НАЧАЛО ХРИСТІАНСТВА ВЪ РОССИ.

Въ 1888-мъ году праздновалось девятисотлѣтіе крещенія Руси и воспоминалось это великое событіе въ день святаго Владиміра, при коемъ оно совершилось. Свѣтлую, незабвенную память оставилъ по себѣ нашъ князь Владиміръ; Церковь прославляетъ его какъ святого и равноапостольнаго за его горячую ревность къ вѣрѣ Христовой; исторія знаетъ его какъ мудраго государя, который просвѣтилъ народъ свой, возвеличилъ державу свою и заботливо охранялъ Русь отъ хищныхъ враговъ; въ преданіяхъ и пѣсняхъ народныхъ онъ слыветъ ласковымъ княземъ Владиміромъ, Владиміромъ краснымъ солнышкомъ.

Разскажемъ о жизни великаго государя, котораго Господь сподобилъ уразумѣть и указать народу своему истинную вѣру.

А до той поры развѣ Россія вовсе не знала вѣры христіанской?

Нѣтъ. Евангеліе и ранѣе было проповѣдано въ нѣкоторыхъ частяхъ нашего отечества; но только при князѣ Владимірѣ христіанство прочно утвердилось на Руси, и съ того времени только Русь стала считаться христіанскою страною.

Прежде всего надо намъ разсказать, какъ и въ какія времена появлялся у насъ до той поры свѣтъ вѣры Христовой.

Первымъ благовѣстникомъ Евангелія въ нашей землѣ былъ святый апостолъ Андрей Первозванный. По вознесеніи Господа, когда апостолы, покорные Его велѣнію, разсѣялись по всему тогда извѣстному міру для благовѣствованія, апостолъ Андрей посѣтилъ между прочими землями и страны, лежавшія близъ Чернаго моря. Онъ посѣтилъ страны кавказскія, былъ въ Херсонесѣ Таврическомъ, или Тавридѣ, то-есть въ нынѣшнемъ Крыму. Вступивъ затѣмъ въ устье Днѣпра, онъ на ладьѣ поплылъ вверхъ по рѣкѣ въ Скиѳію. Такъ звали тогда нашу страну. Сохранилось у насъ преданіе, что святый апостолъ остановился подъ горами, гдѣ впослѣдствіи сталъ Кіевъ. "Вотъ видите-ли горы сіи?" сказалъ онъ бывшимъ съ нимъ ученикамъ. "На сихъ горахъ возсіяетъ благодать Божія: будетъ городъ великій и воздвигнутся церкви Богу истинному". Поднявшись на горы и благословивъ ихъ, онъ водрузилъ на одной изъ нихъ крестъ и потомъ поплылъ далѣе на сѣверъ. Преданіе гласитъ, что онъ посѣтилъ и тѣ мѣста, гдѣ впослѣдствіи былъ основанъ Новгородъ.

Но въ это время наша земля еще не называлась Русью, и въ ней еще не жили наши предки славяне. Она была мало населена: по мѣстамъ жили, по другимъ кочевали разныя племена, о которыхъ почти ничего неизвѣстно. Позднѣе черезъ нашу Россію шли къ западу разные азіатскіе народы, наводившіе ужасъ на всю Европу. Среди этого бродячаго люда христіанство не распространялось, и благовѣствованіе апостола оставило слѣдъ только въ самой южной части нашего отечества, въ Крыму. Тамъ съ первыхъ вѣковъ были епископы, благовѣстники, мученики, которыхъ доселѣ чтитъ святая Церковь.

Шли годы, шли вѣка. Славяне жили на югѣ, близъ Дуная и въ нѣкоторыхъ областяхъ Греціи; но ихъ стали тѣснить волохи (римляне) и различные народы, въ то время набѣгавшіе на придунайскія области Вслѣдствіе этого, славяне любившіе миръ и земледѣліе, начали постепенно выселяться: одни въ теперешнія нѣмецкія земли, другіе въ нашу теперешнюю Россію. Поднялись они не всѣ заразъ, а выселялись медленно, постепенно, въ продолженіе вѣковъ. Къ девятому столѣтію заняли они уже часть сѣверной и большую часть средней Россіи, гдѣ жили о бокъ съ племенами, издавна обитавшими тутъ.

Эти пришлые славяне не знали христіанской вѣры. Какъ можно заключить изъ историческихъ извѣстій и изъ преданій, ихъ вѣра состояла въ чествованіи бога всевышняго небеснаго, Сварога, и въ поклоненіи силамъ и явленіямъ природы, которыхъ они считали божествами. Былъ у нихъ богъ солнца -- Дажбогъ или Хорсъ -- богъ грома и молній -- Перунъ, богъ вѣтра -- Стрибогъ; богъ веселія -- Ладо, и множество иныхъ боговъ, которые, по ихъ понятіямъ, владѣли и управляли видимымъ міромъ, наполняя собою всю видимую природу и живя въ лѣсахъ, въ городахъ, скалахъ и камняхъ, въ огнѣ и водѣ. Отъ этихъ боговъ, думали они, зависитъ и судьба людей, и обиліе плодовъ земныхъ, и благоденствіе семейное. Чтобы привлечь ихъ милость и отвратить ихъ гнѣвъ, они усердно покланялись имъ, приносили имъ дары и жертвы, чествовали ихъ различными обрядами и празднествами, славили ихъ въ пѣсняхъ и не предпринимали никакого дѣла, не испросивъ ихъ помощи. Вѣрили они, что всякій домъ имѣетъ своего бога -- покровителя; въ особенности чествовали бога солнца, подателя свѣта и тепла, столь нужныхъ земледѣльцу; въ честь этого бога совершались празднества въ разныя времена года. При празднествахъ совершались и поминки по умершимъ, ибо Славяне вѣрили въ безсмертіе души и жизнь загробную, которая будетъ наградою добрымъ и карою для злыхъ.

Второе появленіе въ Россіи христіанской вѣры было около 870-го года. Въ то время на горахъ, благословенныхъ апостоломъ Андреемъ, стоялъ уже городъ Кіевъ, и въ немъ княжили варяго-руссы Аскольдъ и Диръ. Уже наше отечество стало именоваться Русью. Аскольдъ и Диръ, привыкшіе къ войнѣ, къ смѣлымъ далекимъ, походамъ, доставлявшимъ славу и добычу, собрали рать, снарядили суда и отправились войною на Царьградъ, который осадили съ моря. Царьградъ или Византія, или Константинополь (теперь столица турокъ-магометанъ) былъ тогда городъ христіанскій, столица греческой или византійской имперіи. Царьградъ пришелъ въ смятеніе при внезапномъ набѣгѣ варяго-русской рати, которая страшно разорила окрестности. Императоръ былъ въ отсутствіи; войска для защиты было мало. Объятые ужасомъ, жители Царьграда столпились въ храмахъ и цѣлую ночь съ воплемъ и слезами молили Господа и Пречистую Богородицу защитить ихъ. Поутру патріархъ съ духовенствомъ, при участіи народа, совершилъ крестный ходъ вокругъ стѣнъ города, неся чтимую святыню, кресты, иконы и часть ризы Богоматери, хранящуюся въ Византіи. И Господь внялъ молитвамъ: едва патріархъ омочилъ въ морѣ край ризы Богородицы, какъ море доселѣ тихое, взволновалось страшною бурею, которая разсѣяла и отчасти потопила суда русскихъ. Они сняли осаду и поспѣшно удалились. Спасенные греки воспѣли Богородицѣ благодарственную пѣснь.

Русскіе вожди были такъ поражены силою Бога христіанъ, что вскорѣ по возвращеніи въ Кіевъ послали въ Царьградъ просить наставниковъ въ вѣрѣ христіанской. Патріархъ цареградскій Фотій, ревностный по вѣрѣ, не замедлилъ отправить въ Кіевъ епископа и священниковъ. Эти наставники разсказали язычникамъ о Господѣ Іисусѣ Христѣ, о чудесахъ Его, упомянули и о чудныхъ дѣлахъ Божіихъ въ ветхомъ завѣтѣ. Слушателей особенно поразилъ разсказъ о трехъ отрокахъ вавилонскихъ, оставшихся невредимыми среди пылавшей печи. Они объявили, что увѣруютъ, если увидятъ нѣчто подобное. Епископъ, твердо уповавшій на помощь Божію, помолился и затѣмъ повергъ въ огонь святое евангеліе, которое осталось невредимо. Тогда князья и многіе изъ бояръ и народа увѣровали и крестились.

Стала вѣра Христова распространяться не только въ Кіевѣ, но и въ нѣкоторыхъ другихъ городахъ. Патріархъ цареградскій не переставалъ заботиться о новообращенныхъ. Когда русскимъ приходилось быть въ Царьградѣ, имъ показывали церкви христіанскія и учили ихъ вѣрѣ. Распространенію святого ученія помогало и то, что священное писаніе и богослужебныя книги были уже переведены съ греческаго языка на славянскій нашими святыми первоучителями Кирилломъ и Меѳеодіемъ. Когда въ 941 мъ году послѣ войны былъ заключенъ миръ между русскими и греками, то русскіе - язычники кля лись своими языческими богами, а Русь крещеная присягала въ Кіевѣ передъ крестомъ въ церкви св. Иліи. Это доказываетъ, что въ Кіевѣ уже было много христіанъ и что ихъ за вѣру не тѣснили тогдашніе князья, хотя сами были язычники. Христіанъ стало еще болѣе при княгинѣ Ольгѣ. Ольга, рожденная простою поселянкою близъ Пскова, стала женою великаго князя Игоря и по смерти его правила всѣмъ государствомъ, потому что сынъ ея былъ еще малъ. Какъ язычница она жестоко отомстила убійцамъ мужа, но управляла такъ заботливо и мудро, что заслужила любовь народа, который прозвалъ ее вѣщею, то есть,-- мудрою.

Самое великое и благое дѣло совершила она уже въ старости. Замѣтивъ благочестивую жизнь кіевскихъ христіанъ, она пожелала ближе узнать вѣру ихъ и для этого въ 957 году рѣшилась ѣхать въ Царьградъ. Тамъ она три мѣсяца поучалась у патріарха закону Христову и наконецъ приняла святое крещеніе съ именемъ Елены. Это имя было дано ей въ память матери Константина, перваго христіанскаго императора. Въ то же время крестились и прибывшіе съ нею.

-- "Благословенна ты между женами русскими, что возлюбила свѣтъ и оставила тьму, сказалъ ей патріархъ. Благословятъ тебя люди русскіе до послѣдняго рода".

Возвратившись изъ Константинополя, княгиня Ольга говорила сыну своему: "я познала Бога истиннаго и радуюсь. Познаешь его ты и будешь радоваться, ибо Христосъ есть свѣтъ и радость для души".

-- "Какъ мнѣ принять новый законъ?" возражалъ князь; "дружина моя будетъ смѣяться надо мною".

-- "Нѣтъ, говорила Ольга, если ты примешь крещеніе, то и дружина твоя крестится".

Но слова Ольги не дѣйствовали на Святослава, который думалъ только о войнѣ. Кротость и смиреніе, предписанныя закономъ Христовымъ, не могли быть по душѣ гордому воинственному язычнику. Онъ никому не запрещалъ креститься, но смѣялся надъ тѣми, которые принимали новую вѣру. Ольга огорчалась этимъ, огорчалась и тѣмъ, что не могла воспитывать въ христіанствѣ внуковъ своихъ, но возлагала на Господа упованіе свое. "Воля Божія да будетъ," говорила она; "если Господу угодно будетъ помиловать родъ мой и народъ русскій, то возложитъ имъ на сердце обратиться, какъ даровалъ и мнѣ."

Съ этою надеждою и почила въ 969-мъ году княгиня Ольга, причисленная Церковью къ лику святыхъ. "Она предтекла христіанству въ землѣ нашей, какъ денница передъ солнцигъ, какъ заря предъ разсвѣтомъ" говоритъ объ Ольгѣ нашъ древній лѣтописецъ; "какъ луна въ ночи сіяла она между людьми невѣрными. Она первая отъ Руси вошла въ царство небесное, и по смерти молитъ Бога за всю Русь. Ее славятъ сыны русскіе, видя ее лежащую нетлѣнною много лѣтъ."