I

Однажды я зашел в маленькую, полутемную типографию с целью заказать себе визитные карточки. В конторе типографии находилось двое людей: конторщик и полный, рыжий господин с серьезным, озабоченным лицом.

-- Меньше ста штук нельзя, -- монотонно говорил конторщик. -- Меньше ста штук нельзя. Нельзя меньше ста штук.

-- Разве не все равно: сто или шесть штук? Куда мне сто? Мне и шести штук много.

-- Шесть штук будут стоить то же, что и сто. Что же за расчет вам? Что же за расчет?.. Вам-то -- какой расчет? -- спрашивал печально и лениво конторщик.

-- Ну, ладно! Печатайте сто, только так: пятьдесят штук одного сорта и пятьдесят штук -- другого.

-- На разной бумаге?

-- Нет, -- я говорю, -- разного сорта. На одних напечатайте так: "Светлейший князь Иван Иванович Голенищев-Кутузов", а на других, просто: "Граф Петр Петрович Шувалов". Ну, там, коронки разные поставьте, вензеля -- как полагается.

Я с любопытством смотрел на этого представителя знаменитейшей дворянской русской фамилии и только немного недоумевал в душе: какая же из двух фамилий принадлежала озабоченному господину.

-- Будьте добры напечатать мне сотню визитных карточек, -- сказал я, приближаясь к конторщику, -- моя фамилия -- Александр Семенович Пустынский.

Незнакомый господин издал легкий звук, похожий на радостное икание.

-- Пустынский?! Вы и есть знаменитый писатель Пустынский?

-- Ну, уж и знаменитый?.. -- сконфузился я. -- Так просто... пишу себе.

-- Нет, нет! -- захлопотал озабоченный господин. -- Не оправдывайтесь! Вы знаменитый писатель. Очень рад познакомиться!

-- Вы меня смущаете, -- улыбнулся я, пожимая его руку. -- А как ваша фамилий: князь Голенищев-Кутузов или граф Шувалов.

-- Перетыкин Иван моя фамилия -- вот как! Не слышали? У меня еще деда повесили за участие в Великой французской революции.

-- Вы -- Перетыкин?! А зачем же вы такие карточки заказывали?

Мне показалось, что он немного смутился.

-- А?.. Это так... Маленькое пари... Шутка... Можно вас проводить? Нам, кажется, по пути?..

Мы вышли из типографии и зашагали по безлюдной улице.

-- Пойдем налево, -- сказал Перетыкин. -- Там народу больше.

Мы свернули на шумный проспект. Навстречу нам шли два господина. Мой новый знакомый схватил меня под руку и почти прокричал на ухо:

-- От Леонида Андреева писем давно не получали?!

-- Я? Почему бы мне получать от него письма? Мы даже не знакомы.

Мы молча зашагали дальше. Навстречу нам показались две дамы.

-- Отчего не видел вас во вторник у Лины Кавальери? Она ждала, ждала вас!..

Проходившие дамы, заинтересованные, замедлили шаги и даже повернули в нашу сторону головы. Одна что-то шепнула другой.

-- Зачем вы это спрашиваете? -- удивился я. -- Никогда моя нога не была в ее доме. Может быть, она ждала кого-нибудь другого?..

-- Может быть, может быть, -- устало, равнодушно пробормотал Перетыкин, но, завидев впереди какого-то знакомого, оживился и громким голосом дружелюбно закричал:

-- Заходите ко мне когда угодно, Пустынский! Для знаменитого писателя Пустынского у его приятеля Перетыкина всегда найдется место и прибор за столом!!.

Я стал понимать вздорную, суетную натуру Перетыкина. Перетыкин начинал действовать мне на нервы.

Я промолчал, но он не унимался. Когда мимо нас проходил какой-то генерал с седыми подусниками и красными отворотами пальто, мой новый знакомый приветственно махнул ему рукой и крикнул:

-- Здравствуй, Володя! Как поживаешь? Совсем забыл меня, лукавый царедворец!..

Генерал изумленно посмотрел на нас и медленно скрылся за углом.

-- Знакомый! -- объяснил Перетыкин. -- Зайдем ко мне. У меня есть к вам большая просьба, которую я могу сказать только дома.

-- Хорошо. Пожалуй, зайдем. Только -- ненадолго,-- согласился я с большой неохотой.

II

Он жил в двух комнатах, обставленных нелепо и странно. Одна из них вся была увешана какими-то картинами и фотографическими портретами с автографами.

-- Вот -- мой музей, -- сказал Перетыкин, подмигнув на стену. -- Все лучшие люди страны дарили меня своим вниманием!..

Действительно, большинство портретов, с наиболее лестными автографами, принадлежало известным, популярным именам.

На портрете Чехова было в углу приписано:

-- Человеку, который для меня дороже всех на свете -- Ивану Перетыкину, на добрую обо мне, многим ему обязанному, память.

Лина Кавальери написала Перетыкину более легкомысленно:

-- Моему Джиованни на память о том вакхическом вечере и ночи, о которых буду помнить всю жизнь. Браво, Ваня!

Немного удивили меня теплые, задушевные автографы на портретах Гоголя и Белинского и привела в решительное недоумение авторская надпись на портрете, изображавшем автора ее в гробу, со сложенными на груди руками.

-- Садитесь, -- сказал Перетыкин.

Постарался он посадить меня так, чтобы мне в глаза бросилось блюдо с разнообразными визитными карточками, на которых замелькали знакомые имена: "Ф. И. Шаляпин, Лев Толстой, Леонид Андреев"...

Даже откуда-то снизу выглянула скромная карточка с таким текстом:

"Густав Флобер -- французский литератор".

Я улыбнулся про себя, вспомнив о "графе Шувалове" и "светлейшем князе Голенищеве-Кутузове" -- и спросил:

-- Какое же у вас ко мне есть дело?

Он взял с этажерки одну из моих книг и подсунул ее мне:

-- Напишите что-нибудь. Такое, знаете: потрогательнее.

-- Да зачем вам? Ведь мы с вами еле знакомы -- что же я могу написать? Ну, написать вам: "На добрую память"?

Он задумчиво поджал губы.

-- Суховато... Вы такое что-нибудь... потеплее.

Я пожал плечами, взял перо и написал на книге:

-- "Лучшему моему другу и вдохновителю, одному из первых людей, с гениальным проникновением открывших меня, -- милому Ване Перетыкину. Пусть он вечно, вечно помнит своего Сашу!"

Он прочел надпись и удовлетворенно потрепал меня по плечу. Потом сел около меня. Я молчал, наблюдая за его ухищрениями, которые видел насквозь. Ухищрения эти состояли в том, что Перетыкин вытягивал левую руку с бриллиантовым кольцом на пальце, обмахивался ею, будто бы изнемогая от жары, клал ее на мое колено, но все это было напрасно.

Я упорно не замечал кольца.

Тогда он сказал, как будто бы думая о чем-то постороннем:

-- Плохие времена мы переживаем... Вера в народе стала падать...

-- Да... ужасное безобразие!

-- Народ не ценит своих святынь... Церкви подвергаются разграблениям... Драгоценные иконы ломаются и расхищаются...

-- Да... ужасное безобразие!

-- Недавно, например, обокрали икону... Унесли несколько бриллиантов громадной стоимости и величины. Я читал описание: размер бриллиантов приблизительно такой, как у меня на пальце...

-- Школы нужны, -- перебил я его на совершенно неподходящем для него месте.

Он вздохнул и, подумав немного, кивнул головой:

-- Это верно. Нужны школы, а говорят, что денег нет. Как нет денег? Вводите налоги. Можно обложить все, главным образом предметы роскоши. Например, золотые и бриллиантовые вещи. Например, вот это кольцо... Вы знаете, сколько я за него заплат...

-- Нет, что там налоги! Главное -- режим, -- опять перебил я его.

Я насквозь видел все его штуки: он лихорадочно, болезненно стремился похвастаться своим бриллиантовым кольцом, а я все время отбрасывал его на другой путь. Но он был неутомим.

-- Вы говорите -- режим? Режим, конечно, сыграл свою роль. Одни эти еврейские погромы, когда разорялись самые богатые еврейские фирмы и торговли. Ха-ха! Вы знаете, после погромов было не в редкость встретить на руке босяка вот такое кольцо, а ведь это кольцо, батенька, стоит...

-- Босяки здесь ни при чем. Они сами бы...

Он схватил меня за руки и скороговоркой докончил:

-- ...Стоит две с половиной тысячи! Да-с! Небольшая вещица, а заплочено две с половиной тысячи! Хе-ха!..

Пришлось подробно рассмотреть кольцо и убедиться в его стоимости.

Перетыкин вынул из кармана золотые часы и стал для чего-то заводить.

Он упорно хотел, чтобы я заинтересовался этими часами, а я упорно не хотел интересоваться ими. Встал и сказал:

-- Пойду. Кстати, каким это образом у вас на фотографическом портрете Пушкина его автограф?..

-- Этот? Это я получил от него давно. Когда еще был мальчиком...

-- Изумительно! -- удивился я. -- Да ведь Пушкин уже умер лет семьдесят тому назад.

Призадумавшись, он ответил:

-- Да, действительно, что-то странное. Впрочем, это, кажется, его сын подарил. Не помню. Давно было. Ну, ничего!

Я еще хотел спросить -- как это покойник в гробу, со сложенными руками, мог дарить свои автографы на портретах, изображающих его в этой скорбной, печальной позе, но не спросил и ушел.

Перетыкин проводил меня до ворот и, увидев проходившую мимо даму с господином, крикнул мне вдогонку:

-- Когда будете проезжать Бельгию -- привет и поцелуй от меня Метерлинку! До свидания, Пустынский! Напишите что-нибудь замечательное!!

Прохожие оглянулись.

III

Недавно я встретил на улице погребальную процессию. Сзади катафалка шли человек двадцать родственников, а за ними, немного поодаль, брел Перетыкин. Он часто подносил к красным глазам платок, заливался обильными слезами, чем растрогал меня до глубины души. Очевидно, у этого человека, кроме смешных, нелепых слабостей, было большое сердце.

Я подошел к нему и деликатно взял его под руку.

-- Успокойтесь! Вы кого-нибудь потеряли? Это ужасно, но -- что ж делать?!

Он печально покачал головой.

-- Не утешайте меня! Я все равно не успокоюсь!! Эта потеря незаменима.

-- Кто же это умер?

-- Кто? Мой лучший друг! Я все ночи напролет просиживал у его изголовья, но -- увы, ни дружба, ни медицина -- ничего не могли поделать... Он угас на моих руках. Последние его слова были: "Ничего! Все-таки я кое-что сделал для родной литературы!"

-- А! Он был литератор? Как же его звали?

Он укоризненно посмотрел на меня.

-- Боже мой! И вы не знаете?! Вы не знаете, кого мы потеряли?! Кто умер? Достоевский умер! Наша гордость и близкая мне душа.

-- Что за вздор! Достоевский умер лет двадцать тому назад! Я это знаю наверное!..

Он смущенно посмотрел на меня.

-- Не... может... быть... Эй, как вас? Родственник! Как фамилия покойника?

-- Достоевский! -- ответил плачущий родственник.

-- Ага! Вот видите!

-- А кем он был при жизни? -- спросил я.

-- Он? Письмоводителем у мирового судьи! Совсем молодым человеком и помер.

Перетыкин вынул из кармана платок, тщательно утер глаза и равнодушно сказал мне:

-- Пойдем куда-нибудь в ресторанчик? Дотащутся и без нас!..

Мимо нас прошли два офицера. Перетыкин проревел им вслед:

-- Пустынский, плутишка! Не забудьте же воспользоваться той темой для рассказа, что я вам дал.

Я рассмеялся. Дал ему слово воспользоваться и сделать это теперь же, не откладывая дела в долгий ящик.