Н.Ф.ФЕДОРОВ. PRO ET CONTRA
Сегодня в Скорбященском монастыре, веющем тишиною и уединением, уносящем земные скорби, отпевается и погребается Николай Федорович Федоров.
Это был человек необыкновенно возвышенного духа, и притом такой, жизнь которого от дней юности до преклонной старости строго и неуклонно отвечала нравственному, истинно христианскому совершенству.
Он укрывался от взоров мира, и его не знала Москва ни именитая, ни торговая, ни промышленная, ни рабочая.
Пред его гробом стоит теперь лишь небольшой мыслящий ученый кружок с истинною скорбию и сожалением. Кажется, не только в Москве, но и во всем мире не осталось уже столь верного себе сына Церкви, который самоотверженно нес крест Христов, шел по Его стопам и жалел и любил бедное человечество так, что всецело приносил ему в жертву и свои силы, и труд, и последнее свое достояние.
Не для того он жил, "да послужат ему", но неизменным правилом жизни его было -- послужить другим.
Пензенский уроженец1, большую часть своей жизни он провел в Москве и служил при библиотеках Чертковской, Румянцевской и Главного московского архива Министерства иностранных дел2.
В самом себе он носил богатую сокровищницу знаний по всем отраслям наук естественных и общечеловеческих и был живою указкой для всякого умственного труда. Нередко являлся он на службу раньше урочного времени, чтобы разыскать для посетителя то, чего он не знал, но что ему существенно нужно для его научной задачи. Немедленное удовлетворение всякого книжного требования было его обязательным правилом. И сколько потому благоговейного уважения и благодарных чувств к нему таится ныне в сердцах и старых, и молодых ученых, и вообще всех, соприкасавшихся с его службою и с его внутренним богатым миром! Поистине, жаль души его, уносящей от текущей умственной работы и сокровища знания, и любвеобильную помощь!
Он не искал на службе ни повышения, ни чинов, ни окладов. Когда покойный директор Дашков предложил ему высшую должность, с содержанием в тысячу рублей, он отказался и умолил отдать эту должность своему товарищу, который, как человек семейный, больше нуждается в средствах3.
Уже одни эти факты показывают его возвышенную и благородную душу. Но его изумительное самоотвержение, его нестяжательность еще ярче сказываются в его неизменных правилах и чисто иноческом образе жизни.
Всякие внешние удобства и заботы о них были ему совершенно чужды. Он носил крайне дешевые одеяния и, можно сказать, всегда ходил в рубище. Получая не больше 50 руб. в месяц, он тратил из них лично для себя: 5 руб. за комнату и 5 руб. на стол. Понятно, что при такой трате он питался всегда сухоядением и горячее кушанье мог принимать только раз в неделю. При этом всегда устраивал свою жизнь так, чтобы не быть для хозяйки комнаты ни малейшею помехою или стеснением, во всем приноравливаясь к ее порядкам жизни.
Все остальное, что он получал, отдавал ежемесячно убожеству и нищете, горе коих он знал и спешил облегчить своею жертвой. Заметим, что он оставался при этом глух к так называемым городским попечительствам, -- благотворительность не во имя Христа, а во имя какого-то участка была ему противна: бездушна она и не имеет никакой нравственной цены.
И этот величайший инок среди мира, этот сокровенный друг и благодетель бедности, неведомый миру, в своем миросозерцании жил и дышал "истиной воскресения мертвых и жизни будущего века". Эта истина, как луч, озаряла всю его жизнь и пылала в очах его на смертном одре. Это был и последний его завет, который поручил он нам передать человечеству.
Не касаясь его умозрения, имеющего характер глубоко философский, мы выразим лишь его думы, волновавшие его на смертном одре.
Смерть есть одно из величайших зол, разлагающих живой организм на грубые материальные силы. В борьбе с нею, в восстановлении и оживлении бездушных сил, к чему призван человеческий дух, состоит всеобъемлющая любовь, могущая оживотворить умершее человечество.
Торжеством такой любви служит Пасха, возвещающая переход от смерти к жизни, от времени к вечности.
"Москва, -- говорил почивший на смертном одре, -- есть Третий Рим, собравший православное христианство4: он может быть и пусть будет союзом для борьбы против бездушных сил, для восстановления и оживления их в организмы, соответствующие личному отделенному духу..."
"Правду говорил Серафим Саровский: не для одной же мошны призван жить человек.
Он пел пасхальный канон перед Новым годом и предсказал недоумевавшим, что наступит момент, когда этот канон будут петь в его монастыре и летом, что и исполнилось в нынешнем году, при открытии его мощей6.
О, как бы было хорошо, если бы Москва, по его примеру, встретила Новый год пасхальным каноном! Это был бы призыв к новому направлению жизни в духе всеобъемлющей любви христианской".
Вот мысли, которые он на смертном одре завещал нам объявить Москве православной.
Он был другом нашего знаменитого философа Вл. С. Соловьева, который и воспользовался некоторыми его мыслями относительно Востока6.
Одно время он был близок к Льву Толстому, но затем навсегда отшатнулся от него и на смертном одре вспоминал его и называл его "поддельным христианином, фарисеем и лицемером".
Мир твоему шествию, великая смиренная и чистая душа!
Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Московский листок. 17 декабря 1903. No 350.
Елпидифор Васильевич Барсов (1836-1917) -- этнограф, археолог, публицист. В 1870-1887 гг. служил в Московском публичном и Румянцевском музеях сначала помощником хранителя отделения рукописей, а затем, после передачи в здание Музеев Чертковской библиотеки, -- библиотекарем созданных на ее основе русского и славянского отделений. В 1890-е гг. -- один из ведущих сотрудников газеты "Московский листок". Собрал обширную коллекцию древних рукописей, особенно по истории раскола. Выпустил в свет издание "Причитаний Северного края" (Ч. 1-3. М., 1872-1886), был автором исследований о народной причети, в том числе похоронных плачах.
Е. В. Барсов глубоко чтил Н. Ф. Федорова, знал его идеи, и они находили в нем сочувственный отклик.
1 Н.Ф.Федоров родился не в Пензенской губ., а в Тамбовской, в с. Ключи Елатомского уезда. Ошибка Е. В. Барсова, возможно, была вызвана тем, что на протяжении почти 20 лет, во время службы ученика Н. П. Петерсона в г. Керенске Пензенской губернии (Петерсон-то и был уроженцем этой губернии), Федоров регулярно проводил там каникулярное время.
2 Федоров служил помощником библиотекаря Чертковской библиотеки в 1869-1872 гг., дежурным при читальном зале библиотеки Румянцевского музея в 1874-1898 гг., вольнотрудящимся при Московском главном архиве Министерства иностранных дел -- в 1901-1903 гг.
3 Василий Андреевич Дашков (1819-1896) -- этнограф и общественный деятель, директор Московского публичного и Румянцевского музеев в 1867-1896 гг. Федоров отказался от предложения В. А. Дашкова назначить его на должность помощника библиотекаря в пользу своего сослуживца Николая Ивановича Боборыкина (1852-1919).
4 Статьи и заметки Федорова о роли Москвы в истории и культуре России см.: Федоров. III, 75-122.
5 По преданию, преп. Серафим Саровский перед своей кончиной 2 января по ст. стилю пел Пасхальный канон. Было известно его пророчество о будущем Сарова и Дивеева: "О! Во, матушки вы мои, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, со всех сторон, со всех сторон!" (Чичагов Л. М. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. М., 1896. С. 209). В 1903 г., когда Россия готовилась к торжеству открытия и прославления мощей преподобного (они прошли в Сарове и Дивееве 16-18 июля), были высказаны предположения, что пророчество Серафима о летнем пении Пасхи относится именно к этому событию (см., к примеру: Денисов Л. Мысли и впечатления от поездки в Саров и Дивеево // Московские ведомости. 1903. No 88-91).
6 Е. В. Барсов, по всей видимости, имеет в виду статьи В. С. Соловьева "Китай и Европа" (1890) и "Византией и Россия" (1896) -- о воздействии на них взглядов Федорова см. в наст. Антологии статью А. Г. Гачевой "В. С. Соловьев и Н. Ф. Федоров. История творческих взаимоотношений".