Самообладаніе.

Руководителямъ.

По мнѣнію англійскаго поэта Браунинга {Робертъ Браунингъ ум. 1889.} человѣку, выработавшему въ себѣ самообладаніе, присущи слѣдующія качества:

"Онъ никогда не отступаетъ, а идетъ прямо къ цѣли.

"Не сомнѣвается, что тучи, какъ бы мрачны онѣ ни были, разсѣются.

"Ни одной минуты не допускаетъ, чтобы правда не восторжествовала.

"Считаетъ, что мы падаемъ, дабы выше подняться; поражены, дабы лучше сражаться;

Спимъ, дабы проснуться".

Ликургъ сказалъ, что богатство страны заключается не столько въ деньгахъ, сколько въ людяхъ, крѣпкихъ тѣломъ и духомъ, способныхъ къ труду, готовыхъ перенести испытанія, дисциплинированныхъ и видящихъ явленія въ ихъ истинномъ свѣтѣ.

Честь.

Истинный рыцарь ставитъ свою честь выше всего остального; она для него священна; онъ никогда не совершитъ безчестнаго поступка, никому не солжетъ, никогда не обманетъ своего начальника или нанимателя. На человѣка чести всегда можно положиться и онъ всегда пользуется уваженіемъ своихъ ближнихъ. Его честь руководитъ имъ во всемъ, что бы онъ ни дѣлать. При всѣхъ кораблекрушеніяхъ, о которыхъ когда-либо приходилось слышать, капитанъ судна всегда оставался послѣднимъ. Вѣдь судно лишь дерево и желѣзо, а его собственная жизнь, казалось бы, должна быть ему дороже, чѣмъ жизнь находящихся на суднѣ чужихъ женщинъ и дѣтей. Между тѣмъ онъ заботится о спасеніи всѣхъ другихъ, прежде чѣмъ подумать о своей, болѣе драгоцѣнной для него, жизни. Почему же? Потому, что судно это было ему ввѣрено и онъ привыкъ считать, что долгъ велитъ ему оставаться на суднѣ послѣднимъ и думать о себѣ лишь тогда, когда всѣ остальные въ безопасности; онъ считаетъ безчестнымъ поступать иначе и, слѣдовательно, ставить свою честь выше личной безопасности. Также и развѣдчикъ долженъ цѣнить свою честь выше всего.

Справедливость,

Если вы видите большого мальчика, нападающаго на маленькаго, вы его остановите потому, что онъ поступаетъ несправедливо.

Если въ дракѣ одинъ изъ дерущихся упадетъ, то другой не имѣетъ права ударить его, пока онъ лежитъ: всѣ сочли бы это за ужасную низость, между тѣмъ нѣтъ закона, запрещающаго это. Дѣло въ томъ, что понятіе о справедливости въ борьбѣ представляетъ собою понятіе рыцарское, дошедшее до насъ отъ старыхъ временъ, и намъ слѣдуетъ всегда придерживаться его.

Однако законы справедливости соблюдаются далеко не всѣми.

Часто приходится слышать о добиваніи раненыхъ на полѣ сраженія. Въ Южно-Африканской войнѣ, когда маіоръ Макъ Лоренъ, нашъ нынѣшній завѣдующій "Юными Развѣдчиками", безпомощно лежалъ съ прострѣленной берцовой костью и, вдобавокъ, придавленный своей же убитой лошадью, къ нему подошелъ буръ и, видя, что онъ еще живъ, дважды выстрѣлилъ въ него. Къ счастью, онъ выжилъ и поправился, но нельзя сказать про этого бура, что онъ поступилъ по-рыцарски.

Далеко не по-рыцарски поступаютъ нѣмцы, добивая и мучая плѣнныхъ, пользуясь парламентерскимъ флагомъ, чтобы ввести противниковъ въ заблужденіе, разрушая безъ надобности церкви и музеи, обстрѣливая госпиталя и грабя мирныхъ жителей. Имъ это тѣмъ болѣе непростительно, что они всегда считались представителями культуры и сами кичились этимъ.

Честность.

Честность есть одно изъ проявленій чести. Человѣку чести можно довѣрить какую угодно сумму или какія угодно цѣнности съ полной увѣренностью, что онъ ничего не украдетъ.

Надуваніе, обманываніе -- представляютъ собою всегда низменный, презрѣнный поступокъ.

Когда у васъ является искушеніе обмануть, чтобы выиграть какую-нибудь игру, или когда вы чувствуете особое огорченіе, видя, что игра, въ которой вы участвуете, складывается не въ вашу пользу, стоить только сказать себѣ: "Вѣдь это только игра. Я не умру, если проиграю. Нельзя каждый раза, выигрывать; все-таки я не сдамся и буду продолжать ее до конца: а вдругъ мнѣ посчастливится".

Если такимъ образомъ успокаивать себя, сохраняя спокойствіе, очень часто выходитъ, что вы въ концѣ концовъ все-таки выиграете, благодаря тому, что не волновались и не впали въ отчаяніе.

И не забудьте, что, если вы истинный развѣдчикъ, вы проигравъ немедленно присоединитесь къ кликамъ одобренія и апплодисментамъ въ честь побѣдителей, если играли компаніями, или пожмете руку побившему васъ, если состязаніе было одинъ на одинъ.

Это правило должно быть соблюдаемо во всѣхъ играхъ и соревнованіяхъ, происходящихъ среди юныхъ развѣдчиковъ.

Преданность.

Преданностью особенно отличались рыцари. Они были беззавѣтно преданы своему королю и своей родинѣ, всегда были готовы съ радостью положить свою жизнь на ихъ защиту.

Такой же преданностью долженъ отличаться всякій, желающій слѣдовать примѣру рыцарей, выказывая ее не только королю, но и каждому стоящему надъ нимъ, будь то офицеръ или наниматель, отстаивая и защищая ихъ до послѣдней возможности. такъ какъ это его долгъ.

Онъ равнымъ образомъ долженъ выказывать преданность своимъ друзьямъ и близкимъ, поддерживая ихъ какъ въ тяжелыя минуты, такъ и въ хорошія.

Въ старину бывали блестящіе примѣры преданности долгу. Разительный примѣръ преданности долгу представляетъ собою случай съ римскимъ солдатомъ, который стоялъ на часахъ въ Помпеѣ во время изверженія Везувія, когда Помпея была засыпана пепломъ и залита лавой.

Его останки сохранились тамъ до сихъ поръ и видно, какъ онъ пытался рукою закрыть ротъ и носъ, чтобы предотвратить удушье, отъ котораго въ концѣ концовъ и погибъ.

Такую же преданность долгу службы проявили тѣ многочисленные часовые, которыхъ почему-либо не смѣняли во время пожаровъ или наводненій. Многіе изъ нихъ погибли, а многіе оставили свой постъ только тогда, когда было получено повелѣніе Государя Императора, испрошенное по телеграфу.

Дисциплина.

Дисциплина такъ же необходима развѣдчикамъ и солдатамъ, какъ и мужество.

"Биркенхедъ" было транспортное судно, на которомъ перевозились войска. На немъ находились 630 человѣкъ солдатъ съ ихъ семьями и 130 моряковъ. Близъ мыса Доброй Надежды оно ночью наскочило на скалы и. стало тонуть, будучи разрѣзано пополамъ.

Солдатъ выстроили на палубѣ. Одну часть командировали спускать спасательныя лодки и помѣстить въ нихъ женщинъ и дѣтей, другую же послали за лошадьми, приказавъ спустить ихъ въ воду въ надеждѣ, что хоть нѣкоторыя изъ нихъ доплывутъ до берега. Выяснилось, что для спасенія мужчинъ лодокъ не хватитъ, а потому солдатъ оставили стоятъ въ строю. Когда судно стало погружаться въ воду, капитанъ крикнулъ, чтобы люди бросались за бортъ, но полковникъ Ситонъ скомандовалъ, чтобы они оставались въ строю; такъ какъ онъ зналъ, что если они бросятся вплавь къ еще недалеко отъѣхавшими, лодками, то навѣрное потопятъ всѣхъ и сами не спасутся. Поэтому всѣ остались въ строю и, когда судно опрокинулось и пошло ко дну, то прокричали "ура" и погибли съ судномъ въ пучинѣ. Изъ 760 человѣкъ, находившихся на суднѣ, спаслось только 192, и то лишь благодаря дисциплинѣ и самоотверженности остальныхъ.

Не такъ давно въ учебное судно "Фортъ Джаксонъ", наполненное морскими кадетами, врѣзался какой-то пароходъ, но "совершенно такъ же. какъ на "Биркенхедѣ", всѣ сохранили присутствіе духа и не было ни паники, ни криковъ. Кадеты быстро выбѣжали, какъ на смотру, надѣли свои спасательные пояса и встрѣтили опасность спокойно и мужественно. Въ этомъ случаѣ не погибло ни одного человѣка.

Гибралтаръ представляетъ собою огромную укрѣпленную скалу на южномъ берегу Испаніи, принадлежащую Англіи. Сто двадцать лѣтъ тому назадъ его осадили соединенныя силы Франціи и Испаніи.

Испанцы напали на Гибралтаръ съ суши, а французы съ моря, но, несмотря на упорную осаду, продолжавшуюся три года, британскія войска, защищавшія крѣпость, продержались, пока не пришла эскадра и не выручила ихъ.

Генералъ Элліотъ, прежде служившій офицеромъ въ 15-мъ гусарскомъ полку, былъ начальникомъ обороны въ Гибралтарѣ, и гарнизону удалось выдержать осаду въ значительной мѣрѣ благодаря строгой дисциплинѣ, которую оіи, тамъ ввело, и соблюдалъ. Каждый привыкъ безпрекословно исполнять приказанія.

Однажды только случилось, что кто-то ослушался приказанія. Тогда генералъ Элліотъ вызвалъ провинившагося къ себѣ и объяснилъ, что неповиновеніе въ такое время могло произойти только, если человѣка, сошелъ съ ума. Поэтому, рѣшивъ, что онъ сумасшедшій, генералъ велѣли, выбрить ему голову. пустить кровь и, одѣвъ на него смирительную рубашку, отправилъ въ карцеръ на хлѣбъ и на воду, распорядившись, чтобы въ церкви произносилась молитва за исцѣленіе умалишеннаго.

Смиреніе.

Смиреніе (или скромность) также входило въ число обѣтовъ. даваемыхъ рыцарями, поэтому хотя они обыкновенно и превосходили другихъ въ ратномъ дѣлѣ, они никогда не позволяли себѣ хвастаться этимъ. Поэтому и вы не хвастайтесь и не возвеличивайтесь.

Не воображайте, что вы имѣете право на что-нибудь, чего вы сами ме достигли. Вы, напримѣръ, имѣете право требовать довѣрія къ себѣ, если всегда правдивы, и. съ другой стороны. можете попасть въ тюрьму, если воруете. Между тѣмъ существуетъ много людей, кричащихъ повсюду о своихъ правахъ, а на самомъ дѣлѣ не имѣющихъ рѣшительно никакихъ, такъ какъ они ничего не сдѣлали для пріобрѣтенія ихъ. Сперва исполните вашъ долгъ, а потомъ уже предъявляйте требованія.

Храбрость,

Очень немногіе люди родятся храбрыми, по всякій можетъ сдѣлаться храбрымъ, если будетъ къ этому стремиться -- въ особенности съ юношескихъ лѣто..

Храбрый безъ малѣйшаго колебанія бросается въ опасность, тогда какъ менѣе храбрый жмется и не сразу рѣшается. Это похоже на купаніе. Если взять группу купающихся мальчиковъ среди нихъ всегда будете нѣсколько, которые до погруженія въ рѣку жмутся на берегу, дрожа on. холода, высказывая догадки о томъ, глубока ли рѣка и холодна ли вода; между ними будетъ и такой, который, не размышляя, съ разбѣга бросится въ поду и будетъ уже плавать, прежде чѣмъ остальные рѣшатся на что-нибудь.

Если вы встрѣчаетесь съ опасностью, не останавливайтесь, чтобы разглядѣть ее, такъ какъ, чѣмъ больше мы будете смо225

'грѣть на нее, тѣмъ меньше она вамъ нравится; бросайтесь смѣло впередъ, и вы увидите, что опасность вовсе не такъ велика, какъ казалась.

Настойчивость.

Отличительною чертою рыцарей было, что они никогда не уступали, пока были въ состояніи бороться; изъ людей же нынѣшняго поколѣнія многіе предаются отчаянію и страху раньше, чѣмъ слѣдуетъ. Они часто бросаютъ работу потому, что не добились сразу успѣха, а между тѣмъ, проработай они еще немного, успѣхъ вѣроятно былъ бы достигнутъ.

Приступая къ какому бы то ни было дѣлу, человѣкъ долженъ быть готовымъ примириться съ возможною неудачею.

Въ Японіи, когда родится ребенокъ, родители вывѣшиваютъ на своемъ домѣ снаружи или куклу, или рыбу, въ зависимости отъ того, къ какому полу принадлежитъ новорожденный. Это служитъ указаніемъ для сосѣдей; кукла означаетъ, что родилась дѣвочка, которой придется со временемъ няньчитъ дѣтей, рыба указываетъ на тѣ затрудненія и опасности, съ которыми придется бороться родившемуся мальчику. Человѣкъ, не могущій выдержатъ тяжелой работы и бѣдствія, не заслуживаетъ названія мужчины.

Нѣкоторые изъ васъ, можетъ быть, знаютъ исторію двухъ лягушекъ. На всякій случай разскажу ее вамъ еще разъ.

Двѣ лягушки отправились однажды погулять и наткнулись на огромную миску со сливками. Стараясь заглянуть въ нее, онѣ обѣ въ нее упали. Одна изъ нихъ говорить: "Это для. меня совершенно новый видъ воды. Какъ же можно плавать въ этой гадости? Не стоитъ и пробовать". Она опустилась на дно и изъ-за отсутствія настойчивости потонула.

Но другая лягушка отличалась большимъ мужествомъ и осталась плавать, размахивая изо всѣхъ силъ своими лапками, чтобы удержаться на поверхности, а когда она немного погружалась, то боролась съ удвоеннымъ стараніемъ и не теряла надежды.

Наконецъ, когда она уже начала выбиваться изъ силъ и у нея промелькнула мысль, что ей придется уступить, случилась странная вещь: своимъ постояннымъ размахиваніемъ лапками лягушка сбила сливки въ масло, на кускѣ котораго вдругъ и очутилась въ полной безопасности.

Поэтому когда дѣла принимаютъ дурной оборота, не унывайте, не вытягивайте лица, а улыбайтесь и пропойте пѣсню дрозда "не сдавайся, не сдавайся", и вы благополучно выберетесь изъ бѣды.

Хорошее расположеніе духа и привѣтливость.

Рыцари придавали очень большое значеніе хорошему расположенію духа: терять самообладаніе и выказывать гнѣвъ считалось у нихъ признакомъ дурного тона. Капитанъ Джонъ Смитъ, о которомъ я уже говорилъ, былъ замѣчательно жизнерадостнымъ, веселымъ человѣкомъ. Про него разсказываютъ слѣдующее: на склонѣ его лѣта двое мальчиковъ (а онъ очень любилъ дѣтей), которымъ онъ разсказалъ свои приключенія, написали книгу, содержавшую описаніе его жизни. Они говорили, что съ большимъ трудомъ могли понять все, что онъ имъ разсказывалъ, потому что онъ страшно хохоталъ надъ собственнымъ описаніемъ своихъ невзгодъ. Несомнѣнно, что если бы онъ не былъ такимъ жизнерадостнымъ человѣкомъ, онъ не превозмогъ бы и половины тѣхъ опасностей, которыя встрѣчались ему на пути въ различные періоды его жизни, полной приключеній.

Сколько разъ его враги брали его въ плѣнъ -- часто это были свирѣпые дикари, но, благодаря его привѣтливому обхожденію, ему всегда удавалось расположить ихъ къ себѣ и подружиться съ ними настолько, что они или отпускали его на волю, или не преслѣдовали его, когда онъ убѣгалъ отъ нихъ.

Если вы работаете весело, варъ трудъ превращается въ удовольствіе для васъ; кромѣ того, ваше веселье располагаетъ другихъ къ веселью, а это относится къ числу вашихъ обязанностей, какъ развѣдчика. Дж. М. Барри пишетъ: "Тѣ, которые вносятъ солнечный свѣтъ въ жизнь другихъ людей, не могутъ этимъ же не внести счастья и въ свою собственную", другими словами, если вы способствуете счастью другихъ, то создаете свое собственное.

Если вы выработаете въ себѣ привычку относиться ко всему, что бы ни случилось, съ жизнерадостностью, вы очень рѣдко окажетесь въ серьезной бѣдѣ, такъ какъ если препятствіе, огорченіе или опасность будутъ казаться вамъ очень большими, то постарайтесь, если вы не глупый человѣкъ, посмѣяться надъ даннымъ обстоятельствомъ, хотя я допускаю, что дѣлать это вначалѣ чрезвычайно трудно. Однако, съ той минуты, когда вамъ удастся разсмѣяться, большая часть затрудненій какъ будто исчезнетъ и окажется, что нѣтъ ничего легче, какъ справиться съ дѣломъ.

Каждый юноша можетъ при желаніи привить себѣ хорошее расположеніе духа. Оно незамѣнимо во всѣхъ играхъ и служилъ громаднымъ подспорьемъ въ минуты опасности. Кромѣ того, благодаря ему можно сохранить должность, съ которой уволили бы человѣка съ дурнымъ характеромъ или ему самому бы пришлось уйти, обидѣвшись на что-нибудь.

Сквернословію, какъ и куренію, обыкновенно предаются юноши, которые хотятъ казаться взрослыми, а между тѣмъ этимъ они только доказываютъ свою глупость. Сквернословитъ обыкновенно тотъ, кто легко выходитъ изъ себя, теряетъ голову въ трудную минуту и на котораго, слѣдовательно, нельзя положиться. Вамъ же надо умѣть сохранить въ минуты самой большой опасности полное спокойствіе, поэтому, когда вы чувствуете себя особенно озабоченнымъ, взволнованнымъ или разгнѣваннымъ -- не сквернословьте, а заставьте себя улыбнуться, и вы сразу почувствуете облегченіе.

Капитанъ Джонъ Смитъ, не курившій и никогда не сквернословившій, употреблялъ средство противъ сквернословія, которое въ ходу и у нашихъ развѣдчиковъ. Онъ говоритъ въ своемъ дневникѣ, что его люди, не привыкшіе къ топору, рубя однажды лѣсъ и мозоля свои нѣжныя руки, чуть ли не черезъ два удара въ третій разражались ругательствами, заглушавшими удары топора. Тогда онъ изобрѣлъ средство противъ сквернословія, заключавшееся въ томъ, что каждый разъ, когда человѣкъ произносилъ ругательство, дѣлалась отмѣтка и вечеромъ ему вливалась въ рукава кружка воды за каждое ругательство. Средство это такъ "очищало" провинившихся, что вскорѣ недѣлями не было слышно ни одного сквернаго слова.

Игры.

Вызываются желающіе принять участіе въ какомъ-нибудь опасномъ предпріятіи, въ родѣ "Бѣга съ депешей" или какой-либо другой игры; опасность при этомъ должна заключаться въ потерѣ "жизни", если развѣдчикъ, взявшійся за трудную задачу, не выполнитъ ея. Подъ потерей жизни подразумѣвается лишеніе навсегда значка развѣдчика. Если ему удастся исполнить возложенное на него порученіе, то онъ можетъ получить до 15 балловъ, идущихъ въ счетъ для полученія значка "за отличіе".

Другія игры, какъ футболъ, корзинка и проч., при которыхъ существуютъ строгія обязательныя правила, также хороши для укрѣпленія воли, дисциплины и для развитія скромности.

"Джіу-джитцу" также имѣетъ громадное значеніе въ этомъ отношеніи.

Стрѣльба изъ самострѣла. При этомъ желательно, чтобы развѣдчики могли сами изготовлялъ свои самострѣлы.

"Стрѣльба изъ лука", распространенная въ средніе вѣка.

Фехтованіе на палкахъ, употребляя для этого посохи развѣдчиковъ. Такъ въ старыя времена сражались свободные крестьяне-собственники и подмастерья.