I

Встретившись утром с Натальей Сергеевной, я услышал от нее следующее:

-- Забыли меня? Нечего сказать -- хороши! Вероятно, новый "предмет", как говорят, кажется, военные писаря, завелся?

-- Я? Забыл вас? Тебя... Наташа?

-- Тесс... Без фамильярностей. Что мы делаем сегодня вечером?

-- Что угодно! Хотите, отправимся в театр?

-- А что там?

-- Новая пьеса "Цепи любви". Интереснейшая штучка! Сюжет новый и захватывающий: молодой граф живет счастливо с женой, но это счастье обманчиво... Представь себе... гм... те!.. -- представьте, говорю я, что у этого графа есть на душе грех: любовница, которую он покинул с ребенком и которая в один прекрасный день приезжает в дом, случайно, как гувернантка. Ребенка она выдает за младшую сестру, граф, конечно, догадывается, в чем дело, но не может сказать, у жены какие-то странные предчувствия... Очень интересно! Масса драматических коллизий, захватывающий лиризм некоторых мест...

-- Ну, поедем.

Я обещал заехать за Натальей Сергеевной к 8 часам; в тот же день около 5 часов вечера явился на обед к Марусиной. Обедал.

-- Как вы думаете, -- спросила за жарким Марусина. -- Хорошая эта пьеса "Цепи любви"?

-- А что? -- осторожно прищурился я.

-- Я бы хотела сегодня посмотреть ее.

-- Сегодня? Хотите, лучше завтра поедем?

-- Нет, именно сегодня. Только вот не знаю -- интересная ли это пьеса?

-- Дрянь. Страшная чепуха... Сюжет старый, как мир, и захватанный всеми горе-драматургами... Какой-то идиотский граф (конечно! Без графа подобная галиматья не обойдется...) женился, и вот он якобы счастлив, а на самом деле у него есть старая любовница с ребенком, которая является в дом под видом гувернантки... Очень жизненно, не правда ли? Ну и так далее... Весь этот вздор пересыпан глупыми коллизиями, неуместным лиризмом и залит целым морем одуряющей скуки.

-- Ну, а я все-таки хочу пойти.

-- Автор, как мне говорили, прегорький пьяница. Вероятно, все эти дикие "Цепи" написаны в алкоголическом бреду.

-- А я все-таки пошла бы.

-- Что ж, пожалуйста. Кстати, вы не подвержены грудной жабе?

-- Нет. А что?

-- Это удивительное помещеньице в смысле сквозняков и грудной жабы. Как будто бы архитектор именно и строил все здание с расчетом исключительно на грудную жабу.

Мы помолчали.

-- Фойе неуютное... Капельдинеры грубияны.

-- Вы пойдете со мной?

-- К сожалению, я уже обещал одному человечку быть там. Но тем не менее в театре прошу разрешения побыть немного около вас.

-- Что это за человечек еще?

-- Просто одна знакомая. Напросилась, ну, сами понимаете, неловко было отказать... Согласился...

-- А-а... Вот как... Новая привязанность?

Я фальшиво расхохотался.

-- Вечно вы надо мной подтруниваете... Нельзя быть такой злой... Новая привязанность... Ха-ха-ха! И это говорите вы!..

-- Пустите мои руки, фальшивая душа!.. Так вы не оставите меня в театре одну?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

II

Когда мы ехали в театр, Наталья Сергеевна была весела и болтлива; я молчал.

-- Чего вы молчите?

-- Разве я молчу?

-- Да вы же не сказали ни одного слова.

-- Нет, сказал... целых три: "разве я молчу"?.. А теперь даже еще больше.

-- Спасибо. Вы безумно щедры. Если так будет продолжаться, я прогоню вас от себя и буду сидеть одна.

-- О, если бы ты, милая, это сделала... -- подумал я, сочувственно пожимая самому себе холодную руку.

Первое действие уже началось, когда мы приехали и вошли в ложу. Пьесу я не смотрел, сидел молчаливый, бросая редкие взгляды в партер и отыскивая в рядах высокую фигуру в золотистом платье с пышными белокурыми волосами.

...Я вздрогнул. Марусина сидела в третьем ряду и, отвернувшись от сцены, упорно разглядывала в бинокль меня и мою соседку.

Я украдкой поклонился.

-- Кому это вы там еще кланяетесь? -- сухо спросила Наталья Сергеевна.

-- Одна знакомая.

-- Какая там еще знакомая?

-- Так, деловое знакомство. Кстати, хорошо, что она здесь. Мне нужно ей слова два по делу сказать...

-- Начина-ается! Какое такое еще дело?

-- Продажа мельницы. Я устраиваю тут одному помещику ее мельницу на Днепре.

-- Вот как? С каких это пор вы комиссионерством занялись?

-- Вам не дует?

-- Нет. Я спрашиваю: с каких это пор вы комиссионерством занялись?

-- Миленькая, -- захихикал я. -- Да вы, кажется, меня ревнуете?

Она презрительно пожала плечами и замолчала. Когда кончился акт, я поднялся и сказал:

-- Вы разрешите на минутку отлучиться? Я скажу только слова два-три и вернусь.

-- Пожалуйста! Можете хоть совсем не возвращаться.

-- Милая! Вы... сердитесь?

-- Ничего я не сержусь... За что? Я серьезно говорю: если у вас есть такое срочное дело, которое нельзя отложить даже в театре, вы не стесняйтесь... Только едва ли вежливо оставлять женщину одну в незнакомом месте, где мужчины такие нахалы.

-- Господи... но ведь вы же в ложе!

-- А что ему стоит взять да перелезть из соседней ложи через барьер...

-- Ну хорошо... Я останусь!

-- Нет, идите, идите... Мне так неловко, что я затруднила вас, заставив сопутствовать мне...

-- Фи... Стыдитесь...

С тяжелым чувством спустился я в партер. Марусина очень обрадовалась.

-- Здравствуйте еще раз! Вы знаете, какая прелесть: около меня есть свободное место. Хотите посидеть со мной один акт?..

-- Я... был бы счастлив... Но там дама...

-- Да? Я видела ее. Недурна, только мажется, кажется, неимоверно. Впрочем... простите... вам, может быть, неприятно?..

-- Нет, ничего. Кх... кх... Ну, как поживаете?

-- Спасибо. Если бы я знала, что вы не можете покинуть вашу даму даже на минутку, я бы ни за что сюда не приехала. А у меня как раз жажда -- пить очень хочется -- только что ж... не буду вас затруднять.

-- Пойдем! -- грубо проворчал я.

-- Нет, что уж... Потерплю...

-- По-ойдем!

Я встал, взял ее под руку и потащил в фойе, чувствуя на своей спине раскаленный взгляд одинокой Натальи Сергеевны...

III

-- Ну, как мельница? -- спросила меня Наталья Сергеевна, когда я с видом побитой собаки вполз в ложу.

-- Какая вы злая! Если бы вы знали, что она говорила о вас, вы не были бы такой...

-- Интересно: что она могла там сказать... -- скривилась Наталья Сергеевна.

-- Она нашла вас очаровательной! Будь я, говорит, мужчиной -- непременно бы в нее влюбилась... Эти губы, этот цвет лица... Она уверена, что я влюблен в вас и совершенно искренно поздравляла меня с хорошим вкусом.

-- Ну да... нашли красавицу! Я думаю вы наполовину выдумали.

-- Ей-Богу, нет. Чего мне выдумывать...

Я неожиданно замолк и глубоко задумался.

-- А что если... их познакомить сегодня? Идея во всех отношениях хорошая... Можно перетащить Марусину в нашу ложу, и мне уже не придется в антрактах носиться как угорелому из ложи в партер и обратно... Кроме того, они, вероятно, разговорятся и перестанут терзать и мучить меня своими словечками и шпильками... Кроме того, мне, конечно, предстояло провожать Наталью Сергеевну домой, а Марусина просила свезти ее в ресторан, -- теперь можно обеих свезти в ресторан... А после развести по домам на автомобиле... И кроме того, -- о, черт возьми! -- почему бы им и в самом деле не подружиться? Бабы, в сущности, хорошие, сердечные, если отбросить в сторону неуместную ревность и разные женские штучки...

-- Вы ей так понравились, -- сказал я вслух, -- что она мне даже надоела просьбами: познакомить вас.

-- Да? -- открыла широко глаза Наталья Сергеевна... Ну что ж -- если она приличная женщина -- отчего же? Пригласите ее в нашу ложу.

Скрывая радость, я встал и отправился вниз к Марусиной.

-- Поздравляю вас, -- сказал я. -- Вы произвели на мою даму ошеломляющее впечатление... Она все допытывалась: кто эта красавица, с которой я выходил в фойе? Утверждает, что я влюблен в вас до безумия.

-- Она мне тоже нравится. У нее в глазах есть что-то симпатичное.

-- Конечно, конечно! Она ко мне все приставала, чтобы я познакомил ее с вами. Просто влюблена в вас.

-- Да? Я с удовольствием познакомлюсь с ней.

-- Прекрасно! Какая вы милая... Пойдемте в нашу ложу.

Она удивленно взглянула на меня.

-- Как... в нашу ложу?.. Но я думала, что она спустится сюда.

-- Зачем? Будем втроем сидеть в ложе.

-- После -- пожалуй. Но сейчас, если ей хочется познакомиться, -- пусть она сюда и придет. Неудобно же мне тащиться в ложу к незнакомой женщине...

Я потоптался на месте и сказал:

-- Ну ладно. Пойду приведу ее сюда.

IV

Я не думал, что дело так осложнится: Наталья Сергеевна наотрез отказалась спуститься в партер.

-- Если ей так хочется познакомиться -- пусть придет сюда.

-- Да она стесняется! Говорит: ваша дама такая ослепительная, что мне даже страшно.

-- Ну, а я к ней тоже не пойду!

-- Обождите, -- с наружной жизнерадостностью сказал я. -- Одна минута -- и все будет устроено. Пустяки!

Я побежал вниз.

-- Она боится показаться вам навязчивой и стесняется прийти сюда. Отчего бы вам не зайти в нашу ложу?

-- Глупости! С какой стати?.. Посидите лучше со мной этот акт... если, конечно, я вам не безразлична...

Я взглянул на нашу ложу. Женская рука делала мне оттуда какие-то знаки. Я напряженно засмеялся.

-- Ну ладно... Тогда вот что: выходите в фойе, а я приведу туда свою даму... На нейтральной, так сказать, почве!

-- Это другое дело! Ну, проводите меня.

Я привел ее в фойе, посадил на диван и хотел помчаться в ложу, но был остановлен.

-- Позвольте... Как же вы меня оставляете одну, в фойе. Это неудобно.

-- А... как же я приведу свою даму?

-- Ну... можно послать за ней кого-нибудь...

-- Помилуйте, это неудобно... Она светская женщина...

Марусина сухо сказала:

-- Я тоже светская женщина. Впрочем, делайте как знаете. Все равно сегодняшний вечер уже испорчен...

Через минуту я уже был в ложе.

-- Хотите прогуляться в фойе? -- простодушно спросил я.

-- Надо было предложить это раньше, -- сумрачно проворчала Наталья Сергеевна. -- Впрочем, пойдем...

Я привел ее в фойе, сделал полкруга, наткнулся, как будто нечаянно, на сидевшую на диване Марусину и воскликнул:

-- Вот как кстати! Позвольте, господа, познакомить вас: Наталья Сергеевна Боровитина -- Елена Ивановна Марусина.

Дамы подали друг другу руки, а я, усталый, в изнеможении, оперся о косяк двери и затих...

-- Нравится вам пьеса? -- спросила Марусина.

-- Не особенно. А вам?

-- Так себе. Длинноватая...

"Слава Богу, -- подумал я. -- Наладилась, завертелась мельница!" Вслух попросил:

-- Разрешите мне, пожалуйста, пойти в буфет, выкурить папиросу.

-- А кто же... отведет меня на место?

-- Не желаете ли в нашу ложу сесть?-- любезно предложила Наталья Сергеевна.

-- Молодец баба! -- подумал я. -- Умница. Недаром я тебя так люблю...

-- Спасибо... Если вас не стеснит...

Я потихоньку убежал в курительную.

V

Шел последний акт...

-- Куда бы нам, mesdames, отправиться после спектакля поужинать? -- несмело предложил я.

-- К Контану, -- сказала Марусина.

-- Если вы, дорогая Елена Ивановна, ничего не имеете -- я бы предложила Донона. Там лучше кормят.

-- О, мне все равно. Только у Контана прекрасный оркестр. Я предлагаю к Контану.

-- К Контану так к Контану. Только я так привыкла к Донону... Отправимся лучше туда.

-- Хорошо. Можно к Донону. Только Контан, по-моему, лучше. Если ехать -- так к Контану.

В это время кончился спектакль.

-- Я раздевалась внизу, -- сказала Марусина. -- Не проводите ли вы меня?

-- А как же я?-- спросила Наталья Сергеевна. -- Впрочем, конечно, если вам удобнее проводить Елену Ивановну...

-- Нет, что вы, -- сказал я с нервной дрожью в голосе.-- Мне все равно.

-- Все равно? -- тонко улыбнулась Марусина. -- Тогда, конечно, принесите раньше платье Натальи Сергеевны. Не беспокойтесь... Я сама отыщу свое...

-- Я не допущу этого! -- горячо воскликнул я.

-- Я сейчас провожу вас вниз...

-- Кажется, уже поздно, -- мило улыбнулась Наталья Сергеевна. -- В ресторан не стоит ехать. Не правда ли? Я поеду домой. Надеюсь, вы меня проводите, милый друг?.. Вы меня так часто сегодня покидали, что теперь, надеюсь, не покинете.

Я растянул лицо в беззаботную улыбку и весело сказал:

-- Сейчас! Сейчас все это будет сделано. Не беспокойтесь! Одну минутку... Только одна минутка -- и готово.

Я оставил их в ложе вдвоем. Выбежал... Отыскал свободного капельдинера, сунул ему в руку пять рублей и сказал:

-- Пойди в ложу номер третий. Там две барыни. Скажи им, что я сейчас шел по коридору, а меня схватили два агента сыскной полиции и, несмотря на сопротивление, куда-то потащили. Вырази надежду, что это недоразумение, которое дня через три разъяснится, что меня, вероятно, смешали с кем-то другим. Не забудь сказать, что я очень сопротивлялся, отбивался...

Отыскав свое пальто, я оделся и уехал.

Сидел весь вечер в скромном ресторанчике, попивая вино, -- и никогда мне не было так хорошо, тихо, светло и радостно...

Вообще, я люблю одиночество.