Какіе разнообразные сюжеты, какія сцены, какіе типы наблюдаемъ мы на этихъ выставкахъ! Оно и понятно: это выставки живыхъ картинъ,-- а жизнь такъ разнообразна. И вдругъ въ послѣдніе дни экспоненты какъ будто согласились разставить въ разныхъ концахъ Россіи картины одинаковаго содержанія. Отличается только величина картинъ, самые размѣры, вмѣщающіеся въ тѣ или другія рамы, да, пожалуй, и сравнительная яркость красокъ. Кое-гдѣ фонъ уже слишкомъ черный, такъ-что появляющіеся на немъ фигуры и образы выступаютъ какъ-то рельефнѣе, а при сѣренькомъ фонѣ все какъ-то безцвѣтнѣе, блѣднѣе. Содержаніе-же всѣхъ выставленныхъ картинъ, о которыхъ я намѣренъ сдѣлать бѣглый очеркъ, говорю я, одинаково:-- всѣ онѣ изображаютъ "хищеніе", въ размѣрахъ отъ нѣсколькихъ милліоновъ до двухъ копѣекъ, причемъ нашлось столько мастеровъ для изображенія этой тэмы, что чуть-ли не на каждую категорію цифръ, отъ единицы до милліоновъ,-- отдѣльная картинка, отдѣльный эскизъ.
По необъяснимой-ли случайности, или по усмотрѣнію экспонентовъ, почти въ тѣ же дни на петербургской выставкѣ и у насъ въ Кіевѣ поставлены двѣ живыя картины знакомаго всѣмъ по отдѣльнымъ эскизамъ сюжета интендантскаго хозяйства и хищнищества въ послѣднюю русско-турецкую войну. Я говорю о той громадной картинѣ, которая теперь представляется зрителямъ въ интендантскомъ процессѣ Россицкаго и о небольшомъ этюдѣ по дѣлу отставнаго штабсъ-капитана Голунцева, обвинявшагося въ вымогательствѣ у погонцевъ и въ другихъ преступленіяхъ. Послѣдній этюдъ мы могли наблюдать здѣсь въ Кіевѣ, въ засѣданіи нашего военно-окружнаго суда. Въ обѣихъ картинахъ въ глубинѣ, на черномъ фонѣ, представляется цѣлая армія обсчитанныхъ, обманутыхъ и раззоренныхъ крестьянъ-погонцевъ. Эти типы напоминаютъ намъ отчасти извѣстную картину "Бурлаки". Непосильная работа, тяжелый, каторжный трудъ, орошаемый потомъ и кровью, долго и терпѣливо выжидаемые ими гроши, крохи изъ общей жатвы, которыя попадаютъ въ ихъ съ мольбой протянутыя костлявыя руки, послѣ того, какъ ихъ пересчитывали и просѣивали во всякаго рода товариществахъ, агентствахъ и компаніяхъ, гдѣ отъ этихъ грошей чуднымъ образомъ составляли милліоны, которые попадали въ туго набитые бумажники хищниковъ всѣхъ сортовъ и категорій. Большая картина этого хищенія, въ которой на первомъ планѣ сидитъ величавая фигура главнаго интенданта дѣйствовавшей арміи тайнаго совѣтника Россицкаго, окруженнаго облагодѣтельствованными имъ фирмами: Коганъ, Грегеръ, Горвицъ и К°, коммерціи-совѣтникомъ Варшавскимъ и др.,-- по тщательномъ ея изученіи и и послѣ того, какъ надъ окончательной ея отдѣлкой поработаютъ такіе художники, какъ прокуроръ Сакенъ и защитникъ кн. Урусовъ,-- конечно, дастъ обильную пищу рецензентамъ и бытописателямъ. Картина эта будетъ однимъ изъ историческихъ памятниковъ извѣстной эпохи. Но посмотримъ, что дала намъ выставленная здѣсь въ Кіевѣ картина того-же содержанія и на ту-же тему, но только не въ такихъ громадныхъ размѣрахъ. Какіе нравы рисуются передъ нами? Подсудимый Голунцевъ, отставленный отъ интендантства, явился на судъ въ качествѣ служащаго по акцизному вѣдомству (почему уже онъ тамъ оказался вполнѣ пригоднымъ и на своемъ мѣстѣ,-- этого изъ. содержанія картины понять нельзя). Личность Голунцева, если не столь величественна, какъ образъ тайнаго совѣтника Россицкаго, въ смыслѣ чиновной градаціи,-- тѣмъ не менѣе заслуживаетъ вниманія: службу свою онъ началъ на Кавказѣ, былъ храбрымъ офицеромъ и хорошимъ товарищемъ (какъ онъ самъ себя аттестуетъ); былъ въ плѣну у грузиновъ, сидѣлъ въ ямѣ подъ замкомъ и въ кандалахъ содержался, пораженъ былъ параличемъ и вслѣдствіе этого вышелъ въ отставку, обрѣвъ впослѣдствіи сладкій покой въ вѣдомствѣ акцизнаго управленія. Веля онъ и пользовался погонческими подводами и обкрадывалъ ихъ, то дѣлалъ это только потому, что, по его словамъ: "все высшее начальство такъ поступало, а также всѣ сослуживцы". "Если онъ наказывалъ погонцевъ,-- то за дѣло: безъ нужды никогда не билъ".-- Свидѣтели же рисуютъ слѣдующія детали этой картины изъ погонческаго быта: погонцы не имѣли денегъ и не получали жалованья, которое постоянно задерживали, гнали же ихъ подводами безъ отдыха, "лошади падали на дорогѣ и у людей не хватало силъ продолжать гонку".-- "Послѣ взятки стало легче, показывалъ одинъ свидѣтель, жена ихъ (свидѣтель показываетъ рукой на подсудимаго Голунцева) пришла къ намъ и говоритъ: дайте по рублю, то не будутъ гнать. Когда дали деньги -- по франку, капитанъ сказалъ: теперь можете поить и кормить".-- А вотъ картинка изъ того же процесса: мѣстность за Балканами; все скалы и глубокія долины: сорваться со скалы значитъ пропасть^ и вотъ одинъ погонецъ съ обозомъ и кладью скатывается съ высокаго уступа внизъ; разбитый и расшибленный, съ переломленной ногой въ колесѣ, борясь между жизнью и смертью, онъ тонетъ со всѣмъ этимъ грузомъ и лошадью въ вязкой тинѣ и молитъ о спасеніи слѣдующій за нимъ обозъ,-- но подъѣзжаетъ капитанъ и, командуя: "трогай! оставь его!", награждаетъ загрузнувшаго ударами шашки и оставляетъ его на произволъ судьбы. Свидѣтель Грандовскій, по тому же процессу, показываетъ, что разъ ночью капитанъ такъ избилъ его, что онъ, "вырвавшись, 8 верстъ пробѣжалъ степью безъ оглядки".-- Свидѣтель Капитоновъ, 60-лѣтній старикъ, прибывшій въ судъ по этому дѣлу за 420 верстъ, на столько памятуетъ всякіе расчеты съ чиновниками, что когда предсѣдатель суда предложилъ ему получить прогоны, то онъ поспѣшилъ скорѣе убраться, сказавъ: "Богъ съ ними, съ прогонами этими".-- По его же словамъ, когда ему приставъ вручалъ повѣстку по этому дѣлу, то у него отъ одного воспоминанія того, о чемъ ему прійдется говорить, "и руки и ноги затряслись". Въ послѣднемъ словѣ подсудимый признавалъ, что онъ попалъ въ омутъ. Онъ продолжалъ далѣе: "Высшіе начальники только и думали, какъ бы побольше нажить. Вы, гг. судьи, не повѣрите, что мы, маленькіе интенданты, терпѣли отъ большихъ. Начальникъ Граве приказывалъ разстрѣливать погонцевъ и доставлять провіантъ; вотъ почему мнѣ приходилось прибѣгать къ палкамъ".
Прочь, прочь отъ этихъ картинъ, бѣжимъ отъ этой выставки! Но куда? Отраднѣе-ли другія картины?
Вотъ въ тульскомъ судѣ этими же днями разыгрался послѣдній эпилогъ кукуевской катастрофы. Всѣ ужасы катастрофы, все хищничество строителей костоломной дороги отошли на задній планъ, и эта картина покрыта завѣсой, на которой слова: "Забвеніе и прощеніе!".-- Изъ всей этой массы пострадавшихъ на судъ предстали съ своими претензіями изувѣченные Яровой и Ожерелкинъ. Ихъ-то претензіи судъ разбиралъ въ теченіи трехъ сутокъ, причемъ все дѣло кончилось присужденіемъ одному 500 рублей, а другому 3000. На эту выставку, какъ сообщаютъ газеты, прибылъ и великій мастеръ С. С. Гончаровъ. Пріѣхалъ, посмотрѣлъ и увезъ съ собою сложенныя въ чемоданчикъ кисти и краски.
Недавно въ нѣжинскомъ судѣ разсматривалось дѣло мѣщанина Кононенко и 11 артельщиковъ курско-кіевской дороги въ присвоеніи путемъ подлоговъ свыше 36,000 р. Въ этой живой картинѣ, благодаря художественной кисти знаменитаго ф. Н. ІІлевако, рельефно очерчены весьма интересныя подробности желѣзнодорожнаго хозяйства. Благодаря той-же работѣ, 11 артельщиковъ вышли чистыми и свѣтлыми, какъ непорочные ангелы, и виноватымъ оказался одинъ лишь Кононенко, котораго предсѣдатель суда г. Ланге къ концу выставки безъ всякой церемоніи вымазалъ всего густою черной краской, заявивъ передъ присяжными, что защита Кононенки ему вовсе не нравится, и что "фактъ присвоенія и подлоги, имъ учиненные., до того очевидны, что объ нихъ и говорить нечего " (?!). Противъ доводовъ защиты артельщиковъ г. Ланге, какъ онъ заявилъ, ничего не имѣлъ и заключилъ свое замѣчательное резюме напоминаніемъ присяжнымъ, что " когда они признаютъ Кононенко виновнымъ! то могутъ дать ему снисхожденіе". (Sic!) "Больше я ничего вамъ не скажу. Идите!" закончилъ г. Ланге и вручилъ старшинѣ вопросный листъ. Присяжные пошли и такъ и сдѣлали: артельщиковъ оправдали, а Кононенко обвинили, давъ ему снисхожденіе. Чего-же лучше? Остается только художнику срисовать портретъ самого г. Ланге и разослать его въ тысячѣ экземплярахъ для того, чтобы съ него дѣлали изображеніе, олицетворяющее Ѳемиду, хотя бы для чернильницъ на судейскихъ столахъ.
На передвижной выставкѣ въ уѣздномъ городѣ Радомыслѣ поставлена была картина, долженствовавшая изображать шайку конокрадовъ. Содержаніе все тоже -- хищничество и типы тѣ-же -- хищники, но не интенданты, а просто конокрады.
Искусною кистью обвинителя собраннымъ въ одну группу 43 лицамъ придано надлежащее выраженіе отчаянныхъ конокрадовъ, похищающихъ лошадей, которыя совершенно беззаботно пасутся на городскихъ выгонахъ города Радомысля и открыто направляются партіями къ находящейся въ городѣ конторѣ. Къ другому крыльцу конторы подходятъ потерпѣвшіе и, принеся извѣстную дань, безпрепятственно получаютъ обратно похищенныхъ лошадей. Въ картинѣ много жизненной правды, обиліе подробностей и хорошая отдѣлка деталей. На всемъ видна добросовѣстная работа хорошаго мастера. Изъ этой картины составлены 2 эстампа, рисующіе положеніе дѣла послѣ осужденія шайки конокрадовъ. Въ одномъ, согласно заявленіямъ прокурора, "тысячи семействъ" дѣйствительно благословляютъ возвратившихся къ нимъ присяжныхъ, которые, рѣшивъ 782 вопроса и осудивъ всѣхъ подсудимыхъ, возвратили имъ спокойствіе и безопасность. Въ другомъ изображены растерянныя и перепуганныя лица крестьянъ, у которыхъ не перестаютъ похищать лошадей, и которые съ закрытіемъ радомысльской конторы уже рѣшительно не знаютъ, къ кому обратиться за ихъ розыскомъ. Съ грустью и недоумѣніемъ смотрятъ они на заколоченныя двери конторы и на сорванную вывѣску.
Наконецъ, на постоянно открытой выставкѣ, помѣщающейся на Прорѣзной улицѣ,-- нашъ мѣстный съѣздъ мировыхъ судей доставилъ намъ возможность приглядѣться къ такимъ картинкамъ и этюдамъ изъ судебной процедуры, которые навсегда упрочатъ за своими экспонентами добрую славу и создадутъ, пожалуй, особую школу, въ которой на первомъ планѣ, конечно, будетъ строгость и выдержанность стиля,-- а смыслъ и идея, пожалуй;, могутъ отойти и на задній планъ. Выставленныя: здѣсь картинки хотя не столь мрачнаго колорита, какъ заимствованныя нами изъ большихъ выставокъ,-- но тема ихъ и сюжетъ опять тѣже самые, все тоже хищеніе и хищеніе. Наибольшимъ успѣхомъ и вниманіемъ публики пользуется эскизъ,-- изображающій хищеніе крестьянскимъ парнемъ Михаиломъ Бороздухой въ жаркій, лѣтній. день, бутылки, квасу, стоющей 3 копѣйки. Картинка изображаетъ собственно послѣдствія такого преступнаго дѣянія Бороздухи и представляетъ собою нѣкоторую аллегорію. Въ тотъ-же жаркій день Бороздуха изображенъ томящимся въ темницѣ на исходѣ пятаго мѣсяца своего заключенія. На лицѣ отпечатокъ страданія и поздняго раскаянія, а на устахъ все та же томительная жажда, доведшая его до преступленія. Въ отдаленіи изъ окна темницы виднѣется въ роскошномъ саду подъ тѣнистымъ павильономъ сидящій за столикомъ господинъ, который пьетъ крюшонъ замороженнаго шампанскаго. Надъ павильономъ надпись: fiat jiistitia, pereat imindus! Картинка эта уже разошлась по всей Россіи въ тысячи экземплярахъ и покупается на расхватъ всѣми, кому дороги интересы правосудія. Между прочими преступниками интересенъ также маленькій этюдъ, подъ названіемъ "опасный воръ Ефимъ Гостевъ ".-- Это тотъ самый, что былъ приговоренъ мировымъ судьей 2 уч. на 3 мѣсяца въ тюрьму за кражу двухъ подушекъ, одѣяла и простыни, на томъ основаніи, что съ такими вещами видѣлъ его ночью одинъ свидѣтель, не разсмотрѣвшій, однако, хорошо его личности при свѣтѣ фонаря. Гостевъ изображенъ спокойно идущимъ съ этими вещами подъ мышкой, а въ отдаленіи прислонившійся къ фонарю и дремлющій городовой -- единственный свидѣтель этого путешествія....
Да, если-бы, читатель, вы почаще заглядывали на эти передвижныя выставки, гдѣ выставляются картины живыя, то много интересныхъ типовъ и эпизодовъ сохранилось бы въ вашей памяти.-- Давно ожидаемая "Свиридіада", какъ я знаю изъ достовѣрнаго источника, будетъ разсматриваться 13-го декабря. На сей разъ, для постановки ея никакихъ препятствій не предвидится: составъ оцѣнщиковъ, кажется, вполнѣ благонадежный, такъ что въ успѣхѣ картины и въ правильной ея оцѣнкѣ трудно сомнѣваться.
(Заря 1882 г.).