(Вместо послесловия.)
Решившись высказать в печати мой взгляд на особенно горячо -- и не без оснований -- волнующий современность, животрепещущий вообще, а в нашей родине в особенности, еврейский вопрос, я первоначально располагал ограничиться теми письмами о нём, которые уже появились в "Русской Жизни". Я желал только установить справедливую и идейную точку зрения на этот вопрос, слишком часто, и намеренно, и ненамеренно, bone fide, затемняемый с одной стороны, ссылками на затасканные общие места и фразы мнимого гуманизма, к которым прибегают только, когда более определённых доводов уже не находят, а с другой -- безыдейною злобою дня, страстями и корыстолюбивыми стремлениями этого дня. Принятая мною точка зрения представлялась мне слишком ясною и очевидною для того, чтобы требовать своего детального оправдания и защиты как против бессодержательных и бесплодных "общих мест", так и против слишком ярко запечатлённых личным пристрастием партийных притязаний и предрассудков. В этом я очень, как видно, ошибся: напечатанное (в "Русской жизни") вместе с этим ответом письмо ко мне одного из представителей нашей еврейской "интеллигенции", вызванное моими письмами "Еврейство и Россия", свидетельствует том, что и с банальностями затасканной, условной публицистической морали, как они ни бессодержательны, и с партийными пристрастиями и притязаниями, как их софизмы ни прозрачны, считаться ещё далеко не лишне. Свести счёты с ними и желал бы я в настоящем ответе на это очень характерное письмо.
Совершенно напрасно прибегает автор его, в своём вступлении, к попытке запугать меня перспективою, что и мои письма о еврействе не будут иметь никакого научного значения, и я сам в них грешу догматизмом, вышедшим, де, из моды во всех областях мысли, кроме богословия. Решительно даром потраченный заряд остроумия! Ошеломить меня словами "научное значение, "догматизм", "мода" -- слишком мудрено, так как я достаточно хорошо знаю самое дело. Я и слишком давно (с 70г.) и близко стою к делу науки для того, чтобы задаться нелепою мыслию -- в газетных статьях изложить научное исследование; и очень хорошо знаю, что "догматизмом" может погрешить только теория, объясняющая факты, но не простое утверждение или отрицание самих фактов; и, наконец, никогда ещё не ставил себе в литературной моей деятельности задачею сообразоваться с тою или другой "модою". Это ещё позволительно для толпы читателей, но отнюдь не для серьёзного писателя.
Гораздо интереснее полемика моего оппонента по существу "еврейского вопроса". Здесь он устанавливает и ту точку зрения, с которой, по его мнению, еврейский вопрос должен быть разрешён, и ставит мне вопросы о тех фактических данных, на которые я опираюсь в разрешении его.
Еврейский вопрос, по мнению автора, следует обсуждать с точки зрения правды и справедливости, т.е., как объясняет он, поставить его так: человек ли еврей или нет? "и если он человек, с таким же бьющимся сердцем, как у вас, с теми же страданиями и заботами, то во имя правды в человеческих отношениях должно протянуть ему руку помощи".
Итак, вот в чём весь вопрос?! Как он прост, ясен, и как очевидно, что мы, не нарушая идей права и справедливости, не можем не оказывать еврейству помощи в выполнении его еврейских задач, хотя бы это были и задачи закабаления нашего общества и государства! Стоит только признать еврея за " человека" с "бьющимся сердцем", и уж обязательно протянуть ему "руку помощи!" Это, де, требование права и справедливости!!
Полагаю, что никто из обсуждавших еврейский вопрос не высказывал ещё возмутительной мысли, что в основе его решения должно лежать отрицание права и справедливости; никто не высказывал и той дикой мысли что "еврей не человек", -- особенно в наше время, признающее человечность и человеческое право даже в расах, стоящих бесконечно ниже самих китайцев, а не только высоко развитых евреев. Но отсюда до обязательного протягивания еврейству "руки помощи" ещё очень далеко! В чём именно должны мы помогать еврейству? В охранении ли его только и защите от посягательства на него каких-либо внешних врагов? Или мы должны оказать ему помощь и в его посягательствах на нашу собственную жизнь и наше достояние, помощь если не деятельную, то, по крайней мере, выражающуюся в предоставлении этим посягательствам полной, ни чем не ограничиваемой свободы, в отказе, от защиты наших самых жизненных и обязательных для нас интересов? Взаимного подания руки помощи возможно требовать только в том предположении, что ни с чьей стороны вообще никаких посягательств нет, никакой борьбы не происходить, нет ни нападающего, ни защищающегося, а есть один "человек". Если же борьба, несомненно, происходить, то, конечно, о "руке помощи" по справедливости может взывать не нападающей, но лишь защищающейся!
Вопрос, таким образом, в том: происходит ли в современном обществе какая-либо борьба, в которой крупную роль играет еврейство, и занимает ли оно в этой борьбе положение нападающего или защищающаяся? Отрицать факт всеохватывающей борьбы, происходящей на наших глазах и уже близкой к своему концу на Западе, совершенно невозможно. Весь девятнадцатый век представляет сплошную, беспрерывную и беспощадную борьбу начала социального, "общества", как "организации жизни во имя производства и распределения жизненных благ между составляющими его особями", (Определение Л. Штейна) против преследующего иную, неутилитарную и не социальную, но народно-историческую задачу государства. В этой борьбе роль нападающего играет не исторический народ и государство, но живущее только утилитарным интересом производства и распределения в настоящем общество. И борьба эта представляет беспрерывный ряд побед последнего над народно-историческим государством везде, где, завладев путём представительства и парламентского режима политического властно, это общество настоящего получило возможность направлять жизнь и исторического, национального государства. Везде, где это случилось, задачи политического государства и исторического народа постепенно упраздняются и ограничиваются, вытесняемые из жизни интересами неисторического, признающего лишь право и задачу особи, но не народа, космополитического общества, На Западе это упразднение государства и народа обществом во имя производства и распределения благ между наличными особями, в наше время есть не только ясно и систематически выраженное требование господствующей теории, но и в значительной степени уже совершившийся факт! Сила, создавшая этот несомненный факт упразднения государства и народа, вытеснившая их из жизни и повсюду занимающая их место, везде есть утилитарная, обладающая деньгами или живущая исключительно надеждою на их приобретение, не знающая ни исторических задач, ни общих традиций буржуазия. Могущественное орудие, с помощью которого она завоевала свою господствующую позицию и, обладая которым, никогда с неё не может быть сбита, -- парламентаризм, представительство конституционного государства.
Таков итог жизни человечества на Западе за весь девятнадцатый век. Радоваться ли этому итогу или скорбеть о нём? Стремиться ли, во имя государственности и народности, к возможному ограничению в нашей жизни его силы и значения, или приветствовать в нём новое расширение поприща для своих социальных задач? Этот вопрос не безразличен, конечно, не только для человека Запада, но и для нас, русских, ибо сила, победившая и продолжающая побеждать государство и народность на Западе, сила буржуазии, существует с тем же интересами и стремлениями и у нас, хотя у нас она и не владеет тем орудием, которое обеспечило бы ей несомненное торжество, т.е. парламентским строем. И в решении этого вопроса каждый неизбежно должен стать на ту или другую сторону, оставаясь по-прежнему "человеком". Став же на одну из этих сторон, уже не только трудно, но и непозволительно "подавать руку помощи" стоящему на противной, для доставления ему торжества над своей собственной стороной. Это было бы предательством.
На какой же стороне стоит еврейство в этом разделяющем современный мир споре? Едва ли на этот счёт могут возникнуть какие-либо сомнения. Едва ли кто-нибудь решится утверждать, что еврейство, не связанное ничем, кроме общечеловеческих и личных, экономических интересов, ни с тою землей, на которой оно живёт (но которой не обрабатывает), ни с историей той земли и её будущим, (которой оно не делало, не делает и не будет делать), является представителем начала национально-государственного, а не буржуазного, социально-космополитического! Признавая последнее за несомненный факт, ясности и убедительности которого невозможно противопоставить ничего, кроме общих мест, лишённых всякого определённого значения, я подтверждаю этот факт и психологическою справкой, ссылкой на психологические особенности еврейства, делающие из него естественного носителя утилитарно-буржуазных, социально-космополитических начал. С этой-то ссылкой оппонент мой и не хочет согласиться, утверждая, что я её не подтверждаю никакими фактами, а просто догматизирую.
Он спрашивает: на чём я основываю мнение, что евреи положительны, умеренны, утилитарны и не творческой, а лишь рассудочно-эксплуатирующий народ? Думаю, что еврейская умеренность и положительность, сказывающаяся в таких несомненных достоинствах еврея, к сожалению очень мало присущих нам, как трезвость, аккуратность, привязанность к данным, положительным формам жизни, к своей семье, общине, церкви и т.п. -- имеют вполне достоверность факта, а отнюдь не психологической гипотезы. Эти же свойства характеризуют и идеального, хорошего буржуа. Что же касается до утверждения утилитарного и нетворческого, но эксплоатирующего направления деятельности типичного еврея, -- то не нужно далеко ходить за фактами, на которые оно опирается. Стоит только обратиться к статистическим таблицам, показывающим, какое ничтожное меньшинство наличных евреев занято, даже в экономической области, производством каких-либо ценностей, и какое подавляющее большинство специально посвящает свои силы посредничеству во всех его формах, начиная с банкира, через коммивояжера, агента, биржевого "зайца", фактора, коммиссионера, и кончая классическим юго-западным "мишуресом". Конечно, и этот род деятельности в обществе имеет своё значение, но признать её за неутилитарную, не эксплоатирующую, но творческую очень мудрено! Как более легкая и "чистая", подобная деятельность, сколько известно, и по религиозному взгляду еврейства составляет привилегированный удел избранного Богом и верного Ему народа. Еврейская интеллигенция также посвящает себя исключительно "хлебным" либеральным профессиям, в которых, много выгоды, но мало творчества. И при всей своей несомненной, почти поголовной талантливости -- евреи достаточно доказали отсутствие настоящей творческой, всегда бескорыстной силы уже тем, что история литературы, искусств и наук, представляющая массу принадлежащих им второстепенных, иногда и очень ценных произведений (Лассаль, Мендельсон, Маймонид) не может указать в этой массе ни одного первостепенного, но просто высоко талантливого, но гениального, вроде произведений Шекспира, Глинки, Декарта, Пушкина или Бетховена {Не сравнивать же, в самом деле, Мейербера и Мендельсона с Моцартом и Бетховеном, а Гейне с Байроном! О Спинозе же, единственном, несомненно,--гениальном еврее во всей новой истории, я умалчивал в первой редакции этого письма, следуя правилу "лежачего не бьют". Плохую услугу делу защиты еврейства оказала бы ссылка на учение Спинозы,-- учение чисто -- рассудочное и пантеистическое, доктрину pessimae notae, не признающую иного основания права кроме мощи самосохранения, и иного основания нравственности, кроме пользы (suum utile quaerere), доктрину, учащую, что в море большие рыбы на то, чтобы пожирать малых, а малые -- на то, чтобы быть пожираемы... На такое учение может сослаться только заклятый враг еврейства.
Плохо убеждает меня и ссылка на евреев- мучеников за какие-то европейские "государство" и "национальность". Мученики-евреи действительно бывали и в Германии и в других странах; многие перенесли и гонения, и тюрьму и ссылку. Л.Берне даже очень, по своему времени, смело писал свой остроумнейший "салат из селедки"! Но за какую идею были все эти евреи-мученики и евреи-борцы! Думаю, что всегда и везде -- за идею социально-космополитическую; а этим едва ли они прибрели особенно много прав на признательность от стоящих на точке зрения "национальности" и "государственности"! Не за историческое же государство и народность боролись и многочисленные наши "нелегальные" евреи второй половины прошлого царствования, слуги интернационалки!!.
Едва ли можно признать за удачный полемический приём и попытку моего оппонента доказать "идеализм" еврейства, иронизировавшего над идеализмом христианских народов, проявлявшимся в грубые времена истории в таких жестоких и свирепых, формах, как, например, потопление Грозным в Волхове 35,000 новогородцев или Варфоломеевская ночь? Во-первых, грубое, мало развитое человечество и идеалы свои, естественно понимает и выражает грубо; во-вторых, же, ограничиваясь одним примером Грозного, в его жестоком истреблении новгородцев нельзя человеку, понимающему историю, видеть одно зверство и не видеть дурно или хорошо понятой (это здесь неважно) идеи государственной необходимости. Если бы национально-государственная, не растленная политиканствующею буржуазией Москва не сломила в то время "вольный ганзейский город Новгород", этот почти единственный в русской истории крупный питомник могущественной и гордой буржуазии, -- то едва ли существовала бы и нынешняя государственная Россия; а если бы она и существовала, то была бы, конечно, ныне таким же достоянием буржуазии, таким же "правительством социальных партий", конституционным и ненародным, как и современные государства Запада.
Во всяком случае, -- в зверском по форме поступке Грозного было больше идеи, чем в беспощадной, неумолимой и неутомимой, ежемгновенной и вековой экономической эксплуатации труда и богатства многих народов единственно во имя своего благополучия за чужой счёт. Только удивить может, конечно, и доказательство еврейского идеализма ссылкой на первых христиан, вышедших из еврейства и в тоже время являющихся образцами возвышеннейшего идеализма. Это отвергнувшие еврейство и отвергнутые им евреи-христиане, это ученики Распятого, это гои -- то суть представители настоящего, доселе существующего и защищающего себя ссылкою на них еврейства? Полноте!..
По меньшей мере, странна и попытка дискредитировать христианский идеализм, для косвенного оправдания еврейского утилитаризма и позитивизма, выразившаяся в сомнении моего оппонента, чтобы я мог привести ему, хотя один, пример, когда христианский идеализм "проявился бы в такой силе и яркости, чтобы попасть в историю", также, как и в дальнейшем вопросе его: "где же то великое, которое явилось на почве русских народных идеалов"?
Вместо одного примера проявлений христианского идеализма, я приведу два маленьких, но, кажется, попавших в историю факта: никому не безызвестное рыцарство и довольно-таки известные на ука, искусство и философия нового времени, которыми живёт духовно всё современное человечество, и в созидании которых (оригинальным творчеством) еврейство принимало, однако, не более участия, чем, например, магометанство. Что же касается до вопроса о том великом, которое выросло на почве русских народных идеалов, то я имею наивность считать ответ до того очевидным, что становится стыдно за вопрошающего. На этой, будто бы, бесплодной почве выросло ни более, ни менее, как великое, могучее и крепкое государство, называемое Россия, -- государство, прошедшее в своём росте, через самые страшные исторические испытания и выходившее из них всякий раз более могучим, более бодрым, более богатым живоносными идеалами, чем прежде,--государство, принявшее на свою грудь и отразившее удары, которые раздробили бы хрупкую Европу, если бы она была лишена этого спасительного щита, удары татарского нашествия и космополитической революции, воплотившейся в лице Наполеона I, -- государство, наконец, которому, может быть, завтра уж е предстоит новый подвиг спасения европейской культуры от нового, ещё более грозного нашествия гогов и магогов социализма, от социального одичания! Если это не великое, то что же великое?! Или, быть может, вы, господин оппонент, думаете, что история когда-нибудь и признает за более великие исторические дела -- прорытие Суэзского канала или новое существенное улучшение в банковском счетоводстве?..
Нет; еврейский вопрос не есть вопрос, которым "пусть занимаются на досуге богословы", вопрос богословский -- умозрительный! Христианство хорошо помнит, что оно вышло из еврейской религии и взяло из неё много святого, высокого, прекрасного и драгоценного; богословский вопрос для него решён. Не христианство, как более богатое содержанием, отрицает более ограниченное и принятое, усвоенное им в своих существенных основаниях, религиозное учение евреев; но свойство, оставаясь на своей, более ограниченной, узкой почве "положительного закона", отрицает христианство. Не в этом и вопрос; но в той борьбе социальных идеалов и сил общества, буржуазии с национально-историческим государством, которой игнорировать в конце нашего века уже невозможно, которую маскировать общими местами мнимого гуманизма преступно, и в которой еврейство стоить не на стороне национального и исторического государства! Е врейский вопрос есть вопрос о том, какую роль в нашей государственной и народной жизни должна и будет играть буржуазия с её идеалом и орудием -- деньгами? Роль ли необходимого во всяком живом организме, но не во всяком господствующего желудка, или роль головы и сердца?
А это -- вопрос о всей культуре нашей!
Дозволено цензурою, Москва, 13 Апреля, 1891 г.