Розовый молодой человек

I

Сам он розовый, пиджак на нем серый, галстук красный, а пресса, в которой он работает, -- желтая. О себе он говорит всегда искренно и веско:

-- Я выколачиваю деньжишки на бульваре, чтобы его черти побрали!

-- На каком бульваре?

-- Газетка наша бульварная. Не понимаю, как публика читает такую мерзость?..

-- А что?

-- Да ведь ее, газетку эту, составляют каторжники. Вы не верите? Ей-Богу. Лвэбой сотрудник способен на шантаж, воровство, а если вы гарантируете ему безопасность, то и на убийство. Редактор мошенник.

-- Да ну?

-- Без сомнения.

-- Зачем же вы там работаете?

-- Работа легкая. Пиши о чем хочешь, измышляй что угодно и получай деньжишки. Ей-Богу.

Я недоверчиво спросил:

-- Неужели можно измыслить что угодно?

-- Уверяю вас. Ну, что вы, например, хотите, чтобы завтра было о вас в газете?

Я рассмеялся.

-- Напишите, что я очень люблю устриц.

-- Хорошо. Устрицы, так устрицы.

На другой день я прочел, к своему удивлению, в газете, в которой работал розовый молодой человек, следующее:

АНКЕТА

Являются ли устрицы полезным блюдом?

-----

Ввиду свирепствующей теперь эпидемии холеры мы занялись вопросом: не вредны ли в этом смысле устрицы? С этим вопросом мы и обратились к

ДОКТОРУ КОПЫТОВУ.

-- Видите ли, -- сказал симпатичный медик, -- в сущности, устрицы являются полезным питательным блюдом, но, конечно, неумеренное их употребление может повести к нежелательным последствиям.

Спрошенная по этому же поводу популярная певица

И. О. СМЯТКИНА

сказала следующее:

-- Не знаю. Я не ем устриц. Несколько раз меня хотели приучить к ним, но увы -- бесплодно.

И. О. засмеялась.

После поездки в Мариенбад И. О. очень поправилась и выглядит прекрасно.

-- Ну, как за границей? -- спросили мы. Она улыбнулась.

-- Да ничего.

Третьим, к кому мы обратились с интересовавшим нас вопросом, был

РЕДАКТОР САТИРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА г. АВЕРЧЕНКО.

-- Устрицы? -- воскликнул г. Аверченко. -- Я очень люблю их. Едва ли они могут быть вредными. Конечно, я говорю о свежих устрицах.

-- Ну, как цензура... прижимает? -- спросили мы редактора.

Он усмехнулся:

-- Еще как!

II

При встрече со мной розовый молодой человек засмеялся, пожал мне руку и спросил:

-- Читали?

-- Однако! Неужели вы беседовали по этому вопросу и с доктором Копытовым и с певицей Смяткиной?

-- Ребенок! Доктор живет на Васильевском острове, а дача Смяткиной в Новой Деревне. Одни извозчики стоили бы мне два рубля.

-- А... как же вы?..

-- Да ничего. Сам. Им же лучше. Все-таки реклама. И я свое заработал. Спасибо вам за устрицы. Хотите, еще что-нибудь сделаем?

-- Нет, благодарю вас. А скажите, -- спросил я, -- вы с действительными происшествиями тоже так делаете?

-- Нет... Там нужно быть лично. Вы свободны сейчас?

-- Да. А что?

-- Тут один человечек застрелился. Я поеду взглянуть -- хотите со мной?

-- Гм... Пожалуй. Мы поехали.

Застрелившийся "человечек" лежал на столе, но я интересовался не им, а розовым молодым человеком...

К нам вышла женщина средних лет с ввалившимися глазами и смертельно бледным лицом.

-- А, здравствуйте... Позвольте представиться: сотрудник петербургских газет. А это, так -- мой знакомый. Очень приятно! Ну, как поживаете?

Женщина вынула платок из кармана и, отвернувшись,

прошептала:

-- Как видите. Единственный сын был. Вся надежда! Да не выдержало молодое сердце...

-- Гм... Действительно... Бывает... Записочку оставил?

-- Мне... письмо... "дорогой маме"...

-- Так, так. Можно полюбопытствовать?

-- На что?

-- На письмецо. Я отдам потом.

-- Что вы! Это моя самая святая теперь вещь...

-- Самая святая? Ara!

Молодой человек вынул записную книжку и отметил: "Самая святая, -- сказала нам мать".

-- Благодарю вас. Еще вопросик: когда вы вбежали в комнату -- застали сынка в агонии или как?

Мать закрыла лицо руками.

-- Мертвый уже был.

-- Значит, агонии уже не застали? Экая жалость! А какая система?

-- Чего?

-- Револьвера.

-- Не заметила я. Не до того было...

-- Да, скажите, гм... вам, конечно, очень жалко покойника?

-- Сына-то?!!

-- Да, да... сына... конечно. Я это понимаю. Ну, а скажите: у вас все-таки осталось еще немного детей?

Я вскочил и схватил за руку розового молодого человека.

-- Пойдем отсюда!

-- Сейчас, сейчас. А позвольте полюбопытствовать, сударыня: а кухарка не видела агонии вашего сынка?

-- Извините... мне тяжело говорить об этом...

-- А-а... спасибо. Гм!.. Делает вам честь...

Он положил на колено записную книжку и отметил:

-- "Мать убита горем. Тяжелые воспоминания. Система неизвестна".

-- Еще вопросик: вы очень удивились, в первый момент, когда застали его лежащим на полу вместо постели?

Я схватил его за руку и потащил.

III

В тот же вечер он повез меня в театр на премьеру пьесы, о которой ему предстояло дать рецензию... Когда мы приехали -- только что кончился четвертый акт и оставался пятый.

-- Посмотрим пятый? -- спросил я.

-- Не стоит. С кем это вы раскланялись?

-- Знакомый. А что?

-- Спросите его, как пьеса?

Я подошел к знакомому и вступил с ним в разговор.

Тут же, в фойе, в одном шаге от нас, стал розовый молодой человек и, с видом скучающего ротозея, принялся рассматривать витрину с портретами актеров.

-- Пьеса? Как вам сказать... Пьеса из тех, которые принято называть "сценичными". Фабула бессодержательна, но автор опытен и это его спасает. И сюжет стар! Акробаты благотворительности -- об этом еще писал Григорович. Декорации хорошие, а постановка неважная... Очень интересна была в роли Евгении -- Баранская. Остальные так себе. Положим, по первому спектаклю нельзя судить...

Со стороны фотографической витрины до меня донесся шепот:

-- Спросите: вызывали ли автора?

-- А автора вызывали? -- спросил я.

-- Он не был в театре. Нездоров, что ли. Простуда, кажется.

Розовый молодой человек неожиданно обернулся ко мне и сказал:

-- Ну, я поеду. Еще в редакцию нужно успеть. Прощайте.

* * *

На другое утро в той же самой газете, где была анкета об устрицах, я прочел рецензию о новой пьесе:

-- "Еще популярный писатель Григорович касался наболевшего вопроса об "акробатах благотворительности", этих фальшивых исковерканных ложью и ханжеством людях. Ту же тему положил в основание пьесы и автор "Сливок общества". Правда, сюжет не нов, но сценическая опытность и знание театральных вкусов публики спасли на этот раз произведение автора. Разыграна была пьеса, за исключением г-жи Баранской, давшей цельный искренний образ, -- очень, как говорится, "так себе". Хотя все старались, не исключая и суфлера. Впрочем, по первому спектаклю нельзя судить... Постановка нам не понравилась. Что это сделалось с режиссером Агеевым? Спасли положение декорации, действительно, прекрасные и сделанные с большим вкусом. Публика пыталась вызывать автора, но -- увы -- его в театре не было. Тяжелая форма гастрита приковала талантливого автора "Сливок" к постели. Ах, уж этот петербургский климат!"