Трагедия каждого дня, не считая табельных и праздничных, в 10-ти картинах,

Аркадия Аверченко

Действующие лица:

Нюра (Ню) - истеричная легкомысленная дамочка.

Её муж.

Отец Нюры.

Мать.

Он - опытный писатель.

Приказчик похоронной конторы.

Гробовщик.

Автор.

Горничная, она же - няня.

Музыканты.

Картина I.

В комнате у Него.

Ню. Так вы писатель? Ах, как это интересно! Смотрите... Все писатели такие опасные, ещё меня опишете...

Он ( угрожающе ). А вы что думаете?

Ню. Сейчас можете напасать про меня рассказ?

Он. Ничего не составляет! На чём только?

Ню. На кружочке конфетти можете?

Он. Я на всём могу... Но конфетти, на манжете, на оборке вашего платья... На ленте серпантина могу! Только на серпантине писать невыгодно...

Ню. Строка длинная выходит! Построчно работать невыгодно!

Ню ( смотрит на него в восторге ). Построчно... Ах, как это интересно! ( Влюбляется ).

Картина II.

Дома у Ню. Спальня.

Муж. Нюра! ( Приближается к Ню с самыми недвусмысленными намерениями ).

Ню. Оставь! Сегодня нельзя.

Муж. Почему? Что за причина?

Ню. Ну... Нельзя! В Мессине землетрясение, в четверг был дождь, а ты с ласками лезешь!

Муж. Но при чём же здесь землетрясение?

Ню. Притом, что ты - старый, скучный дурак. Отстань!

Муж закусывает губу. Ню - закусывает подушку. Закусив немного, расходятся.

Картина III.

У Него.

Ню. Ах! Вы - писатель, вы должны меня понять! Все писатели понятливые... Моя жизнь - роман. Если написать, прямо приложение к "Ниве" выйдет.

Входит муж.

Муж. Я то же когда-то пописывал... Вот ей письма всё писал. В шкатулке лежат.

Ню. Замолчи, нелепый дурак!

Он ( рассматривая мужа в монокль, снисходительно ). Нет, отчего же нелепый... Он - ничего!

Муж. Хочешь, Нюрочка, я покажу ему письма?

Ню. Я хочу, что бы ты притворил дверь с другой стороны!

Муж на цыпочках выходит, притворяя за собой дверь.

Картина IV.

В доме Нюры.

Он. А то ещё такой случай был: захожу в какую-то тёмную комнату, вижу - девочка с голыми руками. Я стал целовать, целовать её до тех пор, пока она не выросла...

Ню. Милый! Какой ты умный.

Он А то ещё в Одессе был факт...

Муж ( входя ). Я вам не помешал?

Он. Нет, помилуйте! А я сейчас целовал вашу жену... Ни-че-го! Знаете, очень и очень ничего!

Муж ( в ужасе ). Це-ло-ва-ли?.. Я думал, вы зачем-нибудь другим пришли, а вы... Да как вы смеете! Да я...

Он. Бросьте! Охота вам... Ведь я против вас ничего не имею... Ну, не любит вас жена! Эка важность! Вы думаете, меня все любят?

Муж. Позвольте вам выйти вон!

Он. Ну-с, до приятнейшего! Только всё равно, не я к ней, она ко мне придёт. Кстати, вот мой новый адрес, - передайте ей.

Муж. А, негодяй! ( Стреляет ).

Он ( с любопытством ). Это у вас что за система? Браунинг? То-то, я по пуле вижу... А ловко вы, в плечо прямо. Жаль, что пиджак испортили! ( Вынимает из плеча пулю ).

Муж ( бледнея ). Дворники идут! А у меня нет разрешения на оружие.

Он. Эх вы! Туда же... Стрелять. Садитесь! Устроим приятный разговор. ( Смеётся ). А то ещё в Киеве был факт...

Муж и жена смеются.

Картина V.

Там же.

Муж. А я к тебе, Ню... Того, этого...

Ню. Убирайся! В Индии голод, в Южной Каролине урожай сам-семь, а ты с ласками лезешь... Бесстыдник!!!

Муж. Я ничего... Если писатель нравится - пожалуйста! Ещё кто-нибудь понравился - пожалуйста! Ещё веселей будет. Нечто вроде колонии.

Картина VI.

Ню у себя, одна.

Ню. Скучно мне!

Входит Он.

Он. Здравствуйте... Начинается! Старая история. С чего это?

Ню. Меня всё мучит вопрос: почему такое?

Он. Что "такое"?

Ню. Я не могу яснее выразиться, но это ужасный вопрос: почему такое? Ах, убери руки! Все вы, мужчины, одинаковы... Женщину мучает неразрешимый вопрос, в Бомбее чума, а он с руками!

Он. В таком случае, мне здесь больше делать нечего. ( Собирается уйти ).

Ню ( со стоном ). Послушай, Ты!.. Ответь же ты мне, наконец: почему такое? Ушёл... Чёрт! Да почему же это такое?

Картина VII.

Муж и Он, оба в трауре. Няня (без слов).

Он. Отравилась? Неужели? Бедная Ню! Впрочем, нельзя ли из этого что-нибудь сделать... Чёрт возьми! Во мне заговорил, Б-жьей милостью, писатель... Побегу в редакцию... Напишу заметку в "Дневнике происшествий"! Строк на двадцать.

Муж. Няня! Собери её вещи! Осторожнее шляпу клади в узел, она совсем новая. Её ещё продать можно. Что это? Мыло? Возьмём и мыло: им ещё умываться можно. Верёвочка? Давай сюда и верёвочку. ( Плачет ).

Картина VIII.

Там же. Те же и приказчик из похоронной конторы.

Приказчик ( войдя и внеся венки, показывает и кладёт их на пол ). Извольте веночки! Не венки, а рафинад!

Муж. Это другой венок!

Он. Это другой венок!

Приказчик. Не извольте беспокоиться! Однова дыхнуть. ( Берёт на руки писателя, переносит к венку мужа, потом схватывает за шиворот мужа, ставит к венку писателя ).

Оба довольны.

Веночки-то, господа, правильны... А это мужчины, точно, что-то перепутались.

Гробовщик ( входя ). Который тут упокойник? Детский гробик заказывали...

Муж. Ирод! И ты перепутал! Ну, какой здесь детский гробик, когда она была такая женщина! ( Смахивает слёзы ). Тебе двуспальный заказывали, а ты - детский!..

Гробовщик. Ничего-с, разносится!

Музыканты ( входя ). Здесь свадьба? ( Играют польку ).

Муж. Чёрт возьми! Здесь похороны.

Автор ( из ложи ). Это я, господа посетители, хотел подчеркнуть житейские контрасты. Как трагическое перемешивается со смешным. Правда, ловко, а?

Голос за сценой. На это тебя взять! Абзац тебя заешь.

Картина IX и последняя.

В доме родителей Нюры.

Мать ( вытаскивая отца за руки ). Иди, бесстыдник! Занавес уже подняли.

Отец. Уверяю тебя, это эта картина не нужна! Можно было бы этот дневник не читать со сцены, а отпечатать и раздать публике. Пусть дома читает, а?

Мать. Да ведь объявлено 10 картин. Чётное число, на два делится.

Отец. А девять картин на три бы делилось. Право, уйдём, а?

Мать. Плачь лучше! По пьесе ты должен плакать...

Отец. Эх, жизнь ты актёрская! ( Рыдает ).

Публика ( невидимо и грозно ). Автора!

Автор. Эге! Не на таковского напали! Я знаю, зачем они меня зовут. (Приседает за барьер ложи).

Занавес.

Конец.

1909 г.
Источники текста :
"Сатирикон", No 4, 1909 г. С. 11.
"Современная драматургия", "Современная драматургия", No 3 - 4. 1992 г. С. 232 - 233.