J'ai payé cher la vérité.
M. Mézes*.
* Я плачу дорого за истину. М. Мезе. (франц.).-- Ред.
Великие люди не верят случаю. Подчиняя или думая подчинить все действия силе воли своей, они не хотят признать участия обстоятельств ни в удачах своих, ни в несчастии. Для них не сбылось есть следствие ошибки собственной в расчете, а не следствие, как мы, люди обыкновенные, думаем, столкновения обстоятельств, разрушающих часто самые обдуманные предположения прозорливой нашей мудрости. Вопрос в умозрении еще не решен: выиграли ли бы люди, приняв мнение первых, или, согласно убедившись в справедливости заключения большинства? Почитая в деле важном каждый голос значащим, осмеливаюсь присовокупить к сумме доказательств оппозиции мнения людей великих одна, стоившее мне лепоты телесной, глаза, невесты и выгодного места. Прошу милостивого внимания.
Я родился в Р., небогатом провинциальном городке. Первая неблагосклонность судьбы: надобно было случиться, что в то время, когда суждено было мне вступить в эту юдоль плача,-- не было ваканции повыгоднее и в столице.-- Мы, провинциалы, никогда не можем дойти до той степени в искусстве искать, в какой постигают ее жители столичные. В столицах только можно приобрести высокое знание: угладить дорогу к почестям услугами, по которой непривычные тащатся спотыкаясь, думая опереться на заслуги.-- А если рассмотреть, как это искусство нужно для успехов в жизни и как оно трудно приобретается в известных уже летах, то парадокс с первого взгляда: родиться в провинции -- потеря, становится неоспоримою истиною.-- Родившись не уродом, по естественному порядку вещей, я мог бы и вырасти таковым, но не сбылось! В городке пашем ходила оспа, медиков было мало, или и совсем не было (число их -- замечу мимоходом -- относительно бывает не к количеству больных, но к возможности платить), ждали избавителя из соседнего города; он приехал, но поздно, для меня но крайней мере: мать-природа предупредила, и как на зло моему физиогномисту, безжалостно испестрила зеркало души моей1. Не понимая в детстве выгод гладенького личика, я и не горевал об нем; но с возрастом опыт горько растолковал мне обиду судьбы. Я увидел, что в действиях людей успех гораздо более зависит от первых впечатлений, нежели сколько они думают. Как немного встретил я таких, которые имели глупость, не доверяя наружности, доискиваться какой-то красоты внутренней! Очевидность собственная, что я, при сравнении даже с посредственностию в проигрыше, поселила во мне застенчивость, недоверчивость к самому себе и мешает пользоваться даже и теми средствами, в которых я, может быть, не уступаю другим.--
Вышедши из оспы с изразцовым лицом, я страдал и глазами. Нашелся наконец и благодетельный оператор, сделал мне операцию со всевозможною систематическою точностию, и я -- без глаза. Не сбылось определение природы, чтобы я на красоты ее смотрел двумя глазами!..-- "Просвещай за то умственные очи",-- говорили мои наставники; я слушался; но заметил впоследствии, что люди подшучивают над мудростью одноглазого.--
Не покажется мудреным и то, что, потеряв половину чувства, нужного для странника по кочковатому пути жизни, я ковыляю по нем хромой и горбатый. Зацепившись однажды левою ногою, ударился об камень, и вот я -- точная копия знака вопросительного, невольно с каждым шагом нарушающий перпендикуляр, принимаемый Бюффоном2 за один из главных признаков, отличающих человека от животных.
Юность моя прошла. Имев чем жить, я хотел, чтоб было бы и с кем. Но легкое для других, для меня было невозможно. Характер мой имел все те же неровности, которыми щеголяла моя наружность. Я с неудовольствием находил в себе разборчивость, обещавшую сделать из меня симметрическое продолжение Крыловской басни "Разборчивая невеста"3, только под другим, красивейшим названием.-- Случай свел меня с фамилиею П**. Недостатки мои телесные выгодно для меня гармонировали с их недостатками хозяйственными, и я был принят хорошо. Находили в характере моем все нужные условия для благополучной жизни домашней; славили жизнь семейную, и я удвоил старания около M*, старшей дочери моих доброжелателей. Дело близилось уже к концу, как случайно или по судьбе на горизонте нашего провинциального неба явилась звезда, которая по многим ощутительным отношениям ко мне, была первой величины. Наблюдатели наши не ошибусь: я потерпел затмение. Случай был обыкновенный, но гордость моя страдала ужасно: я был в запасе! это меня, как говорится, рвало; но осмотревшись на досуге и сообразив свои поступки, я назвал себя глупцом за прошедшее. Опыт меня научил, что привязать к себе людей нельзя даже готовностью самопожертвования.-- Ошибка в расчете, думал я после, с горестью услышав, что и M* не выиграла при перемене.
Не сбылась лучшая из надежд моей жизни.-- Завязка жизненной драмы моей не удалась; одно действие, занимательнейшее, кончилось: пришла пора любочестия.-- Я имел неосторожность простодушно верить тому, что написали люди в книгах о чести, почестях, о средствах к оным и пр. и пр., и с первого раза увидел, что все сказанное и написанное об этом было -- чистая ирония; как мало шло прямою дорогою и сколько зато окольными. Один ползком пробирался далее; другой с лицом умильным тихонько шагал вперед; тот забавляя и смеша протирался сквозь толпу; Этот, услуживая с поклонами, благополучно шел за другими; за того бабушка кланялась; у этого тетушка шла впереди...
Не имея твердости -- идти прямо одному, и слабости -- пробираться с подпорою проселком, я своротил с дороги... и таким образом не сбылось предсказание моей покойной бабушки, которая, любуясь некогда своим внучком, прозревала во мне Колберта4.
В. Андросов.
Северная лира на 1827 год
Примечания
1...зеркало души моей. -- Имеется в виду поговорка "Лицо -- зеркало души".
2 Бюффон Жорж Лун Леклерк (1707--1788) -- фран-цузский естествоиспытатель.
3...Крыловской басни "Разборчивая невеста"... -- В бас-не И. А. Крылова "Разборчивая невеста" (1805) де-вушка, привередливая в своих требованиях к жени-ху, в конечном итоге рада была и тому, что "вышла за калеку".
4 Колберт (Кольбер) Жан Батист (1619--1683) -- гене-ральный контролер финансов при Людовике XIV. Провел ряд либеральных мер для развития фран-цузской экономики.