Усваиваніе "примѣтъ".

Примѣты, Характерныя черты у людей. Характерныя черты въ деревню. Какъ развѣдчики должны пользоваться зрѣніемъ, слухомъ и обоняніемъ. Развѣдки ночью. Указанія руководителямъ. Упражненія и игры съ цѣлью развить наблюдательность.

Примѣты.

"Примѣтой" на языкѣ развѣдчиковъ называется всякая; характерная подробность, напримѣръ: слѣды, обломанныя вѣтки, смятая трава, остатки пищи, капли крови, волоски и т. п., иными словами -- все, что можетъ послужить, такъ или иначе, ключомъ для полученія тѣхъ свѣдѣній, которыхъ развѣдчикъ, добивается.

Нѣкая г-жа Смитсонъ, путешествуя по Кашмиру, выслѣживала однажды совмѣстно съ туземными индійскими слѣдопытами пантеру, которая загрызла и утащила молодую косулю. На пути пантера проволокла свою добычу черезъ широкую, гладкую площадку, на твердой поверхности которой не осталось никакихъ слѣдовъ отъ мягкихъ лапъ пантеры. Слѣдопытъ тотчасъ же направился къ противоположной сторонѣ каменистой площадки, гдѣ она оканчивалась острымъ хребтомъ; онъ намочилъ палецъ и провелъ имъ по этому ребру до тѣхъ поръ, пока не замѣтилъ, что къ пальцу пристали нѣсколько волосковъ косули. Это обстоятельство ему сразу указало, въ какомъ именно мѣстѣ патера перешла острое ребро, влача за собою косулю. Эти нѣсколько волосковъ и были тѣмъ, что развѣдчики называютъ "примѣтами".

Подмѣчая мелкія "примѣты", такой же слѣдопытъ однажды выслѣживалъ медвѣдей. Онъ увидѣлъ на корѣ дерева свѣжую царапину, сдѣланную, очевидно, медвѣжьимъ когтемъ, а въ другой разъ онъ замѣтилъ только одинъ черный волосокъ, приставшій на корѣ, изъ чего онъ заключила, что здѣсь медвѣдь терся о дерево.

Изъ всего того, чему долженъ научиться развѣдчикъ, будетъ ли онъ военнымъ или мирнымъ развѣдчикомъ, или охотникомъ, самое главное -- это такъ изощрить свою наблюдательность, чтобы никакая мелочь не ускользнула отъ его вниманія. Онъ долженъ подмѣчать мелкія черточки и примѣты и затѣмъ разгадывать ихъ смыслъ, но для этого нужно много практики, и новичокъ не скоро можетъ пріучить себя замѣчать всякую мелочь и ничего не упускать изъ виду. Научиться этому можно въ городѣ не хуже, чѣмъ въ деревнѣ.

Нужно также научиться замѣчать всякій странный звукъ или необыкновенный запахъ, а затѣмъ поразмыслить, что бы они могли обозначать. Если вы не научитесь подмѣчать примѣты, то у васъ не будетъ матеріала, чтобы дѣлать выводи и такимъ образомъ вы окажетесь совсѣмъ безполезнымъ развѣдчикомъ.

Запомните, что величайшій позоръ для развѣдчика, если какой-нибудь посторонній замѣтитъ чтобы то ни было прежде, чѣмъ это успѣлъ сдѣлать развѣдчикъ.

Попробуйте совершить прогулку съ настоящимъ развѣдчикомъ, и вы увидите, что его глаза постоянно перебѣгаютъ съ одного предмета на другой, и это онъ дѣлаетъ но привычкѣ, а вовсе не для того, чтобы показать, какой онъ бдительный.

Идя по улицамъ незнакомаго города, развѣдчикъ никогда не заблудится, такъ какъ запомнитъ путь по главнымъ зданіямъ и перекресткамъ улицъ и, во всякомъ случаѣ, будетъ помнить, какіе магазины онъ проходилъ и что было въ нихъ выставлено. Кромѣ того, онъ не упустилъ изъ виду, какіе экипажи проѣзжаютъ мимо и въ порядкѣ ли упряжь и подковы у лошадей: въ особенности же онъ обратилъ вниманіе на прохожихъ, ихъ лица, одежду, обувь, а также манеру ходить: поэтому, если бы полицейскій его спросилъ: "Не встрѣтился ли вамъ на этой улицѣ человѣкъ съ темными нависшими бровями, одѣтый въ синій костюмъ",-- онъ могъ бы отвѣтить приблизительно такъ: -- "Да, онъ слегка хромаетъ на правую ногу, носитъ сапоги заграничнаго покроя и держитъ въ рукѣ свертокъ; онъ минуты три тому назадъ свернулъ отсюда въ третью улицу направо".

Свѣдѣнія подобнаго рода нерѣдко оказывали неоцѣненную помощь при поимкѣ преступниковъ.

Въ Италіи было революціонное общество подъ названіемъ "Каморра", члены котораго обучали мальчиковъ быстро подмѣчать и запоминать разныя вещи.

Гуляя по улицѣ со своимъ ученикомъ, каморристъ вдругъ останавливался и спрашивалъ мальчика: "Какъ была одѣта та женщина, которая сидѣла у двери четвертаго дома но правой сторонѣ?" или: "О чемъ говорили два человѣка, которыхъ ты встрѣтилъ на углу четвертой улицы отсюда?" или: "Куда было приказано извозчику ѣхать и какой былъ его номеръ?" или: "Какая высота этого дома и ширина оконъ въ верхнемъ этажѣ?" и т. д. Или же мальчика останавливали на минуту передъ окномъ магазина, а затѣмъ заставляли отвернувшись перечислить на память видѣнные предметы.

Каждый развѣдчикъ, живущій въ городѣ, долженъ, конечно, знать, гдѣ ближайшая аптека (на случай несчастія), гдѣ ближайшіе полицейскій постъ и участокъ, гдѣ больница, пожарный сигналъ, телефонъ, станція скорой помощи и т. н.

Развѣдчикъ долженъ постоянно посматривать себѣ подъ ноги. Мнѣ много разъ приходилось находить цѣнныя бездѣлушки, мимо которыхъ люди проходили, не замѣчая ихъ.

Характерныя мелочи у людей.

Путешествуя по желѣзной дорогѣ или въ конкѣ, подмѣчайте подробности у вашихъ спутниковъ, замѣтьте ихъ лицо, одежду, манеру говорить и т. д., чтобы впослѣдствіи быть въ состояніи описать каждаго; кромѣ того, глядя на ихъ внѣшность, постарайтесь уяснить себѣ: богаты ли они или бѣдны (для этого слѣдуетъ обратить особенное вниманіе на обувь), а также, чѣмъ они занимаются, больны ли они или здоровы и не нуждаются ли въ помощи.

Но, дѣлая это, вы не должны дать имъ замѣтить, что вы за ними наблюдаете, иначе они будутъ насторожѣ и станутъ скрытнѣе. Вспомните пастуха, который подмѣтилъ сапоги цыгана, но сдѣлалъ это такъ бѣгло, что у цыгана не возникло ни малѣйшаго подозрѣнія.

Умѣніе дѣлать наблюденія надъ людьми и способность разгадывать ихъ характеръ и мысли являются цѣнными качествами въ дѣлахъ и торговлѣ, въ особенности для приказчиковъ и торговцевъ, которымъ приходится уговаривать покупателей, а зачастую угадывать въ этихъ покупателяхъ обманщиковъ.

Существуетъ мнѣніе, что характеръ человѣка можно узнать но тому, какъ онъ носитъ шляпу. Если онъ носитъ шляпу слегка на бокъ, то это значитъ, что онъ добродушенъ, если совсѣмъ на бокъ -- щеголь; если на бекрень -- не любить платить долговъ; если носить ее прямо -- значить, онъ, вѣроятно, честный, но туповатый человѣкъ.

По походкѣ можно очень часто вѣрно угадать характеръ человѣка. Обратите вниманіе на скорую походку маленькими шажками и размахиваніе рука, у толстыхъ людей невысокаго роста, съ суетливымъ характеромъ, на торопливую и порывистую походку нервныхъ людей, на медлительную и лѣнивую походку уличныхъ бродягъ, на плавную, быструю и безшумную походку развѣдчика и т. п.

Выть можетъ, вы сумѣете разгадать характеръ тѣхъ господа, которые здѣсь изображены? (См. предыдущую стр.).

Упражненія въ наблюдательности.

Извѣстный сыщикъ Чевасъ описываетъ, какъ при небольшой практикѣ можно разгадать характеръ человѣка по его платью.

У него есть разсказъ про одного герцога, который носилъ очень нефрантоватое платье. Однажды этотъ вельможа ѣхалъ въ поѣздѣ со своимъ пріятелемъ, лордомъ А. Случайно въ томъ же купе оказался коммивояжеръ, который вскорѣ вступитъ со своими спутниками. Въ бесѣду. На одной изъ промежуточныхъ станцій герцогъ сошелъ съ поѣзда и послѣ его ухода коммивояжеръ спросилъ оставшагося лорда А.: "Кто этотъ господинъ, который только что вышелъ?", на что лордъ отвѣтилъ: "Это герцогь X". Коммивояжеръ опѣшилъ: "Подумайте! Герцогъ и такъ дружелюбно и просто съ нами разговаривалъ, а я думалъ, что она, садовникъ".

Этотъ молодецъ, вѣроятно, не получилъ подготовки развѣдчика и не обратилъ вниманія на обувь, иначе онъ бы: замѣтила, что ни герцогъ, ни лорда. А. не носили такихъ сапогъ, какіе обыкновенно въ употребленіи среди садовниковъ.

Изъ всей одежды обувь по большей части является самымъ характернымъ признакомъ. Я какъ-то гулялъ съ одной дамой, а впереди насъ шла молодая особа, незнакомая ни мнѣ, ни моей спутницѣ. "Интересно знать, кто эта дама, которая идетъ впереди насъ", замѣтила моя спутница. "А меня,-- отвѣтила, я,-- интересуетъ больше вопросъ, чья она горничная". Эта особа была очень хорошо одѣта, но, посмотрѣвъ на ея обувь, я догадался, что платье, которое было на ней, прежде принадлежало кому-нибудь другому и было ею же самой передѣлано; что же касается обуви, то. очевидно, она находила собственные башмаки удобнѣе. Подходя къ дому, гдѣ мы гостили, мы увидѣли, что она вошла съ чернаго хода, и впослѣдствіи узнали, что она была горничной одной изъ дамъ, гостившихъ въ томъ же домѣ.

Очень занимательное времяпрепровожденіе во время путешествія въ вагонѣ или трамваѣ -- смотрѣть на обувь своихъ спутниковъ и стараться угадать по ней, что изъ себя представляетъ ея собственникъ: бѣденъ ли онъ или богатъ, толстъ или худощавъ, старъ или молодъ и т. д., а затѣмъ уже взглянуть на самого человѣка и провѣрить свои догадки.

Американскій актеръ Натъ Гудвинъ разсказывалъ мнѣ, какъ онъ однажды пошелъ смотрѣть полетъ воздушнаго шара. Въ то время у него настолько болѣла шея, что онъ совершенно не былъ въ состояніи поднять головы и могъ смотрѣть только въ землю и видѣть только ноги окружающихъ: поэтому онъ выбралъ пару ногъ, которыя, по его мнѣнію, принадлежали несомнѣнно любезному и общительному человѣку, который не откажетъ сообщить ему все, что происходитъ съ шаромъ. И онъ не ошибся.

Однажды мнѣ удалось оказать услугу одной дамѣ, находившейся въ крайне стѣсненныхъ обстоятельствахъ, при чемъ я угадалъ, что она въ большой нуждѣ, т. к., идя за ней, я замѣтилъ. что, несмотря на то, что она была прекрасно одѣта, подошвы ея ботинокъ были проношены до крайней степени. Она, вѣроятно, такъ никогда и не догадалась, какимъ образомъ я узналъ объ ея стѣсненныхъ обстоятельствахъ.

Трудно себѣ представить, до какой степени обнажается подошва башмака для того, кто идетъ позади, а также, сколько свѣдѣній этотъ башмакъ можетъ сообщить наблюдательному человѣку. Говорятъ, что равномѣрное изнашиваніе подошвы и каблуковъ указываетъ на дѣловыя способности и честность носителя. Тѣ, кто изнашиваетъ каблукъ больше съ наружной стороны, въ большинствѣ случаевъ обладаютъ пылкимъ воображеніемъ и любовью къ приключеніямъ: изнашиваніе же внутренней стороны показываетъ слабость воли и нерѣшительность, при чемъ къ мужчинамъ этотъ признакъ примѣнимъ болѣе безошибочно, чѣмъ къ женщинамъ.

Извѣстный сыщикъ Шерлокъ Хольмсъ однажды видѣлъ человѣка, который, повидимому, былъ довольно зажиточенъ, носилъ новое платье, имѣлъ солдатскую выправку и матросскую походку, загорѣлъ, носилъ татуированные знаки на рукѣ и несъ свертокъ съ дѣтскими игрушками. Какъ бы вы опредѣлили этого человѣка? Шерлокъ Хольмсъ справедливо угадалъ что это былъ недавно вышедшій въ отставку фельдфебель морской пѣхоты, что его жена умерла и что у него дома были дѣти.

На что слѣдуетъ обращать вниманіе, находясь за городомъ.

Чтобы имѣть возможность не заблудиться въ незнакомомъ мѣстѣ, необходимо, находясь вдали отъ города или деревни, обращать вниманіе на особенности мѣстности и на разные бросающіеся въ глаза предметы, напр., на горы, выдающіяся на горизонтѣ, церковныя колокольни или зданія особеннаго вида, деревья, ворота, скалы и проч.

Дѣлая наблюденія, слѣдуетъ помнить, что впослѣдствіи эти наблюденія могутъ вамъ пригодиться, чтобы растолковать другимъ, какъ пройти по той же дорогѣ, поэтому необходимо особенно внимательно разсмотрѣть всѣ наблюдаемые предметы, чтобы быть въ состояніи описать ихъ достаточно подробно и въ должномъ порядкѣ. Вы должны замѣтить и запомнить всѣ перекрестныя дороги и тропинки.

Наши казаки отличаются удивительной способностью запоминать дорогу, даже на совершенно ровной, однообразной мѣстности. На вопросъ, какъ они дѣлаютъ, чтобы не заблудиться на обратномъ пути, они говорить: "Чаще оглядывайся назадъ, тогда увидишь дорогу такъ, какъ ты ее будешь видѣть, когда будешь возвращаться". Пріемъ этотъ очень хорошъ и, если къ нему привыкнуть, дѣйствительно выручаетъ во многихъ случаяхъ.

Полезно также обращать вниманіе на разныя, повидимому, незначительныя примѣты, какъ-то: торопливый взлетъ птицъ, который можетъ обозначать, что вблизи ихъ кто-нибудь двигается. Пыль также выдаетъ движеніе звѣрей, людей или экипажей.

Конечно, внѣ города также, какъ и въ послѣднемъ, слѣдуетъ внимательно наблюдать всѣхъ прохожихъ, замѣчать, какъ они одѣты, какія у нихъ лица, ихъ походку и кромѣ того нужно осматривать отпечатки ихъ ногъ и полезно сдѣлать набросокъ этихъ отпечатковъ въ записной книжкѣ, чтобы имѣть возможность узнать ихъ если бы пришлось встрѣтиться съ ними впослѣдствіи.

Замѣчайте всѣ встрѣчающіеся слѣды, т. е. отпечатки колесъ, ногъ людей, птицъ, звѣрей и проч., потому что изъ этихъ данныхъ вы можете извлечь чрезвычайно важныя свѣдѣнія.

Умѣніе разбираться въ слѣдахъ настолько важно, что по этому предмету я вамъ прочту отдѣльную лекцію.

Пользованіе зрѣніемъ.

Ничто не должно казаться вамъ слишкомъ мелочнымъ для того, чтобы обращать на него ваше вниманіе: пуговица, спичка, пепелъ отъ папиросы, перышко, листокъ -- все это можете имѣть очень большое значеніе.

Развѣдчикъ долженъ смотрѣть не только впередъ, но и по сторонамъ и назадъ; у него, какъ говорится, должны быть глаза и на затылкѣ.

Зачастую, обернувшись неожиданно, вамъ удастся увидѣть непріятельскаго развѣдчика или злоумышленника, выглядывающаго такъ, какъ онъ никогда не рѣшился бы выглядывать, если бы ожидалъ, что вы обернетесь.

У Фенимора Купера, есть интересный разсказъ "Слѣдопытъ", гдѣ очень хорошо описаны способы, практикуемые краснокожими развѣдчиками. Проходя мимо куртины кустовъ, одинъ изъ нихъ замѣтилъ, что среди свѣжей листвы было нѣсколько завядшихъ листьевъ, это навело его на мысль, что листья эти были положены нарочно, чтобы скрыть какое-нибудь убѣжище, и онъ дѣйствительно нашелъ тамъ спрятавшихся бѣглецовъ.

Развѣдываніе ночью.

Развѣдчикъ долженъ умѣть ночью замѣчать разныя мелочи такъ же, какъ и днемъ: этого онъ достигаетъ, главнымъ образомъ. путемъ олуха, иногда путемъ ощупыванія.

Въ ночной тиши звукъ доносится дальше, чѣмъ днемъ. (Если вы приложите ухо къ землѣ или прильнете имъ къ палкѣ или еще лучше къ барабану, касающемуся земли, то на очень большомъ разстояніи услышите топотъ конскихъ копытъ или шаги человѣка. Еще лучше, если вы откроете перочинный ножъ, у котораго есть лезвія на обоихъ концахъ, и одно лезвіе воткнете въ землю, а другое возьмете въ зубы. Человѣческій голосъ, даже если говорятъ тихо, разносится на большое разстояніе, и его трудно смѣшать съ какимъ-либо другимъ звукомъ.

Мнѣ не разъ удавалось пробираться сквозь непріятельскую сторожевую линію, выяснивъ, въ какихъ именно пунктахъ разставлены пикеты, по звуку голосовъ Ихъ, которые тихо между собою переговаривались, или но храпу спящихъ.

Указанія руководителямъ, какъ на практикѣ развивать наблюдательность.

(Упражненія).

Въ городѣ. Проведите мальчиковъ по улицѣ, заставляя ихъ замѣчать встрѣчающіеся магазины съ тѣмъ, чтобы они запомнили. въ какой послѣдовательности проходили вы мимо этихъ магазиновъ.

Послѣ этого заставьте запомнить названіе магазиновъ.

Затѣмъ заставьте ихъ запомнить, что находилось въ окнѣ какого-нибудь магазина, давъ имъ двѣ минуты на разсматриваніе выставленныхъ предметовъ, и въ концѣ концовъ -- запомнить предметы, выставленные въ окнахъ нѣсколькихъ послѣдовательныхъ магазиновъ, давъ полминуты для наблюденія.

Мальчики должны замѣчать выдающіяся зданія: число улицъ, отходящихъ отъ той, по которой они идутъ; названіи улицъ, разныя особенности у встрѣченныхъ лошадей и экипажей. черты лица прохожихъ, номера автомобилей, городовыхъ и проч.

Пусть они сами разузнаютъ и запомнятъ, гдѣ находятся всѣ ближайшія аптеки, пожарные сигналы, полицейскіе посты, станціи скорой помощи и проч.

За городомъ. Вы ведете партію на прогулку: пріучайте мальчиковъ замѣчать отдаленные выдающіеся предметы, какъ-то: горы, колокольни и т. д., а также болѣе близкіе предметы, какъ-то: особенныя зданія, деревья, скалы, ворота и проч.: развѣтвленія дорогъ, тропинки, характеръ изгородей и посѣвовъ: различные виды деревьевъ, птицъ, звѣрей, слѣдовъ и проч.. а также людей и экипажей. Кромѣ того, обратите ихъ вниманіе на запахъ, издаваемый различными растеніями, животными и проч.

Затѣмъ вышлите ихъ совершить прогулку въ опредѣленномъ направленіи. По ихъ возвращеніи опросите ихъ обо всемъ, замѣченномъ ими но время прогулки.

Значеніе такихъ упражненій значительно возрастетъ, если на томъ пути, по которому мальчики должны пройти, предварительно сдѣлать: нѣсколько замѣтокъ и бросить двѣ-три пуговицы или спички, которыя мальчики должны поднять и принести обратно. Это пріучить ихъ смотрѣть подъ ноги, а не только на отдаленные предметы.

Игры, имѣющія цѣлью развить наблюдательность.

Отыскиваніе наперстка, монеты и т. п.

Вышлите партію изъ комнаты.

Возьмите наперстокъ, монету, кольцо или другой какой-нибудь маленькій предметъ и положите его въ такое мѣсто гдѣ бы онъ былъ вполнѣ видимъ, но въ то же время былъ, бы во возможности менѣе примѣтенъ. Затѣмъ призовите партію и заставьте ее искать предметъ. Замѣтивъ предметъ, каждый развѣдчикъ долженъ отойти и сѣсть къ сторонѣ, не сообщая своего открытія другимъ.

Давъ остальнымъ достаточно времени для поисковъ, предоставьте нашедшему показать другимъ, гдѣ находится предметъ.

Окна въ магазинахъ.

(На воздухѣ).

Проводятъ партію по улицѣ мимо шести магазиновъ. Давъ развѣдчикамъ остановиться на полминуты у каждаго окна для обзора выставленныхъ предметовъ, отведите ихъ на нѣкоторое разстояніе, и пусть каждый напишетъ перечень всѣхъ предметовъ, которые онъ запомнилъ, и окажетъ, въ какомъ окнѣ они находятся. Тотъ, кто запомнилъ большее число предметовъ, выигрываетъ.

Полезно заставлять двухъ мальчиковъ продѣлывать каждаго въ отдѣльности одно и то же упражненіе, при чемъ проигравшій въ этой парѣ снова продѣлываетъ то же упражненіе съ третьимъ мальчикомъ и т. д.; такимъ образомъ, вы выясните, кто изъ нихъ слабѣе всѣхъ и котораго нужно заставлять больше упражняться.

(Въ комнатахъ).

Пусть каждый развѣдчикъ войдетъ на полминуты въ комнату: выйдя оттуда, онъ долженъ составить списокъ замѣченныхъ предметовъ мебели и обстановки въ этой комнатѣ. Замѣтившій и запомнившій наибольшее число предметовъ -- выигрываетъ.

Слѣдуетъ приготовить особый листокъ для отмѣтокъ, въ который были бы внесены перечень предметовъ, находящихся въ комнатѣ, и имена развѣдчиковъ, и затѣмъ отмѣчать крестомъ, противъ имени каждаго, замѣченные имъ предметы.

Узнаваніе мѣстности.

Покажите развѣдчикамъ рядъ фотографій или набросковъ предметовъ, находящихся по сосѣдству, напр., перекрестка дорогъ или улицъ, какое-нибудь оригинальнаго вида окно, флюгеръ, дерево,отраженіе въ водѣ и т. и, и заставьте ихъ указать, гдѣ эти предметы находятся.

Развѣдчики могутъ, если хотятъ, разыгрывать большинство этихъ упражненій для себя, каждая пара отдѣльно, въ видѣ практики.

Вожатые могутъ устраивать состязанія одной пары съ другой и, когда вся партія достаточно напрактикуется, послать вызовъ другой партіи на состязаніе со своею.

Идти по слѣду.

Вышлите впередъ "зайца", пѣшкомъ или на велосипедѣ, съ мѣшкомъ разной мелочи, въ родѣ зерна, отдѣльныхъ скорлупокъ, мелко разрѣзанныхъ бумажекъ, пуговицъ и проч.. и пусть онъ понемногу разбрасываете ихъ по пути, чтобы дать слѣдъ для остальной партіи.

Или же отправьтесь одни и мѣломъ дѣлайте отмѣтки на заборахъ, столбахъ, воротахъ, деревьяхъ и т. и. Черезъ нѣсколько минуть послѣ вашего ухода пусть партія погонится за вами и выслѣдитъ васъ по этимъ мѣткамъ. Проходя мимо знаковъ, развѣдчики должны стирать ихъ, во-первыхъ, въ видахъ опрятности и, во-вторыхъ, для того, чтобы эти знаки не сбивали ихъ въ слѣдующій разъ.

Обоняніе развѣдчика.

(Въ комнатахъ).

Приготовьте нѣсколько бумажныхъ мѣшковъ одинаковаго формата и положите въ нихъ какое-нибудь пахучее вещество, напр., въ одинъ рубленаго лука, въ другой розовыхъ лепестковъ, въ третій кусочки кожи, въ четвертый апельсинной цедры и т. д. Разложите эти пакеты въ рядъ, въ разстояніи аршина одинъ отъ другого, и пусть каждый развѣдчикъ обнюхаетъ весь рядъ, давая ему по пяти секундъ на каждый пакетъ. Послѣ этого онъ долженъ, въ теченіе одной минуты на память назвать или записать названіе вещества, находящагося въ каждомъ мѣшкѣ.

Вблизи и вдали.

(Въ городѣ или деревнѣ).

Вожатый ведетъ свою партію по какой-нибудь заранѣе намѣченной дорогѣ, имѣя при себѣ для отмѣтокъ листокъ съ именами развѣдчиковъ.

Каждый развѣдчикъ высматриваетъ требуемые предметы и, какъ только замѣтитъ одинъ изъ нихъ, спѣшитъ съ докладомъ къ вожатому, который дѣлаетъ соотвѣтственный знакъ на листкѣ. Развѣдчикъ, у котораго окажется больше отмѣтокъ, выигрываетъ.

Для того, чтобы развивать наблюдательность въ развѣдчикахъ, слѣдуетъ выбирать самые разнообразные предметы, находящіеся какъ вблизи, такъ и вдали.

Предметы эти слѣдуетъ видоизмѣнять, назначая каждый разъ отъ восьми до десяти.

Каждая найденная спичка -- 1 баллъ.

" " пуговица -- 1 ".

Птичьи слѣды -- 2 балла.

Особенности въ одеждѣ и обуви прохожаго -- 2 ".

Летящій голубь -- 2 ".

Сидящій воробей -- 1 ".

Кленъ -- 2 балла.

Сломаная труба -- 2 ".

Разбитое окно -- 1 баллъ.