Вы просите меня сказать, что-либо о биллиардной игре... Почему, именно, меня? Почему о биллиардной игре? Что? Вы меня видели несколько раз за биллиардом? Ну, что ж... Если вы считаете это достаточным основанием -- пожалуйста.
Да, я один из самых азартных биллиардных игроков. Несколько лет тому назад в Харькове я проводил у биллиарда дни и ночи и, в конце концов, добился даже некоторой известности: я прославился, как один из самых худших биллиардных игроков.
Я объясняю это своей близорукостью, а, отчасти, артистичностью натуры: не умея еще, как следует, играть, я "заказывал" самые диковинные, почти невозможные, шары.
Например: мне страшно хотелось положить в уголок четырнадцатого... Но путь к нему был прегражден тремя шарами, стоявшими так, что к четырнадцатому можно было пробраться, только перешагнув через них. Я хладнокровно говорил:
-- Играю четырнадцатого!
-- Ка-ак? Каким образом?
Играю своего от двух бортов по одиннадцатому, а одиннадцатый дуплетом от шара... какой там стоит?.. Ну, это неважно... все равно... а одиннадцатый от шара кладет четырнадцатый.
Все смотрели на меня с удивлением и тайным восторгом.
Я долго целился... Трах! Я не только не попадал в вспомогательного одиннадцатого, но мой собственный шар, не добегая до намеченного борта, прямо и непосредственно сваливался в лузу, за что от меня отсчитывалось, в виде штрафа, пять очков.
Вы спрашиваете меня о происхождении биллиардной игры и об имени ее изобретателя?
Я полагаю, что изобретателя никакого не было, а родоначальником биллиарда следует считать обыкновенный обеденный стол, который постепенно и незаметно совершенствовался.
Сначала играющие или, вернее, обедающие, покончив с супом, принимались за горячий картофель и, ради забавы, перекатывали круглые картофелины друг к другу. Так как картофель был горяч, -- игроки ловили его в полы своих камзолов, которые при усовершенствовании и выродились в современные лузы. Картофелина, брошенная неловкой рукой, не попадала в подставленную полу камзола и падала на пол, что лишало игроков возможности употреблять ее в пищу. Отсюда возникли борты, преграждающие возможность шару вылетать за пределы стола. Впрочем, есть такие игроки, шары которых никакой борт не удержит в границах биллиарда. Мне это часто удавалось...
Вот, в общих чертах происхождение биллиарда. Допотопные вилки заменились киями, вместо скатерти употребляют сукно... Что? Вы находить мое объяснение ненаучным? Не знаю... Значит, кто-то из нас больше понимает и разбирается в законах логики и эволюции...
Типы биллиардных игроков?
Их очень много, но главных три: экспансивный игрок, советчик и "жук".
В особенности, врезался мне в память экспансивный игрок... Он весь -- один нерв. Когда его противник нацеливается на шар, он танцует около биллиарда, делает обреченному шару какие-то знаки, будто предостерегая от грозящей опасности попасть в лузу, а когда шар уже покатился -- он перегибается всем телом на сторону, искренно думая, что центр тяжести перемещается не только в его теле, но и в катящемся шаре. А когда экспансивный игрок сам "делает шара", он, ударив кием, забегает на другую сторону биллиарда, машет рукой тихо катящемуся шару, тычет пальцем в лузу, указывая ему могилу, дует на него, а иногда, схватив лихорадочно мел, чертит на сукне дорогу, ведущую прямехонько в лузу. Но шар -- большой толстый философ, которому дороги свои высшие законы. Если его неправильно толкнули -- никакая лесть, приказание и зазывание не помогут. Он насмешливо остановится у борта, где и затихнет.
Однажды, зайдя в биллиардную, я в табачном дыму и копоти услыхал странное слово:
-- Упань! Упань!
Сначала я думал, что это военный клич индейцев, неведомым образом завоевавших биллиардную. Но потом оказалось, что это -- повелительное наклонение от слова "упасть", которое относилось к шару над лузой. Вопил экспансивный маркер, у которого были, очевидно, свои соображения насчет русского языка.
Второй тип -- советчик. Он почти никогда не играет, а если играет, то прескверно. Он "советует",
-- Зачем вам играть четырнадцатого? Он никак не проходит. Восьмерка ему мажет. Вот вам десятку играть нужно в средину: прямо-прямо попадает в лузу.
Десятка может попасть или не попасть, но советчику всегда попадает...
Если десятка положена, накидывается партнер игравшего:
-- Лезете вы тут со своими советами, черт вас подери... Вот он и положил десятку!
Если десятку не удалось положить, ругает игрок, не попавший десяткой в средину:
-- Хотел играть четырнадцатого, так нет -- "играй десятку!" Лезет тут со своими советами, чтоб ты пропал!
Советчик смиренно молчит минут пять... Потом -- неожиданно загорается:
-- Куда, куда вы? Вам нужно семерку в угол играть с оттяжкой под девятку. Трех шаров сделаете. Неужели, вы не видите?
-- Хотите я хлопну вас кием по голове? -- предлагает один из игроков.
Советчик этого не хочет. Ему хотелось бы только, чтобы пятнадцатого играли в средину.
Были попытки выбрасывать советчика за двери или запихивать под биллиард. Но он заглядывал потом в окно или вылезал из-под биллиарда и коротко говорил:
-- Зачем вам дуплет, когда шестерка прямо висит над лузой...
Третий тип -- "жук". Так называется профессиональный биллиардный игрок, хладнокровный, искусный, хитрый и продувной.
Он может целый час играть с видом глупого новичка, завлечь вас и постепенно обыграть дотла.
Может часами сидеть около двух игроков и давать самые глупые, нелепые советы -- пока терпение у одного из игроков не лопнет и он не скажет досадливо:
-- Что вы с глупыми советами лезете... Давайте-ка сыграем лучше... Я вам покажу!
"Жук" неумелыми руками берет кий, держа его вверх ногами... Роняет мел.
-- Я вам покажу! -- торжествет игрок.
Конечно, в конце концов, "показывает" жук...
Я мог бы многое рассказать из того, что мне приходилось наблюдать во время моих прошлых скитаний по биллиардным: о мазчиках, о целых "группах" жуков, о разных играх: ботифон, чухонской, алягер, в пять шаров. Но эти игры не интересны тем, кто их не знает, и еще более не интересны тому, кто их знает...
Мастерские удары? Да, мне приходилось их видеть.
Недавно мне пришлось играть с одним поэтом... Он уверил меня, что прекрасно играет на биллиарде, и я, действительно, видел один его мастерский удар: он долго целился с "навеса" ("пистолетом") тяжелым кием, взмахнул им... тонким концом прорвав сукно под шаром (шар не двинулся с места), толстым концом кия ударил какого-то злосчастного "советчика" в глаз, а когда обернулся к пострадавшему, чтобы извиниться -- тонким концом кия разбил большую лампу, висевшую над биллиардом. Все это он назвал: "комбинированным ударом".
Я давно играю на биллиарде, но только в тот вечер постиг разницу между простым ударом и "комбинированным"... Первый -- ничего не стоит перед вторым, а второй -- стоил нам около сорока рублей (сукно, лампа и глаз...).