Маньчжурскую группу тунгусов мы в свою очередь должны разделить на две части: рыболовов по преимуществу, осевших по берегам рек, и охотников звероловов, обитателей тайги. К первой относятся гольды и ольчи. Сюда же надо причислить и собственно тунгусов: килей самагирцев и негидальцев [По мнению И.И. Гапановича, негидальцы -- отунгусившиеся палеазиаты.]. Ко второй группе относятся орочи, удэхейцы и ороки на острове Сахалине.
Маньчжуры-рыболовы обитают частью по реке Уссури, по всему нижнему Амуру до реки Тугура включительно и в бассейне притоков того же низового Амура, а также по реке Амгуни. Их нельзя назвать бродячими кочевниками, потому что они живут постоянно на одних и тех же местах, и многие селения их имеют весьма почтенную давность.
Те же экономические условия быта и окружающей обстановик как бы заранее предначертали схему жизни для рыболовов. "Счастье -- сама жизнь! Иного на земле не ищите. Живите около рек, в которых найдите себе пищу, а леса доставят вам приправу и усладу. Лодки ваши -- олени, для зимних перекочевок держите собак и ни к чему более совершенному напрасно не стремитесь" [Из письма Е. И. Розенфельда.].
Как только вскроются реки, прибрежный амурский туземец, если голодовка и цынга не свалили его с ног, принимается за ловлю рыбы, которой он должен поймать столько, чтобы можно было прокормить себя, свою семью и всех своих собак. Но вот прошла пора рыболовства, тогда он принимается ковать стрелы для лучков и исправлять свое охотничье снаряжение, а когда замерзнут реки и глубоким снегом в лесу завалит колодник, рыболов превращается в зверолова. В ту пору все население, исключая стариков и больных, женщин и детей, на добрые пять месяцев уходит в горы. Здесь в глухой тайге, в маленьких юрточках, они проводят долгие зимние месяцы и занимаются соболеванием.
Гольдов обычно относят к южной ветви тунгусского племени, но С. М. Широкогоров, разобравшись в фактах этнографического комплекса гольдов, пришел к следующему выводу.
Миграционная волна тунгусов еще в эпоху неолита задолго до P. X. ушла из бассейна реки Желтой на север в Прибайкалье. И уже с севера, обратным движением, отдельные орды оленеводов-овонкi пришли на Амур. Здесь они встретились с палеазиатами, китайцами и со своими далекими родственниками маньчжурами. В результате перекрестного влияния этих народов образовалась гольдская этническая группа. Собаководство они позаимствовали у гиляков. В настоящее время, окруженные кольцом китайцев и русских, гольды быстро теряют свой племенной облик.
Никто лучше гольдов не приспособился совершать длительные путешествия с грузовыми нартами по тайге, заваленной буреломом. Для этого необходима хорошо продуманная организация. На зимнюю охоту гольды уходят артелями под руководством старшего, наиболее опытного зверолова; самый младший исполняет обязанности артельщика по продовольствию. Китайские купцы всегда пользовались услугами туземцев, чтобы с помощью их проникнуть в самые глухие таежные районы.
За последние годы амурские туземцы понемногу стали усваивать новые формы жизни. Многие из них завели лошадей, занялись извозом и поставкой дров на пароходы, позаимствовали у русских язык, одежду, завели школы. Но, утратив свой старый жизненный уклад, они не усвоили в достаточной степени всего того, что принесли к ним русские и китайцы и потому в борьбе за существование стали быстро от них отставать.
Тайга с каждым годом стала давать меньше пушного зверя, начались недоходы рыбы, а потребности к жизни увеличились. Приход стал не уравновешиваться с расходом. Только те инородцы, которые живут в стороне от главных путей сообщения, предоставленные самим себе, сохранили первоначальный уклад жизни -- и, помня прадедовские советы, -- "никуда не спешат и ни к чему более совершенному не стремятся".
Ольчи проявляют жизнедеятельность только во время хода лососевых рыб. В остальное время года производят впечатление неподвижных ленивых людей, наиболее находящихся в нужде.
Влияние цивилизации проявилось на них весьма худо. Они опустились, забросили соболевание и утратили охоту на морского зверя, за которым в прежнее время с Амура ходили в бухту Таба и в залив Де-Кастри. Вот почему у них появились рассказы о непроходимых лесах, недосягаемых вершинах и т. д. Теперь они не всегда успевают заготовить достаточно рыбы для себя и для своих собак и кредитуются на соседних рыбалках в счет будущих благ и в расчете на вспомоществование от правительства.
Русские и китайцы занесли к аборигенам низового Амура разные болезни, что отразилось на здоровьи племени. Уклад жизни туземцев начал претерпевать ряд изменений, а психика оказалась подавленной. У них нет выдержки, столь необходимой в борьбе за существование при столкновении с пришельцами.
Русские позаимствовали у амурских туземцев тип лодки, называемой гиляцкой -- легкой, достаточно грузоподъемной, хорошо держащейся на воде, но она приспособлена только для плавания по сравнительно тихим и спокойным протокам Амура.
Несмотря на то, что амурские туземцы живут на воде, они боятся быстрых горных рек и не рискуют по ним далеко подыматься против течения, предоставляя дальнейшее продвижение грузов и пассажиров удэхейцам.
В настоящее время туземное население Амура, которое русская колонизация застала на пути своего следования к морю, переживает период ассимиляции. Идет коренная ломка их общественного строя и всего уклада жизни. Кто из них уцелеет от этой ломки и кто совсем уйдет со сцены жизни -- покажет ближайшее будущее.