Недавно возникшие споры по истории Абхазии, побудили меня сделать краткое извлечение из собранного мною материала для Абхазской истории и тем разрешить некоторые вопросы. Так, например: была ли Абхазия когда-нибудь провинцией Грузии; считать ли началом абхазской политической самостоятельности правление Чачба (Шервашидзе); принадлежат ли к абхазскому племени Асадзкуа, Псха, Айбга, Цыджа, Баракиа, Шегерса, Зоурима, Биберда, Лоуа, Кяша, Джантамыра. Источниками служат: арабские "Яхчи", греческие и римские историки -- Страбон, Плиний, Арриан, Геродот и некоторые другие писатели. Грузинский царевич Вахушт, Бакрадзе, Жордания, Картлис Цховреба. Шенпен - новые заметки по древней истории Кавказа, Прокопий De bello goth Mioncapola Billiographia caucasica et transcaucasica, Gpobe Hrotteri memor popul IV 088. Берже - этнографическое обозрение Кавказа, Дубровин - история и владычество русских на Кавказе, Никифорова - Абхазия и в ней Ново-Афонский монастырь, Акты Кавказской географической комиссии, сборник сведений о Кавказе, кавказский сборник и акты сословно-поземельной комиссии. Из выше приведенных исторических документов видно, что когда-то в древнее время, Абхазия была самостоятельной, сильной между кавказскими народами. Она занимала и занимает наилучший уголок Кавказа, и очевидно, что если бы абхазы были слабыми, то они не могли бы занять и удержать за собой этот уголок, в то время, когда господствовало грубое насилие. По свидетельству древних, абхазы являются древнейшими обитателями Кавказа и никогда не оставляли его совсем.

На основании этих аргументов, ныне некоторые предполагают, что название "Кавказ" происходит от видоизмененного слова "Абказ" или "Апказ", как это встречается у древнейших авторов и в заметках путешественников. Весьма возможно, что есть отношение между словами - "Капказ" -- "Кавказ" и "Апказ" впоследствии "Абхаз". Если место не получило свое название от первых поселенцев его, то возможно, что занявшие его впервые получили свое название "Апказ" от занятого ими места "Кавказ".

Абхазы разделялись на многие племена, имеющие каждое свое собственное наименование. По берегу моря от р. Хоста до Гагринской теснины жили Асадзкуа, восточнее их и на юге от Убыхов в горных долинах реки Мзымта, Бзыбь жили Ахчипса, Псха, Айбга, Цыджа. Местность, начиная от Гагр по берегу моря, до р. Ингур занимали жители центральной Абхазии и разделялись на три главные части: Апсны, от Гагры до Алдзги по берегу моря; выше к горам были расположены Дал и Цабал, по верховьям р. Кудре. Наконец 3-й отдел, центральной Абхазии, Самурзакан, который расположен на берегу моря между реками Алдзгой и Ингуром.

Что касается Абхазии за главным кавказским хребтом, то по верховьям р. Гупсы и между реками Белой и Хагур были расположены Бараклиа, которые разделялись между двумя дворянскими фамилиями. На юге от них в верховьях р. Хагур-Бага, рядом с ними в верховьях р. Малой Лабы жили Шегерса, а еще восточнее в верховьях р. Большой Лабы, выше ахматовского укрепления жили Зоурами. На юге от этих двух колоний между реками Большой и Малой Лабами жили Казылбека, управлялись князьями Маршан. На юго-востоке у верховьев р. Урупа и большого Зеленчука жили Баталбеа, ими тоже управляли князья Маршан. Наконец, часть абхазских племен, носящих имена своих владетелей, как, например: Виберда, Лоуа, Кяша, Джантамира, Дудорука. Лоуа жили по правую сторону Кубани; Дудорука на левом берегу Кубани, против нынешней Баталпашинской станицы; Джантамира и Кяша по Куме и Подкумку и простирались небольшими усадьбами до самой кисловодской крепости.

В продолжение своего существования Абхазия была, то независимой, то подчиненной господствующим государствам. Известно, что за сто лет до Р.Х. она подчинилась Митридату понтийскому.

Далее известно, что апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом в Абхазии распространено христианство и уже в III веке абхазы имели своих епископов, которые принимали участие в Никейском соборе в 325г. В следующих периодах христианства, абхазы имели сперва зависимых от Антиохийского патриархата, а потом независимых католикосов. Между прочим, один из католикосов на упрек антиохийского католикоса, в том, что абхазская церковь не подчиняется антиохийскому патриархату, кафедра которого основана самим первоверховным апостолом, отвечал, что абхазская церковь основана Андреем Первозванным, братом Петра, и Симоном Кананитом, погребенными в Абхазии, и следует, чтобы призванный подчинился призвавшему и потому антиохийские католикосы должны подчиниться абхазской церкви, а не наоборот.

В исходе VII века, в царствование римского императора Ираклия, в силу исторических обстоятельств, Абхазия вышла из повиновения римской власти и по примеру других стран поставила царя из фамилии Ачба (Анчабадзе). С этого времени Абхазия стала расширять свои владения, подчинив некоторые горские племена: Мингрелию, Имеретию, Карталинию и Лазику. В царствовании династии Ачба границами Абхазии служили: на юге -- Черное море, на севере - Кисловодск, на западе - Анапа и на востоке - Кутаис.

Царь Леон II из династии Ачба покорил народы, находившиеся от р. Ингура до р. Рион, и на Рионе основал свою столицу Кутаис. В его царствование абхазские католикосы освободились от зависимости Антиохийского патриарха. Умер Леон в 806г. Феодосий завоевал Имеретию и построил в ней город Хони, умер 845г. Георгий I поставил крепость в Ануха и Куланурха, умер в 875г. Георгий II построил знаменитый храм Чкон-диди, умер в 955г. Леон III заложил фундамент великолепного храма в Мокве. В царствование этих и последующих царей Абхазия была наполнена цветущими городами, остатки которых доныне остаются неисследованными.

Последним царем из династии Ачба, был Феодосий слепой. В 985г. он, умирая бездетным, назначил своим преемником сына грузинского царя Гургена, Баграта III, как ближайшего родственника по женской линии.

Баграт III, будучи уже царем Абхазии, после смерти Гургена, отца своего, с помощью родственника Курополата Давида, присоединил к своему (где он уже был царем) абхазскому царству, царство грузинское и резиденция его и последних царей неизменно оставалась в Абхазии. С этого времени судьба обоих царств, сливается, и соединенное государство получает наименование Абхазо-Имеретинского царства. Последним царем династии Багратидов был Возобновитель Давид, который, освободив древнюю столицу Грузии, Тифлис, из рук неприятеля, перенес свою резиденцию туда, а в Абхазию назначил Шервашидзе.

Часть центральной Абхазии сейчас же начала самостоятельно управляться, а в 1462г. к этой части присоединилась другая часть. Абхазский эристав начал княжить самостоятельно до 1864г.

Абхазия теперь намного уменьшилась: покоренные и мирно присоединенные народы отошли от нее и большая часть горского населения, после покорения северного Кавказа и немного позже перешла в Турцию. В 1453г., когда Турция завладела греческой империей и подчинила крымских ханов, владетельный князь Абхазии, из боязни потерять свое значение в стране, должен был найти внешнюю поддержку и принял покровительство Турции. Турки помогали владетелям и во время внутренних смут и беспорядков. С этой целью турки держали в Абхазии небольшие гарнизоны, под начальством паши. За такое обеспечение владетельной власти, Турция получала вознаграждение деньгами и натурой (преимущественно лес) и имела право держать в Абхазии магометанских проповедников. Но когда Турция пожелала завладеть страной, вся Абхазия во главе со своим владетелем начала сопротивляться. Эта неравная борьба шла до 1809 г. В 1809 г. владетельный князь Абхазии Сафар-бей просит покровительства России. Ответ на эту просьбу последовал через год, -- в 1810г. 17 февраля была получена грамота Императора Александра Павловича, которой Сафар-бей и его потомки признавались владетельными князьями Абхазии, находящимися под верховным покровительством русской державы.

В 1846 г. русское правительство изъяло из владения владетеля Гамут-бея, (Михаил) за ежегодное вознаграждение в 12 тыс. рублей, порты Абхазии и в них ввело карантинно-таможенные учреждения.

А в 1864 г. в Абхазии введено непосредственное русское управление.

Из этих исторических фактов видно, во-первых, -- что Абхазия никогда не была провинцией Грузии, так как Абхазия имела своих законных царей (хотя последняя династия Багратидов, по мужской линии, была родственна грузинам) и резиденция всех царей постоянно находилась в Абхазии; во-вторых, -- было бы неверно считать правление Чачба, началом абхазской политической самостоятельности, ибо, как мы знаем из истории, она раньше была гораздо могущественнее и обширнее; в-третьих, -- к абхазской народности принадлежат: Асадзкуа, Ахчипса, Псха, Айбга, Цыджа, Баракиа, Шегериа, Зорума, Биберда, Лоуа, Кяши, Джантамира и некоторые другие, ибо все они говорили на абхазском языке и фамилии у них абхазские. Все они входили в состав прежнего абхазского царства, а впоследствии княжества.