-- Пустите меня! -- кричал жалобно Цацкин, упираясь. -- Что это за в самом деле за такое?

-- Иди, иди, чертова голова! Вот господин околоточный тебе покажет...

Человек, тащивший Цацкина, ступал неуверенно, пошатывался и изредка икал.

-- Что такое? -- спросил околоточный, выходя в пустую комнату, в которой происходила борьба Цацкина с конвоиром. -- Кто такие?

-- А-а... г-с-ин ок-л-точный! Здрассс... Торговец ее... скобенных товаров Терентий Чугунов.

-- Хорошо, хорошо... А это кто?

-- Это?

Чугунов наклонился к уху околоточного и с застывшим от ужаса лицом прохрипел:

-- Ритуальный убийца! [В начале 20 в., царское правительство с целью разложения революционного движения в России, использовало методы разжигания религиозной и национальной вражды между представителями различных национальных групп. В частности, после обнаружения в марте 1911 года неподалеку от Киева тела убитого двенадцатилетнего православного мальчика Андрея Ющинского, сразу же в черносотенной прессе была запущена версия, что мальчика убили жиды, выпустив из него кровь для приготовления мацы, еврейской лепешки. Так возникла версия ритуального убийства, преступления, совершенного с определенной религиозной целью. В убийстве был обвинен мещанин Менахем Мендель Бейлис. В конце концов следствие установило непричастность Бейлиса к убийству, он был оправдан судом присяжных. Однако шум вокруг этого дела продолжался долго, и русское население пугали ритуальными убийцами-евреями.]

-- Кого же он хотел убить?

-- Г-с-ин ок-л-точный -- меня! Меня хотел убить, пр-клятый хасид [В 18 веке среди евреев Польши и России возникло религиозное учение и движение, выражавшее недовольство наиболее бедных слоев засильем раввинов и всякого рода денежных воротил в еврейских общинах, оно получило название хасидизм (евр. благочестие). Основателем его был Израиль Бешт (1700-1760). Согласно этому учению, кроме бога ничего не существует, и главная цель человека -- слияние с богом, которого можно достичь исполняя все заповеди божьи и предаваясь страстным молитвам. Секты хасидов получили значительное распространение на юго-западе России и в Польше.].

-- Господин околоточный! -- жалобно вскричал Цацкин. -- Он же идиот! На что мине ему убивать? Он же еле ногами ворочает!

-- М-лчи, убийца! Г-с-ин ок-л-точный! Вот... вы, господа, рассудите. Вот вас тут двое околоточных...

-- Каких двое! Я один.

-- Ну, один. Харр-шо. Допустим. Но вы мне скажите: допускается употребление евреями христианской крови?.. Ась? Есть разрешение от начальства?

-- Ну, конечно... Какое же начальство разрешит это?

-- Ага! Видишь, жидюга. А ты что хотел сделать?

-- А что я хотел?

-- Что? Хотел ты христианскую кровь употребить или нет... Хотел?

-- Ви же, господин Чугунов, совсем дурак. Господин околоточный! Позвольте мне...

-- Помолчите! Что вы расскажете мне, Чугунов?..

-- Хор-ршо-с! Рассудим по справедливости: пусть один околоточный из вас допросит меня, а другой его.

-- Какой другой околоточный? Я здесь один.

-- Ага... Один? Допустим!. Ну-с, так я вам скажу: этот хасид уже третий день заманивал меня в свою лавочку. Спрашивается -- с какой целью?

-- С какой же целью?

-- Убить! Они, ваше благородие, кровь христианских детей в мацу кладут.

-- Так зачем же он вас хотел убить?

Торговец Чугунов покачнулся, оперся о стену и горько усмехнулся.

-- Зачем... Даже и очень странный вопрос. Говорят же вам, что христианскую кровь в мацу, черти, льют.

-- Послушайте... Вы рассказываете ерунду. Сами же говорите, что им нужна детская кровь, а потом утверждаете, что они хотели убить вас. Хорошее дитя! Таким дитем можно сваи заколачивать.

-- Па-азвольте-с! Какая им разница, ежели кровь, скажем, будет уже выпущена: нешто разберешь по ей, взрослая это кровь или махонькая. Все-дно, слопают.

-- Ваше благородие! Что вы его слушаете, когда он даже не может стоять...

-- Молчи, хассид! Г-с-дин ак-л-точный! Вы должны меня выслушать... Так же нельзя. Что же это такое, -- убивают среди бела дня. Заманивают и убивают. Вы, может, думаете, что мне приятно попасть в мацу, чтобы всякий жиденок меня лопал? Желаю я этого?

Он треснул себя кулаком в грудь и гаркнул:

-- Не желаю!

-- Расскажите толком... У вас есть какие-нибудь улики?

-- Улики? Есть. Он меня, ваше благородие, схватимши за рукав, два дня тащил в свою лавку. Я, говорю, не желаю. Зайдите. Не желаю. Зайдите, вы только инструмент посмотрите. Какой такой инструмент? Не желаю! А нынче он меня затащил. Как посмотрел я, что у него делается -- так сердце у меня и упало! Ну, думаю -- конец!

-- Что же вы увидели?

-- Что? Черт его знает, что, вот, что. На столе маца лежит черная-пречерная, круглая, а посередке кровью вымазана...

Цацкин всплеснул руками и завопил:

-- Господин околот...

-- Помолчите! А ваши слова я запишу. Дело это не шуточное.

-- Видали вы? -- скорбно сказал Цацкин. -- Теперь они будут портить бумагу.

-- Что вы еще видели?

Чугунов наклонился к околоточному и с дрожью в голосе прошептал:

-- Трубку!

-- Какую?

-- Для стока крови. Когда делается рана, то через эту трубку тикет кровь.

-- Трубку? Запишем трубку.

-- Господин окол...

-- Молчите! Я вас после спрошу... Больше вы ничего не заметили, господин Чугунов?

-- Заметил, -- сказал Чугунов, с ужасом глядя на Цацкина.

-- Что же вы заметили?

-- То самое, о чем в газетах писали. Когда оны убивают.

-- Ну?

-- Иголочки такие.

-- Какие иголочки?

-- А вот -- махонькие. Штоб кровь текла бойчей, так они натычут эти иголочки... Черти вы, черти! Нету на вас пропаду. За что христианские душеньки губите?

Чугунов вытер кулаком слезу.

-- И вы видели такие иголки?

-- Видел! Штук сто видел, ваше благородие.

-- Гм... Ну, запишем пятьдесят. Больше ничего?

-- Ничего? А то, что он меня три дня в лавку к себе заманивал -- это ничего?

-- Господин околот...

-- Молчите! Будете говорить, когда вас спросят... Итак, значит, Терентий Чугунов доносит на вас, что вы занимаетесь ритуальными убийствами и что у вас есть для этого все приспособления. Ну, что вы на это скажете?

Околоточный опустился на стул и сладко зажмурился: ему ярко вырисовывались три вещи: чин пристава, орден и еще кое-что, от чего так приятно оттопыривается мундир на груди.

-- Ну, что вы скажете?

-- Ой, Господи! -- сказал иронически, пожимая плечами, Цацкин. -- Хорошая наша страна, если тут нельзя даже заниматься продажей подержанных граммофонов в рассрочку!. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .