I

По приезде в Петербург я явился к старому другу, репортеру Стремглавову, и сказал ему так:

-- Стремглавов! Я хочу быть знаменитым.

Стремглавов кивнул одобрительно головой, побарабанил пальцами по столу, закурил папиросу, закрутил на столе пепельницу, поболтал ногой -- он всегда делал несколько дел сразу -- и отвечал:

-- Нынче многие хотят сделаться знаменитыми.

-- Я не "многий", -- скромно возразил я. -- Василиев, чтоб они были Максимычами и в то же время Кандыбинами -- встретишь, брат, не каждый день. Это очень редкая комбинация!

-- Ты давно пишешь? -- спросил Стремглавов.

-- Что... пишу?

-- Ну, вообще, -- сочиняешь!

-- Да я ничего и не сочиняю.

-- Ага! Значит -- другая специальность. Рубенсом думаешь сделаться?

-- У меня нет слуха, -- откровенно сознался я.

-- На что слуха?

-- Чтобы быть этим вот... как ты его там назвал?.. Музыкантом...

-- Ну, брат, это ты слишком. Рубенс не музыкант, а художник.

Так как я не интересовался живописью, то не мог упомнить всех русских художников, о чем Стремглавову и заявил, добавив:

-- Я умею рисовать метки для белья.

-- Не надо. На сцене играл?

-- Играл. Но когда я начинал объясняться героине в любви, у меня получался такой тон, будто бы я требую за переноску рояля на водку. Антрепренер и сказал, что лучше уж пусть я на самом деле таскаю на спине рояли. И выгнал меня.

-- И ты все-таки хочешь стать знаменитостью?

-- Хочу. Не забывай, что я умею рисовать метки!

Стремглавов почесал затылок и сразу же сделал несколько дел: взял спичку, откусил половину, завернул ее в бумажку, бросил в корзину, вынул часы и, засвистав, сказал:

-- Хорошо. Придется сделать тебя знаменитостью. Отчасти, знаешь, даже хорошо, что ты мешаешь Рубенса с Робинзоном Крузо и таскаешь на спине рояли -- это придает тебе оттенок непосредственности.

Он дружески похлопал меня по плечу и обещал сделать все, что от него зависит.

II

На другой день я увидел в двух газетах в отделе "Новости искусства" такую странную строку: "Здоровье Кандыбина поправляется".

-- Послушай, Стремглавов, -- спросил я, приехав к нему, -- почему мое здоровье поправляется? Я и не был болен.

-- Это так надо, -- сказал Стремглавов. -- Первое известие, которое сообщается о тебе, должно быть благоприятным... Публика любит, когда кто-нибудь поправляется.

-- А она знает -- кто такой Кандыбин?

-- Нет. Но она теперь уже заинтересовалась твоим здоровьем, и все будут при встречах сообщать друг другу: "А здоровье Кандыбина поправляется".

-- А если тот спросит: "Какого Кандыбина?"

-- Не спросит. Тот скажет только: "Да? А я думал, что ему хуже".

-- Стремглавов! Ведь они сейчас же и забудут обо мне!

-- Забудут. А я завтра пущу еще такую заметку: "В здоровье нашего маститого..." Ты чем хочешь быть: писателем? художником?..

-- Можно писателем.

-- "В здоровье нашего маститого писателя Кандыбина наступило временное ухудшение. Вчера он съел только одну котлетку и два яйца всмятку. Температура 39,7".

-- А портрета еще не нужно?

-- Рано. Ты меня извини, я должен сейчас ехать давать заметку о котлете.

И он, озабоченный, убежал.

III

Я с лихорадочным любопытством следил за своей новой жизнью.

Поправлялся я медленно, но верно. Температура падала, количество котлет, нашедших приют в моем желудке, все увеличивалось, а яйца я рисковал уже съесть не только всмятку, но и вкрутую.

Наконец, я не только выздоровел, но даже пустился в авантюры.

"Вчера, -- писала одна газета, -- на вокзале произошло печальное столкновение, которое может окончиться дуэлью. Известный Кандыбин, возмущенный резким отзывом капитана в отставке о русской литературе, дал последнему пощечину. Противники обменялись карточками".

Этот инцидент вызвал в газетах шум.

Некоторые писали, что я должен отказаться от всякой дуэли, так как в пощечине не было состава оскорбления, и что общество должно беречь русские таланты, находящиеся в расцвете сил.

Одна газета говорила:

"Вечная история Пушкина и Дантеса повторяется в нашей полной несообразностей стране. Скоро, вероятно, Кандыбин подставит свой лоб под пулю какого-то капитана Ч*. И мы спрашиваем -- справедливо ли это?

С одной стороны -- Кандыбин, с другой -- какой-то никому не ведомый капитан Ч*".

"Мы уверены, -- писала другая газета, -- что друзья Кандыбина не допустят его до дуэли".

Большое впечатление произвело известие, что Стремглавов (ближайший друг писателя) дал клятву, в случае несчастного исхода дуэли, драться самому с капитаном Ч*.

Ко мне заезжали репортеры.

-- Скажите, -- спросили они, -- что побудило вас дать капитану пощечину?

-- Да ведь вы читали, -- сказал я. -- Он резко отзывался о русской литературе. Наглец сказал, что Айвазовский был бездарным писакой.

-- Но ведь Айвазовский -- художник! -- изумленно воскликнул репортер.

-- Все равно. Великие имена должны быть святыней, -- строго отвечал я.

IV

Сегодня я узнал, что капитан Ч* позорно отказался от дуэли, а я уезжаю в Ялту.

При встрече со Стремглавовым я спросил его:

-- Что, я тебе надоел, что ты меня сплавляешь?

-- Это надо. Пусть публика немного отдохнет от тебя. И потом это шикарно: "Кандыбин едет в Ялту, надеясь окончить среди чудной природы юга большую, начатую им вещь".

-- А какую вещь я начал?

-- Драму "Грани смерти".

-- Антрепренеры не будут просить ее для постановки?

-- Конечно, будут. Ты скажешь, что, закончив, остался ею недоволен и сжег три акта. Для публики это канальски эффектно!

Через неделю я узнал, что в Ялте со мной случилось несчастье: взбираясь по горной круче, я упал в долину и вывихнул себе ногу. Опять началась длинная и утомительная история с сиденьем на куриных котлетках и яйцах.

Потом я выздоровел и для чего-то поехал в Рим... Дальнейшие мои поступки страдали полным отсутствием всякой последовательности и логики.

В Ницце я купил виллу, но не остался в ней жить, а отправился в Бретань кончать комедию "На заре жизни". Пожар моего дома уничтожил рукопись, и поэтому (совершенно идиотский поступок) я приобрел клочок земли под Нюренбергом.

Мне так надоели бессмысленные мытарства по белу свету и непроизводительная трата денег, что я отправился к Стремглавову и категорически заявил:

-- Надоело! Хочу, чтобы юбилей.

-- Какой юбилей?

-- Двадцатипятилетний.

-- Много. Ты всего-то три месяца в Петербурге. Хочешь десятилетний?

-- Ладно, -- сказал я. -- Хорошо проработанные 10 лет дороже бессмысленно прожитых 25.

-- Ты рассуждаешь, как Толстой, -- восхищенно вскричал Стремглавов.

-- Даже лучше. Потому что я о Толстом ничего не знаю, а он обо мне узнает.

V

Сегодня справлял десятилетний юбилей своей литературной и научно-просветительной деятельности...

На торжественном обеде один маститый литератор (не знаю его фамилии) сказал речь:

-- Вас приветствовали как носителя идеалов молодежи, как певца родной скорби и нищеты, -- я же скажу только два слова, но которые рвутся из самой глубины наших душ: здравствуй, Кандыбин!!

-- А, здравствуйте, -- приветливо отвечал я, польщенный. -- Как вы поживаете?

Все целовали меня.