованию способов убийства чело–зека, разработке новых средств массового уничтожения людей. Это полностью относится и к науке о взрывчатых веществах.

Продавшие честь и совесть, многие американские учёные лихорадочно работают над созданием новых, более мощных взрывчатых веществ военного назначения. Проходившая недавно конференция секции Американского химического общества целиком! была посвящена вопросам усовершенствования и повышения мощности порохов, предназначенных для реактивных снарядов, имеющих исключительно военное применение.

Другим целям служат взрывчатые вещества в нашей стране. Сила взрыва привлекается на помощь советским людям в их мирном созидательном труде.

Взрывчатые вещества сберегают тяжёлый физический труд рабочих, сокращают сроки проведения работ. Они являются одним из самых эффективных средств механизации трудоёмких и тяжёлых процессов.

В выполнении предусмотренных директивами XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития СССР гигантских работ по строительству гидроэлектростанций, оросительных систем и каналов, промышленных предприятий, железных и автомобильных дорог, по добыче угля, нефти, торфа и руды, в облегчении труда рабочих и повышении его производительности умелое использование взрывчатых веществ — этих мощных аккумуляторов энергии — будет играть важную роль.

Перед советской взрывной техникой стоят большие, ещё не решённые задачи.

Одной из таких задач является удешевление взрывчатых веществ. Дело в том, что в ряде случаев, например для земляных работ, можно применять не только взрывчатые вещества, но и различнее машины — экскаваторы, скреперы и др. Выбор того или иного способа определяется тем, какой способ будет более экономичен. Чтобы взрывчатые вещества могли широко заменить машины, они должны быть дёшевы. А для этого надо разработать и внедрить в применение такие взрывчатые вещества, которые состоят из широко доступных, дешёвых составных частей и просты в изготовлении.

Основой наших взрывчатых веществ является аммиачная селитра; наряду с ней в состав взрывчатых веществ входят горючие добавки — обычно тротил. Однако изве- •стны взрывчатые вещества, содержащие, вместо дорогого тротила, другие добавки — торф, древесную муку, жмыховую муку, парафин, которые гораздо дешевле тротила.

Усовершенствование и широкое внедрение таких взрывчатых веществ значительно повысило бы экономичность и расширило бы применение взрывного способа.

Вполне целесообразно также увеличить применение взрывчатых веществ — оксиликвитов, которые обладают большой мощностью. Жидкий кислород производится нашей промышленностью в больших количествах, а такие горючие добавки, как торф, мох и др., дешевы и доступны. Правда, оксиликвиты имеют недостатки, — они опаснее аммонитов в обращении, так как легче взрываются от огня и удара, они отличаются непостоянством состава и действия. Но эти недостатки мо1уг быть устранены или смягчены.

В советской стране высоко ценится человек, и одной из главных задач, стоящих перед нашими учёными в любой области техники, а во взрывной технике в особенности, является дальнейшее повышение безопасности работы. Мы уже говорили, что в этом отношении наше взрывное дело стоит на первом месте в мире. В Советском Союзе уже давно не применяются опасные в обращении динамиты, которые заменены аммонитами.

В годы Великой Отечественной войны на основе работ Макеевского научно–исследовательского института по безопасности горных работ в угольную промышленность были внедрены новые виды взрывчатых веществ (из класса аммонитов), более безопасных при взрывных работах в ' шахтах, где могут образовываться взрывчатые смеси рудничного газа или пыли с воздухом. Однако и такие взрывчатые вещества полностью безопасны не при всех условиях применения. Кроме того, аммониты вообще сравнительно с динамитами обладают пониженным дробящим» действием при взрыве. Поэтому задачей наших учёных является повышение взрывного действия аммонитов, а также дальнейшее увеличение безопасности взрывных работ в угольных шахтах.

Исследования советских учёных — академика Н. Н. Семёнова, профессоров Ю. Б. Харитона, Я. Б. Зельдовича, А. Ф. Беляева и других в области теории горения и взрыва открывают новые пути в решении перечисленных задач, и нет сомнения, что этн задачи будут успешно и быстро решены советской наукой и техникой.

Применение взрывного способа основано на действии огромного давления газов, образующихся при взрыве. Это действие направлено практически одинаково во все сто- ,роны. Однако в большинстве случаев нужным, полезным является только действие в некоторых направлениях. Например, при взрыве на выброс непосредственно полезными являются только подъём грунта на небольшую высоту и боковое его перемещение, что составляет очень небольшую часть всей работы взрыва. Поэтому мысль исследователей работает над проблемой направленного взрыва, над тем, чтобы заставить взрыв действовать преимущественно в определённом направлении и повысить тем самым его коэффициент полезного действия. Примером успешного решения этой задачи является использование кумулятивного эффекта в бронебойных боеприпасах. Однако кумулятивный эффект применён только в военной технике и для промышленных взрывных работ реального значения пока не имеет. Но этим эффектом не исчерпываются возможности направленного взрыва. Мы видели, что советские инженеры успешно осваивают способ массовых взрывов с направленным в нужную сторону выбросом. Несомненно, что это только первые шаги на пути к управлению взрывом, к повышению использования его действия.

Напряжённая творческая работа, которую ведут советские учёные и изобретатели в области производства и применения взрывчатых веществ, открывает новые, ещё более широкие перспективы использования энергии взрыва в народном хозяйстве нашей страны, уверенно идущей к построению коммунизма.

ЧТО ЧИТАТЬ О ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ ДЛЯ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ

1. Проф. А. Г, Горст, Пороха и взрывчатые вещества, Государственное издательство оборонной промышленности, Москва» 1949.

2. Акад. И. Н, Семёнов, Горение и взрыв, Государственное издательство детской литературы, Москва — Ленинград, 1945.

3. Н. А. Соколов, Курс теории взрывчатых веществ, Госгориздат, 1933.

4. Г. П. Демидюк, Взрывные работы, ОНТИ, 1937.