-- К вам можно?

Не дожидаясь ответа, ко мне в кабинет боком протиснулся высокий парень с тупым взглядом исподлобья и порывистыми, без всякой логики, движениями.

-- Это вы самый и есть редактор?

-- Не скрою... Я, действительно, немного замешан в этом деле.

-- Так. Странно только, что лицо у вас не редакторское. Такое, какое-то... недалекое.

-- Послушайте...

-- Да вы не обижайтесь... Ведь я не ставлю вам этого в вину.

-- Что вам нужно?

-- Принес стихи!

-- Хорошо... Оставьте! Ответ через две недели...

-- Э, нет! Мы эти штуки знаем... Я хочу, чтобы вы их сейчас прочли.

Будучи втайне зол на посетителя за его отзыв о моем лице, я решил затянуть ответ, еще больше, чем на две недели.

-- Зайдите как-нибудь зимою. Тогда я... Впрочем, можно прочесть их и сейчас!

Последняя фраза была произнесена мной невольно, после того как я поднял глаза на посетителя и увидел направленное на меня дуло револьвера.

Съежившись, я небрежно спросил:

-- Вы хотите показать мне систему вашего револьвера?

-- Нет, я хочу показать свою систему беседы с людьми вашего пошиба. Скажите, хотели бы вы получить кусок свинца в лоб?

Я категорически отказался от этого.

-- Во-первых, мне сейчас некогда! Затем, ваше предложение так неожиданно... Я подумаю. Зайдите на днях.

-- Да ты стихи прочтешь или нет?! -- заревел посетитель, потрясая револьвером.

-- Конечно, конечно... Я уверен, что стихи ваши превосходного сорта.

-- Еще бы! Эй! Убери от звонка лапу, а то я ее перешибу!!

-- Вы думаете, я хотел позвонить? Глубоко ошибаетесь... Какой у вас красивый почерк!

-- Нужно быть упадочником и дегенератом, чтобы, держа такое произведение в руках, восхищаться только почерком. Читай, -- только с чувством!

Я исполнил его приказание лишь наполовину, потому, что стал читать рукопись с чувством глубокого отвращения. Она начиналась так:

Что вы жирные? Что серые?

Дьявол вас на свет призвал...

Думы -- мыши... вас без меры я

Ненавидел. Целовал.

Ваш овал.

Как шаман, я дик, я страшен --

Не хочу в подвал,

Одинок, я в зубьях башен

Черепа овал

Целовал!..

Закрывши глаза и приложив в рассеянности револьвер к животу, поэт наслаждался музыкой своих стихов. Я хотел потихоньку дернуть его за руку, палец которой был на курке, но поэт открыл один глаз и вопросительно посмотрел на меня.

-- Читали вы что-нибудь подобное?

Совершенно искренно я ответил:

-- Ничего подобного я не читал.

-- То-то же... Вы третью строку поняли?

-- Ах, это где мыши?.. Очень, очень мило.

-- Вы поняли, что такое мыши?

-- Как же! Это такие серые животные из породы грызунов, которые...

-- Боже! И такой человек -- редактор! Ну, где у вас мозги? Я спрашиваю, где ваши мозги?

Боясь, чтобы он в поисках моих мозгов не вспомнил о револьвере, я поспешил замять этот щекотливый вопрос.

-- А эта строка у вас -- чудо, что такое!

Как шаман, я дик, я страшен...

Не хочу в подвал!

-- Ты догадался, почему он не хочет в подвал?

-- Гм... Конечно! Надеюсь, у него были основательные причины для этого.

-- У тебя в разговоре ужасно пошлая проза... Я уверен, что тебе не понятна даже такая элементарная строка:

Одинок я в зубьях башен...

-- Испытал ли ты такое одиночество?

-- Откровенно говоря, такое одиночество мне не перепадало. Так, вообще, кое-что... было.

-- Тебе, вероятно, незнакомо и это переживание:

Черепа овал

Целовал...

-- Переживал ты это?

-- Погодите... Дайте вспомнить! Вы говорите: овал черепа? Нет!.. Насколько память мне не изменяет -- не приходилось.

Я скорбно вздохнул:

-- Да и где мне! Так, живешь себе без всякого удовольствия...

-- Потому что ты не поэт, а червь.

-- Совершенно верно. Это вы тонко подметили.

-- Ну так вот... Оставляю тебе это стихотворение... Не благодари! Терпеть не могу, когда мне руки лижут. Заплатить можешь сейчас. Постой -- сколько тут строк? Десять? Ну, будем считать для ровного счета -- пятнадцать... я беру по три рубля строка (это ты заруби себе на носу), значит, сорок пять... ну, для ровного счета -- пятьдесят рублей!

Искоса взглянув на револьвер, я вынул из бумажника деньги и робко положил на стол. Взявши их, он сказал:

-- Только слово "серые" напечатайте серой краской...

-- Виноват, но типографские условия...

Стуча револьвером по столу, он отчетливо отчеканил:

-- Знайте, что для меня типографских условий не существует! Я хочу, чтобы мои стихотворения производили на публику впечатление...

-- Бреда сумасшедшего, -- хотел докончить я вслух, но промолчал.

Когда он встал и спрятал опасное оружие, собираясь прощаться, я предложил ему, втайне дрожа от радости, что он уходит:

-- Можно там, где вы говорите о жирных мышах...

-- Ну...

-- Напечатать слово "жирные" жирным шрифтом. Это произведет впечатление...

-- Идиот!

Он презрительно пожал плечами и вышел, пропуская ко мне в кабинет нашего сотрудника.

-- Скажите, -- угрюмо спросил я, -- что это за сумасшедший?

Сотрудник удивленно посмотрел на меня.

-- Сумасшедший?.. Это известный поэт-модернист. Его везде охотно печатают.

Я уткнулся в бумаги и проворчал:

-- Охотно вам верю.