Аборигены полуострова Камчатки ительмены относились к палеазиатам. По словам С. Крашенинникова, это был народ чрезвычайно энергичный, воинственный, подвижной, коварный и мстительный. Они отличались хвастовством и упрямством, убийство не считали пороком, и, наоборот, доброту и ласковое обращение считали за глупость. Ныне, по удачному выражению В. П. Маргаритова, современные камчадалы "житьем иссушены и правами бедны".
В культурном отношении несколько продвинулись вперед камчадалы, живущие около Большерецка, Петропавловска и в долине Камчатки. Они трудолюбивы, живут в чистеньких, опрятных домиках, занимаются рыболовством, охотой, соболеванием и отличаются нравственностью, честностью и высокой добросовестностью. Камчадалы внутренних частей полуострова и по сие время живут так, как сто лет тому назад. Их убогие избушки часто построены одним топором без участия пилы, они не знают никаких ремесл -- ни кузнечного, ни столярного, ни слесарного, ни бондарного; при передвижениях зимой пользуются собаками, а летом -- долблеными лодками; их пути сообщения -- реки и тропы, протоптанные медведями.
При том обилии рыбы, которое имеется на Камчатке, камчадалы питаются дрянной юколой. Некоторые из них имеют около своих домиков маленькие огородики (на 6 семейств 1/3 гектара), на которых сажают картофель и репу.
Старым традиционным блюдом камчадалов является сарана, которую они отбирают у мышей с таким расчетом, чтобы животные не погибли и могли бы снова пополнить свои запасы до наступлении холодов.
Камчадалы, слабые физически и апатичные, находятся в состоянии медленного вымирания. За двухсотсеми - значительно сократилось. По переписи 1926 года, камчадалов числится 4207 человек.
"Местных жителей" (смесь русских с коряками и чукчами) мы находим в Гижигинском уезде и в долине р. Анадыря. В культурном отношении эти люди, в особенности обитатели Тауйской, Омской и Гижигинской губы, стоят еще ниже, чем камчадалы.
Небольшие селения их изолированы друг от друга бездорожьем. Реки в местах их обитании текут в таком направлении, что не только не облегчают сообщения между селениями, но и наоборот, служат препятствием. Зимой местные жители живут в таких же домиках, как и камчадалы, а лето проводят в особых юртах, называемых летниками, построенных на берегу моря из выкидника и обложенных дерном и землею. Они почти все алкоголики, и многие из них заражены венерическими болезнями.
По берегам Берингова и Охотского морей, куда русские и в особенности иностранные суда в изобилии доставляли спирт, выменивая его на пушнину, мы видим спившееся местное население, изо дня в день влачащее полуголодное существование, мы видим, что благосостояние тунгусов Охотско-Камчатского края выше, чем у прибрежных метисов. То же самое можно сказать и про тех потомков славных казаков, которые когда-то завоевали край и которые ныне, смешавшись с туземцами, осели в долине р. Анадыря. Оленные чукчи и коряки, развитее и материально более обеспечены, чем местные жители. Голодовки у последних стали обычным явлением, и, если бы их не выручали коренные обитатели страны со своими стадами, они давно все вымерли бы поголовно.