Трагедия каждого дня, не считая табельных и праздничных, в 10-ти картинах,
Аркадия Аверченко
Действующие лица:
Нюра (Ню) - истеричная легкомысленная дамочка.
Её муж.
Отец Нюры.
Мать.
Он - опытный писатель.
Приказчик похоронной конторы.
Гробовщик.
Автор.
Горничная, она же - няня.
Музыканты.
Картина I.
В комнате у Него.
Ню. Так вы писатель? Ах, как это интересно! Смотрите... Все писатели такие опасные, ещё меня опишете...
Он ( угрожающе ). А вы что думаете?
Ню. Сейчас можете напасать про меня рассказ?
Он. Ничего не составляет! На чём только?
Ню. На кружочке конфетти можете?
Он. Я на всём могу... Но конфетти, на манжете, на оборке вашего платья... На ленте серпантина могу! Только на серпантине писать невыгодно...
Ню. Строка длинная выходит! Построчно работать невыгодно!
Ню ( смотрит на него в восторге ). Построчно... Ах, как это интересно! ( Влюбляется ).
Картина II.
Дома у Ню. Спальня.
Муж. Нюра! ( Приближается к Ню с самыми недвусмысленными намерениями ).
Ню. Оставь! Сегодня нельзя.
Муж. Почему? Что за причина?
Ню. Ну... Нельзя! В Мессине землетрясение, в четверг был дождь, а ты с ласками лезешь!
Муж. Но при чём же здесь землетрясение?
Ню. Притом, что ты - старый, скучный дурак. Отстань!
Муж закусывает губу. Ню - закусывает подушку. Закусив немного, расходятся.
Картина III.
У Него.
Ню. Ах! Вы - писатель, вы должны меня понять! Все писатели понятливые... Моя жизнь - роман. Если написать, прямо приложение к "Ниве" выйдет.
Входит муж.
Муж. Я то же когда-то пописывал... Вот ей письма всё писал. В шкатулке лежат.
Ню. Замолчи, нелепый дурак!
Он ( рассматривая мужа в монокль, снисходительно ). Нет, отчего же нелепый... Он - ничего!
Муж. Хочешь, Нюрочка, я покажу ему письма?
Ню. Я хочу, что бы ты притворил дверь с другой стороны!
Муж на цыпочках выходит, притворяя за собой дверь.
Картина IV.
В доме Нюры.
Он. А то ещё такой случай был: захожу в какую-то тёмную комнату, вижу - девочка с голыми руками. Я стал целовать, целовать её до тех пор, пока она не выросла...
Ню. Милый! Какой ты умный.
Он А то ещё в Одессе был факт...
Муж ( входя ). Я вам не помешал?
Он. Нет, помилуйте! А я сейчас целовал вашу жену... Ни-че-го! Знаете, очень и очень ничего!
Муж ( в ужасе ). Це-ло-ва-ли?.. Я думал, вы зачем-нибудь другим пришли, а вы... Да как вы смеете! Да я...
Он. Бросьте! Охота вам... Ведь я против вас ничего не имею... Ну, не любит вас жена! Эка важность! Вы думаете, меня все любят?
Муж. Позвольте вам выйти вон!
Он. Ну-с, до приятнейшего! Только всё равно, не я к ней, она ко мне придёт. Кстати, вот мой новый адрес, - передайте ей.
Муж. А, негодяй! ( Стреляет ).
Он ( с любопытством ). Это у вас что за система? Браунинг? То-то, я по пуле вижу... А ловко вы, в плечо прямо. Жаль, что пиджак испортили! ( Вынимает из плеча пулю ).
Муж ( бледнея ). Дворники идут! А у меня нет разрешения на оружие.
Он. Эх вы! Туда же... Стрелять. Садитесь! Устроим приятный разговор. ( Смеётся ). А то ещё в Киеве был факт...
Муж и жена смеются.
Картина V.
Там же.
Муж. А я к тебе, Ню... Того, этого...
Ню. Убирайся! В Индии голод, в Южной Каролине урожай сам-семь, а ты с ласками лезешь... Бесстыдник!!!
Муж. Я ничего... Если писатель нравится - пожалуйста! Ещё кто-нибудь понравился - пожалуйста! Ещё веселей будет. Нечто вроде колонии.
Картина VI.
Ню у себя, одна.
Ню. Скучно мне!
Входит Он.
Он. Здравствуйте... Начинается! Старая история. С чего это?
Ню. Меня всё мучит вопрос: почему такое?
Он. Что "такое"?
Ню. Я не могу яснее выразиться, но это ужасный вопрос: почему такое? Ах, убери руки! Все вы, мужчины, одинаковы... Женщину мучает неразрешимый вопрос, в Бомбее чума, а он с руками!
Он. В таком случае, мне здесь больше делать нечего. ( Собирается уйти ).
Ню ( со стоном ). Послушай, Ты!.. Ответь же ты мне, наконец: почему такое? Ушёл... Чёрт! Да почему же это такое?
Картина VII.
Муж и Он, оба в трауре. Няня (без слов).
Он. Отравилась? Неужели? Бедная Ню! Впрочем, нельзя ли из этого что-нибудь сделать... Чёрт возьми! Во мне заговорил, Б-жьей милостью, писатель... Побегу в редакцию... Напишу заметку в "Дневнике происшествий"! Строк на двадцать.
Муж. Няня! Собери её вещи! Осторожнее шляпу клади в узел, она совсем новая. Её ещё продать можно. Что это? Мыло? Возьмём и мыло: им ещё умываться можно. Верёвочка? Давай сюда и верёвочку. ( Плачет ).
Картина VIII.
Там же. Те же и приказчик из похоронной конторы.
Приказчик ( войдя и внеся венки, показывает и кладёт их на пол ). Извольте веночки! Не венки, а рафинад!
Муж. Это другой венок!
Он. Это другой венок!
Приказчик. Не извольте беспокоиться! Однова дыхнуть. ( Берёт на руки писателя, переносит к венку мужа, потом схватывает за шиворот мужа, ставит к венку писателя ).
Оба довольны.
Веночки-то, господа, правильны... А это мужчины, точно, что-то перепутались.
Гробовщик ( входя ). Который тут упокойник? Детский гробик заказывали...
Муж. Ирод! И ты перепутал! Ну, какой здесь детский гробик, когда она была такая женщина! ( Смахивает слёзы ). Тебе двуспальный заказывали, а ты - детский!..
Гробовщик. Ничего-с, разносится!
Музыканты ( входя ). Здесь свадьба? ( Играют польку ).
Муж. Чёрт возьми! Здесь похороны.
Автор ( из ложи ). Это я, господа посетители, хотел подчеркнуть житейские контрасты. Как трагическое перемешивается со смешным. Правда, ловко, а?
Голос за сценой. На это тебя взять! Абзац тебя заешь.
Картина IX и последняя.
В доме родителей Нюры.
Мать ( вытаскивая отца за руки ). Иди, бесстыдник! Занавес уже подняли.
Отец. Уверяю тебя, это эта картина не нужна! Можно было бы этот дневник не читать со сцены, а отпечатать и раздать публике. Пусть дома читает, а?
Мать. Да ведь объявлено 10 картин. Чётное число, на два делится.
Отец. А девять картин на три бы делилось. Право, уйдём, а?
Мать. Плачь лучше! По пьесе ты должен плакать...
Отец. Эх, жизнь ты актёрская! ( Рыдает ).
Публика ( невидимо и грозно ). Автора!
Автор. Эге! Не на таковского напали! Я знаю, зачем они меня зовут. (Приседает за барьер ложи).
Занавес.
Конец.
1909 г.
Источники текста :
"Сатирикон", No 4, 1909 г. С. 11.
"Современная драматургия", "Современная драматургия", No 3 - 4. 1992 г. С. 232 - 233.