Имянины Пети и Павлуши приходились въ одинъ день, то есть 29 іюня.
Мама купила для нихъ въ подарокъ по прекрасной дорогой игрушкѣ, а папа долго долго думалъ, чѣмъ бы имъ особенно угодить, такъ какъ мальчуганы вели себя все время очень хорошо. Посовѣтовавшись со своимъ братомъ, дядей Колей, какъ называли его дѣти, онъ въ концѣ-концовъ порѣшилъ подарить по живой маленькой собачкѣ.
Мальчики были въ восторгѣ.
На долю Павлуши досталась левретка, а Пети пудель. Левретку назвали Фаустъ, пуделя -- Каро.
-- Мой Фаустъ красивѣе и умнѣе твоего Каро,-- сказалъ однажды Петя.
-- Неправда, Каро гораздо лучше во всѣхъ отношеніяхъ.
-- Ну ужъ никогда! Во-первыхъ у Фауста мордочка красивѣе, во-вторыхъ онъ граціознѣе, а что твой Каро -- увалень, больше ничего.
Петя остался чрезвычайно недоволенъ замѣчаніемъ брата, между и ними завязался споръ не на шутку.
-- Который изъ нихъ красивѣе,-- замѣтилъ Павлуша,-- рѣшить невозможно, потому что это зависитъ отъ вкуса, а который умнѣе -- мы легко увидимъ.
-- Какимъ образомъ?
-- Давай учить ихъ выдѣлывать разныя штуки: стоять на заднихъ лапкахъ, прыгать черезъ палку, приносить поноски и, конечно, тотъ, который научится всему этому раньше, будетъ считаться умнѣе.
-- Хорошо,-- отвѣчалъ Петя,-- я увѣренъ, что Каро станетъ по наукамъ выше.
-- А я вполнѣ убѣжденъ, что мой Фаустъ всегда и во всемъ перещеголяетъ его.
-- Посмотримъ!
-- Увидишь.
Мальчики съ того дня принялись за дрессировку пуделя и левретки. Занятія съ обѣихъ сторонъ шли довольно успѣшно, но маленькіе педагоги (то есть учителя), не зная границъ, превратили урокъ въ настоящее мученье, до того строго упражняли своихъ воспитанниковъ, что послѣдніе, выбившись изъ силъ, въ концѣ-концовъ переставали слушаться и даже иногда кусались.
-- Противные!-- говорили тогда мальчики, право не знаешь, какъ быть съ ними.
-- Надо обращаться строже,-- предложилъ Петя.
Павлуша ничего не имѣлъ противъ этого, и несчастныя собачки должны были прыгать черезъ палку и стоять на заднихъ лапкахъ, на цѣлый часъ дольше прежняго. Но въ результатѣ получилось то же самое, даже еще хуже.
Въ одинъ изъ подобныхъ уроковъ, происходившихъ обыкновенно въ саду, къ нимъ неожиданно пришла маленькая сестричка Зиночка. Остановившись около скамейки, она долго слѣдила глазами за всѣмъ тѣмъ, что дѣлали братья.
-- Бѣдныя, бѣдныя собачки!-- сказала дѣвочка,-- какъ вы ихъ ужасно мучите.
-- Нельзя, Зиночка, онѣ начинаютъ капризничать, а главное скверно то, что онѣ въ первое время были гораздо послушнѣе.
-- Можетъ быть онѣ были послушнѣе потому, что вы ихъ меньше мучили.... Еслибъ васъ упражняли до ночи такъ, какъ ихъ упражняютъ, что бы вы заговорили?
Мальчики молча переглянулись, они сознавали въ душѣ, что сестра, пожалуй, отчасти была права.
-- Но вѣдь то мы, а то онѣ...-- нерѣшительно возразилъ Петя.
-- Все равно, помнишь мама намъ еще недавно говорила, что не слѣдуетъ мучить животныхъ.
-- Это правда,-- отозвался Павлуша,-- и никогда не слѣдуетъ другаго заставлять дѣлать то, что самому себѣ кажется тяжело и трудно.
Петя сначала-было не хотѣлъ соглашаться, но затѣмъ сестра и братъ уговорили его. Мальчики на общемъ совѣтѣ порѣшили съ завтрашняго же дня перестать мучить собачекъ, занимались съ ними въ назначенные часы по-прежнему, но уже не били и не тиранили. И что же вы думаете? Собачки стали гораздо послушнѣе, перестали ворчать, кусаться и по прошествіи нѣсколькихъ мѣсяцевъ обѣ одинаково начали такъ ловко выдѣлывать разныя замысловатыя штуки, что братьямъ уже не приходилось спорить относительно того, которая изъ двухъ окажется смышленѣе.