Газеты сообщают о громадном патриотическом подъеме немцев и ликовании их; причины этого, по словам газет, следующие.
Берлин. Военное ведомство оповестило население, что на главных площадях города будут показываться публике трофеи немецких войск -- взятые в плен казацкие лошади.
Вход по билетам.
Вена. Сюда прибыла казацкая одежда, как трофей победы. Франц-Иосиф [Франц-Иосиф (1830-1916) -- император Австрии и король Венгрии с 1848 г. Один их инициаторов Первой мировой войны.] с приближенными осмотрел одежду, после чего она была передана в музей для общего осмотра.
Дрезден. По улицам города носили казацкую пику, что дало толпе повод устроить восторженную манифестацию в честь немецких войск.
Мюнхен. Большое возбуждение и восторг толпы вызвали выставленные у входа в городскую ратушу военные трофеи -- казацкая винтовка. Немцы кричали: "Долой казаков!! А что, будете знать, как воевать с немцами?!"
Нюрнберг. Все население находится в неописуемом восторге, любуясь военными трофеями, которые носились по улицам... Трофеи состояли из казацкого кисета с табаком и трубки. Победа немецкого оружия вызвала взрыв энтузиазма.
-----
Если вдуматься в приведенные сообщения, то приковывают внимание две странности:
1) Всех предметов имеется по одному экземпляру: одна лошадь, одна одежда, одна пика, одна винтовка, один кисет и, наконец, одна трубка...
2) Где же казак? О казаке ни в одном сообщении не говорится. Если бы он был жив -- показывали бы пленного казака; если бы он был мертв -- показывали бы мертвого казака.
В чем дело?
А в том:
-----
Немецкий эскадрон поймал казака, который увлекшись разведкой, заполз слишком далеко от своей части. Защищаясь, казак заколол трех драгунов, но схваченный сзади и поваленный на землю, сдался.
Трагическая весть: казака поймали! -- разнеслась по всему полку.
Собралось начальство. Долго осматривали казака.
-- Надо его сохранить для императора, -- сказал командир. -- Накормить его! Постой... Вы его, тово... Разденьте! Я пошлю его оружие и одежду в генеральный штаб.
Казака раздели и одежду унесли.
-- А что они едят? -- спросил драгун, косо поглядывая на голого, связанного веревками, казака:
-- Неужели, ты не читал? Людей едят.
-- Ври больше.
-- А вот попробуй: дай-ка ему свою руку. Увидишь, как тяпнет.
-- Неужто, будет есть?
-- Казак-то? А ему что! Тем только и живут.
-- А мы попробуем. Нет ли у кого, господа, руки оторванной?
Рук у всех было достаточно, но оторванной -- ни одной.
-- Сбегай, Фриц, в госпиталь, спроси: не осталось ли там чего-нибудь после ампутации?
Фриц, сам заинтересованный опытом, сбегал. Принес руку.
-- Свежая?
-- Только сейчас с плеча.
-- Ну, положи ему на колени, да развяжи руки, чертова голова! Как же он есть будет...
Казаку освободили руки, положили на колени принесенную пищу и, обступив пленника, стали с любопытством следить -- что будет дальше?
-- Смотри-ка -- не ест.
-- Может, зажарить нужно?
-- Нет; писали, что сырое мясо жрут. Так и написано: "Казаки убивают женщин и детей и пожирают их сырыми".
-- А почему ж этот не есть?
-- Действительно, странно. Может, сыт?
-- Нет; глядите-ка, господа: он что-то руками показывает... На ноги себе указывает!.. Чего это он?
-- Братцы! Да ведь это он показывает, чтобы ему ноги развязали!!
-- Зачем?
-- Показывает, что иначе есть не может...
-- Неужто они ногами едят?
-- Дикари! С них все станется.
-- А ну, развяжите ему ноги... Любопытно, как это он ногами есть будет...
Развязали...
Казак встал, потянулся, размял затекшие члены, помахал в воздухе данной ему рукой и вдруг сделал целый ряд неожиданных поступков: ударил близстоящего солдата отрезанной рукой по физиономии, другого сбил с ног ударом ноги в живот, вскочил на чью-то, стоящую вблизи, лошадь и, гикнув, ускакал так, что только засверкали лошадиные копыта...
Вдогонку ему дали несколько выстрелов, потом организовали целую планомерную погоню...
Увы -- казак исчез.
* * *
-- Ничего, -- утешил себя командир. -- Зато лошадь его, одежда и вооружение остались. Все-таки, это -- что-нибудь.
-- Куда же мы пошлем эти трофеи? -- спросил адъютант. -- В Берлин?
-- Почему именно все в Берлин? Зачем обижать другие города?
-- А как же сделать?
-- Позвольте, мы сейчас рассчитаем... Что у нас есть?
-- Лошадь, одежда, пика, ружье и кисет с табаком.
-- Великолепно. Какие большие города у нас есть?
-- Берлин, Мюнхен, Дрезден, Нюренберг, Лейпциг, Бремен, Гамбург, Штеттин, Кенигсберг...
-- Ой-ой-ой!.. Не хватит! Городов больше, чем трофеев.
-- Не разрезать ли лошадь?..
-- Что вы! Пока доставим куски, -- мясо испортится... Время теперь жаркое.
-- Ну, если живую, то, конечно, нужно посылать в Берлин! Все-таки -- столица.
-- Да!.. Позвольте! А, ведь, мы Вену забыли. Неужели союзникам ничего не пошлем?
-- Действительно! Одежду им послать бы... Пусть видят, что немцы казаков не боятся...
-- Послушайте... А Будапешт?
-- Что Будапешт? Чепуха Будапешт! Можно им из венской одежды один сапог послать. Городишко ведь не так, чтобы уж очень большой.
-- Да, но как же мы в Вену с одеждой только один сапог пошлем?
-- А мы совсем сапогов посылать в Вену не будем. Пусть там думают, что казаки босиком ходят.
-- Чудесно! Тогда у нас и Кенигсберг устроен. Мы ему другой сапог пошлем.
-- А Мюнхен?
-- Гм... Мюнхен? Все-таки оно, знаете, столица Баварии -- винтовку им послать бы...
-- Значит, записывайте: Берлин -- лошадь, Вена -- одежда, Будапешт -- сапог, Кенигсберг -- сапог, Дрезден -- пика, Нюренберг... Что там для Нюренберга остается?
-- Кисет с табаком и трубка.
-- Кисет Нюренбергу!
-- А как же Штеттин? Как же Лейпциг? Бремен?
-- Подождут. Поймаем другого казака, тогда пошлем.
-- А не перепилить ли пику пополам?
-- Выдумаете тоже! Что это мощи святого, что ли, что их по кусочкам рассылать?..
-----
Вошел фельдфебель.
-- Чего тебе?
-- Господин полковник! Так что это мои люди казака захватили...
-- Ну, так что же?
-- А я сам из Шверина...
-- Ну?
-- Шверинские мы.
-- Говори толком -- чего хочешь?
-- Хотели бы, г. полковник, и в Шверин чего-нибудь из казацкого послать. Все ж таки, мои люди захватили.
-- Ага!.. Сапоги заняты, адъютант?
-- Оба. Один -- Будапештом, -- другой -- Кенигсбергом.
-- Досадно... Ну, вот, что, братец...
Полковник долго шагал в задумчивости, бросая быстрые взгляды на расположенное на столе вооружение и казацкую одежду.
-- Вот что, братец... Гм!.. Ну, на тебе! Отошли туда, на родину.
Он оторвал от казацкого мундира пуговицу и протянул ее фельдфебелю.
-----
Телеграмма:
ШВЕРИН. Отсюда сообщают, что вчера восторженная толпа с энтузиазмом приветствовала полученные городом и взятые на поле битвы военные трофеи. Это -- казацкая пуговица, фотография которой будет помещена в еженедельных изданиях. Город разукрашен флагами. Восторгу нет границ.
(Аг. Вольфа).