(Изъ дневника Кукушкина).

Мы окончательно рѣшили бросить политику: все равно ничего раньше не узнаемъ и не предугадаемъ, а если что и случится, то объ этомъ объявятъ своевременно: "такъ, молъ, и такъ поступать надлежитъ". Тогда и будемъ поступать. Всѣ толки и пересуды могутъ сбить съ толку самаго разсудительнаго человѣка и уже никоимъ образомъ къ добру не приведутъ, а потому лучше бросить. Пускай себѣ газеты и такъ называемая большая печать по прежнему продолжаютъ набивать столбцы все тою-же "авганщиной", мы ея читать не будемъ и ограничимся въ такомъ разѣ одними объявленіями, у кого что пропало, гдѣ что выгодно имѣть можно и т. п.

Итакъ, если теперь эту внѣшнюю политику къ чорту, если по внутренней, съ наступленіемъ каникулъ, ничего такого и ожидать нельзя, а мѣстная жизнь представляетъ собою ничто иное, какъ обыкновенное теченіе чисто -домашней жизни отдѣльныхъ индивидуумовъ (ибо что-же у насъ случается?-- Иванъ Ивановичъ поссорится съ Иваномъ Никифоровичемъ; тотъ объѣстся, а этотъ обопьется), то отсюда прямой выводъ, что мнѣ приходится и въ своемъ дневникѣ въ такую пору ограничиваться занесеніемъ событій изъ нашей личной, кружковой жизни. Мы вѣдь тоже живемъ -- и не хуже другихъ. Правда, организація нашего импровизованнаго очага нѣсколько разнится отъ принятыхъ формъ общежитій, но однако-же закономъ не воспрещена и даже, въ виду доказанной благонамѣренности всѣхъ членовъ нашей комуны, мы стоимъ на вполнѣ хорошемъ счету въ своемъ околоткѣ: мѣстный надзиратель относится къ намъ съ довѣріемъ и любезностью, подворную книгу просматриваетъ каждую недѣлю и, выпивая свою рюмку водки, дружески пожимаетъ намъ руки и уходитъ совершенно спокойнымъ. Въ хозяйственномъ отношеніи мы подчинены единой и неограниченной власти, въ лицѣ Матрены (иные почему-то считаютъ ее миѳомъ), которая не обязана давать никакихъ отчетовъ, ни объясненій, передъ кѣмъ-бы то ни было, въ расходуемыхъ ею на базарѣ деньгахъ и дѣйствуетъ въ этомъ направленіи единственно по своему произволенію ко всеобщему благу всѣхъ насъ. Независимо отъ веденія этого домашняго хозяйства, Матрена имѣетъ совѣщательный голосъ въ дѣлахъ нашей внутренней политики и во всѣхъ внѣшнихъ сношеніяхъ. На нашихъ засѣданіяхъ, въ трактирѣ "Бѣлой Сороки", она можетъ присутствовать съ такими-же правами и имѣетъ свое кресло, но рѣдко его занимаетъ, допуская широкую свободу представительства ея особы всякою другою замѣстительницей.

Мы несомнѣнно убѣдились, что эта женщина представляетъ собою сдерживающее начало (въ ея присутствіи какъ-то всегда стѣсняешься пить сначала) и большое утѣшеніе къ концу (кто, какъ не Матрена позаботится о нашемъ вытрезвленіи и устраненіи всякихъ вредныхъ послѣдствій "отъ сего могущихъ", когда, въ концѣ концовъ, мы возвращаемся подъ ея попеченіе?)

Сгруппировавшись возлѣ Матрены, какъ представительницы домашняго очага, и оставаясь совершенно свободными гражданами (такъ какъ ей предоставлена лишь власть хозяйственная), мнѣ кажется, чего-бы и желать лучше?-- А вотъ Реброломовъ затосковалъ: хочу жениться,-- реветъ онъ по цѣлымъ днямъ, да и только.

Онъ твердитъ, что "одно спасенье въ бракѣ, въ настоящей семьѣ".

Не желая лишиться такого сочлена нашей комуны, какъ Реброломовъ, мы, по особому настоянію Матрены, видя, что дурь залѣзла ему въ голову довольно серьезно, стали всячески его убѣждать въ несовершенствѣ брака при условіяхъ современной жизни. Изъ-за этого возникъ у насъ настоящій ученый диспутъ "о бракѣ", который я считаю не лишнимъ занести на память въ свой дневникъ.

Всякій вопросъ мы привыкли обсуждать путемъ дебатовъ и затѣмъ постановлять рѣшеніе. Такъ и теперь поступили. Реброломовъ долженъ былъ защищать свою диссертацію "о необходимости брака" со всѣми своими тезисами. Опонентомъ ему назначили Рюмочкина, какъ человѣка, ловко составляющаго всякаго рода рефераты и извѣстнаго ненавистника женщинъ. Матрена заготовила порядочную порцію пунша -- и засѣданіе открылось.

Я запишу только выдающіяся положенія изъ тѣхъ дебатовъ, которые происходили по этому вопросу.

Помимо соображеній о полной пустотѣ и безпорядочности одиночной, скитальческой жизни, доводящей человѣка до мысли о вѣшаньи на первомъ попавшемся крючкѣ; помимо соображеній о томъ, что одинокая жизнь противна законамъ природы и высшему закону міровому -- о поддержаніи человѣческаго рода, причемъ диссертантъ заключилъ всѣ эти доводы блестящей цитатой словъ Лютера, сказавшаго, что "ничего нѣтъ превосходнѣе, какъ любящіе мужъ и жена, окруженные своимъ молодымъ потомствомъ", Реброломовъ привелъ, конечно, также массу соображеній о выгодности брака въ смыслѣ экономическомъ, сравнивъ бюджеты холостого и женатаго человѣка. Въ доказательство онъ показалъ намъ, между прочимъ, выписку изъ своей расходной книжки, гдѣ въ каждомъ мѣсяцѣ стояла довольно солидная цифра подъ рубрикой: "расходы по нарушенію 7-й заповѣди".

Вооружившись доводами чистой науки, оставляя въ сторонѣ неотразимыя истины въ родѣ тѣхъ, что бракъ есть лотерея и что на 1000 случаевъ въ дѣйствительности врядъ-ли можно насчитать 1 % брачныхъ сожительствъ, въ коихъ можно наблюдать "счастливыхъ, любящихъ супруговъ, окруженныхъ молодымъ потомствомъ",-- опонентъ Рюмочкинъ выдвинулъ смѣлый тезисъ, что наша современная форма брака не совершенна сама по себѣ. Громадное большинство населенія земного шара, какъ и всѣ послѣдователи Магомета, не знаютъ моногаміи, а живутъ все-такй семейной жизнію, при полномъ господствѣ полигаміи; выполняютъ законы природы еще съ большимъ успѣхомъ, нежели мы, и совсѣмъ не знаютъ никакихъ семейныхъ сценъ и супружескихъ несогласій. Поэтому онъ никакъ не можетъ считать моногамическій союзъ за совершенную форму брака. Въ подтвержденіе научности своей идеи Рюмочкинъ сослался на многіе авторитеты, въ томъ числѣ и на Шарля фурье, который находитъ, что бракъ въ современномъ обществѣ "не представляетъ никакой гарантіи, никакихъ основаній для счастливой совмѣстной жизни супруговъ, которая можетъ быть достигнута только при условіи полнѣйшей свободы и независимости индивидуумовъ разныхъ половъ одного отъ другого". Реброломовъ такой зависимости не видитъ въ современномъ бракѣ и въ отвѣтъ Рюмочкину закатилъ такую цитату: "единство, образуемое супружествомъ, есть высшее, въ которомъ субстанціальность и субъективность сливаются во едино, вслѣдствіе чего и супруги, при взаимныхъ отношеніяхъ, занимаютъ соотвѣтствующее имъ положеніе".... " Это единство въ любви и бракѣ, допускающее въ себѣ это различіе, не допускаетъ однако разъединенности или обособленности въ какомъ-бы-то ни было другомъ отношеніи, но стремится скорѣе къ тотальности ".... Реброломовъ едва переводилъ духъ, приводя эту цитату. Мы всѣ стали вдумываться въ глубокомысленныя слова и недоумѣвали, откуда онъ набрался такой философіи. Тогда онъ, наконецъ, вынулъ изъ кармана небольшого объема книжку подъ заглавіемъ: "Бракъ въ его всемірно-историческомъ развитіи ". Соч. д-ра Іосифа Унгера. Переводъ Я. Р. Изд. 1885 г.-- Книжку эту онъ всю проглотилъ и указалъ намъ на стр. 161 вычитанную имъ тираду.-- Просмотрѣвъ книжку, мы сразу поняли, что отъ такихъ глубоко-философскихъ трактатовъ не мудрено и совсѣмъ разсудка лишиться и стали уже относиться къ маніи Реброломова съ извѣстнымъ состраданіемъ.

Реброломовъ отстаивалъ ученость и "занятность" пріобрѣтенной имъ книжки, указавъ, что изъ нея онъ узналъ, между прочимъ, что въ средніе вѣка у германскихъ рыцарей "любовь,-- какъ духовная симпатія и почитаніе женщины, безъ примѣси всякой надежды на земное наслажденіе и чувственныхъ влеченій" -- называлась "Мине" или "Мина" (Minne). До словамъ автора, "только тамъ, гдѣ два человѣка соединены были такою Minne'ою, господствовала истинная любовь" {"Бракъ въ его веемірно-историч. развитіи". Унгера. Стр. 136.}. Послѣ такого открытія для насъ стало яснымъ, почему пѣвцы любви въ средніе вѣка назывались Минезенгерами, да и происхожденіе многихъ другихъ словъ, необъяснимыхъ доселѣ никакими филологами, мы уразумѣли: строить мину, дѣлать мину и т. п.

Рюмочкинъ совсѣмъ забраковалъ ученое сочиненіе д-ра Унгера, защищающаго моногамію, и изложилъ свою теорію брака.

Тезисы его слѣдующіе:

1) Всѣ недовольства въ брачномъ моногамическомъ союзѣ, весь разладъ и дальнѣйшія его послѣдствія, въ особенности при бездѣтности супруговъ, происходятъ отъ очень простой причины: какъ-бы супруги не любили другъ друга, оставаясь постоянно вдвоемъ, они, наконецъ, переговорятъ рѣшительно обо всемъ и умолкнутъ, послѣ чего вскорѣ такъ надоѣдятъ другъ другу, что взаимное созерцаніе другъ друга становится для нихъ противнымъ и невыносимымъ.

2) Тезисъ, вытекающій и въ сущности подтверждающій первый: человѣкъ по своей натурѣ требуетъ разнообразія. Правда, есть субъекты, весьма охотно привыкающіе къ старому халату, истоптаннымъ башмакамъ и обкуренному чубуку, которые они никогда не промѣняютъ на новые,-- но всякій мужъ, какого-бы возраста и темперамента онъ ни былъ, всегда готовъ промѣнять старую жену на молодую.

3) Въ мірѣ нѣтъ ничего совершеннаго и потому соединять въ любимой особѣ всѣ совершенства -- ничто иное, какъ жалкая иллюзія, въ которой скоро придется разочаровываться. Примѣры: красивая жена, плѣнившая мужа своею пластикой и зажигательнымъ взоромъ, часто оказывается непроходимо-глупой или совсѣмъ пустой женщиной; съ ней становится скучно; многія потребности души человѣка остаются неудовлетворенными. Отсюда исканія, недовольства, несогласія, flirtations, драки, разводъ или скамья подсудимыхъ, Умная и серьезная жена -- лучшій другъ своего мужа, охотно читающая съ нимъ Бокля и Молешота,-- можетъ ничего не смыслить въ хозяйствѣ: мужъ будетъ всегда тратить вдвое, пить при этомъ холодный кофе и ходить съ оборванными на сюртукѣ пуговицами. Отсюда явится естественное стремленіе къ сближенію съ горничной, которая будетъ пришивать эти пуговицы, или съ кухаркой, которая станетъ подогрѣвать кофе. Умная, хозяйственная и даже красивая женщина можетъ оказаться весьма прозаической женой, способной зѣвать въ потолокъ, или ловить за крылья мухъ въ самыя пламенныя минуты вашихъ восторговъ.-- Отсюда недовольства,-- опять исканія.

4) Для счастливой жизни необходимо сдѣлать выборъ изъ четырехъ женъ.

Супруга No 1.-- Для хозяйства.-- Должна быть кругленькой пышечкой, расторопной, проворной, должна выносить кухонный жаръ, умѣть шить и стирать бѣлье. Познанія должны ограничиваться экзаменомъ изъ поваренной книги, 4-хъ правилъ ариѳметики, чтенія и письма.

Супруга No 2.-- Для ума.-- Никакихъ внѣшнихъ качествъ не требуется; можетъ быть длинна, суха и качествомъ кожи напоминать пергаментъ, только чтобы пальцы не были въ чернилахъ. Высшее образованіе безусловно необходимо.

Супруга No 3.-- Для сердца и чистой поэзіи.-- Образъ чистой Гретхенъ; непремѣнно златокудрая. Сложеніе безразлично, можетъ быть и худенькой. Во взорѣ требуется сочетаніе дѣтской наивности и глубокой поэзіи. Игра на фортепьяно и пѣніе романсовъ обязательны.

Супруга No 4.-- Для всѣхъ прочихъ наслажденій.-- Цвѣтъ волосъ -- безразлично, но красота должна быть настоящая; сложеніе,-- какъ статуи Эллады и все прочее соотвѣтственно назначенію. Ума и даже образованія вовсе не надо. При такомъ подборѣ по крайней мѣрѣ одной сторонѣ въ этомъ союзѣ искать уже больше нечего и каждая изъ женъ, найдя свой удѣлъ, по назначенію,-- своевременно будетъ также довольна мужемъ. Опасность представляется только для номеровъ 3-го и 4-го, которые, быть можетъ, найдутъ необходимымъ искать разнообразія. Но вѣдь такого характера супруги и безъ того непостоянны. Съ ними уже ничего не подѣлаешь.

Изложивъ свою теорію, Рюмочкинъ заключилъ тѣмъ, что онъ однако нисколько не противъ моногаміи, если на долю счастливаго избранника выпадетъ жена, совмѣщающая въ себѣ качества всѣхъ 4-хъ номеровъ. Мы всѣ съ нимъ согласились; рѣчь его была покрыта аплодисментами; Матрена влила намъ двойную порцію рома, и, наконецъ, Реброломовъ поколебался въ своей рѣшимости. Мы его однако утѣшили тѣмъ, что за лѣто, при частомъ посѣщеніи ботаническаго сада, можно сыскать для него желаемый феноменъ -- супругу всѣхъ 4-хъ номеровъ.

По закрытіи засѣданія немедленно отправились на поиски. Вошли въ садъ всѣ вмѣстѣ; крѣпко держась за руки. Въ саду восторгъ и очарованіе: пестрая толпа, рѣзвый смѣхъ, лукавые взгляды изъ-подъ длинныхъ вуалей. А тутъ сирень благоухаетъ, а тамъ въ кустахъ: "шопотъ, робкое дыханье, трели соловья"!... Но, пока довольно!

19 Мая 1885 г. No 108 (3.).