Канонист -- название: 1) лиц, занимавшихся в древности собиранием, истолкованием и кодификацией церковных канонов (см. Канон), и 2) ученых представителей науки канонического, или церковного, права. Наука церковного права получила свое начало на Западе одновременно с началом университетов, в которых она преподавалась наряду и в связи с римским правом, почему настоящий ученый юрист был всегда doctor juris utrius. Сначала изучение канонич. права состояло в объяснительном чтении канонов и в примечаниях, имевших целью согласование их между собою и с законами гражданскими. Из отрывочных примечаний (глоссы) при изданиях текста канонов, помещавшихся на полях рукописи или непосредственно за текстом каждого правила, составилось с течением времени связное целое под названием glossa ordniaria. Из К. этого типа особенно знаменит Грациан (см.). С XV в. получила начало критическая обработка канонов и их систематическое изложение. Реформация приостановила развитие канонической науки до позднейшего времени. Список имен западных К., католических и протестантских, много сделавших и для разработки истории права древневселенской церкви, см. в соч. Эйхгорна: "Grundsätze der Kirchenrechts der Katholischen und Evangelischen Religionspartei in Deutschland" (Геттинген, 1831), в учебниках церковного права Вальтера и Рихтера. Наиболее известны: Баллерини, "De antiquis collectionibus canonum"; Бинер, "De collectionibus canonum ecclesiae graecae"; Цахарие, "Historiae juris graeco-romani delineatio"; "Innere Geschichte des griechisch-romischen Rechts", "Das griechische Nomocanon" и др.; Мортрель, "Histoire du droit bysantin" (П., 1843--46); Биккель, "Geschichte des Kirchenrechts" (1843); Маассен, "Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts in Abendlande bis zum Ausgange des Mitteralters" (1871); Цизман, "Das Eherecht der Orientalischen Kirche" (1864); "Die Synoden und die Episcopal-Aemter in der morgenlandischen Kirche" (1867); Кунстман, "Grrundzüge eines vergleichenden Kirchenrechts der christl. Confessiones" (1867); Веринг, "Lehrbuch des Katol., oriental und protest. Kirchenrechts" (1881). В России до 1810 г. изучение церковного права состояло в объяснительном чтении канонов. Со времени издания устава духовных академий 1809 г. в изучение церковных канонов введены были "исследование и система", и академический курс каноники получил название "богословия правительственного", иначе -- "канонического права". Первый ученый труд по этой науке явился не ранее 1851 г., в виде "Опыта курса церковного законоведения" архимандрита (впоследствии епископа Смоленского) Иоанна Соколова, который и был первым по времени ученым К. в России. С 1835 г. преподавание церковного права введено было в университеты, сначала как науки богословской, а потом, с 1863 г., как одного из предметов юридического факультета. С этого времени ученая литература церковного права быстро развивается трудами профессоров Н. К. Соколова, А. С. Павлова, прот. М. И. Горчакова, Н. И. Суворова, Т. В. Барсова, П. А. Лашкарева, Н. И. Заозерского, А. Ф. Лаврова (впоследствии архиеп. Алексия), И. С. Бердникова, М. И. Остроумова, и многих других. Кроме сочинений русских профессоров, известны еще два труда православного церковного права митрополита Андрея Шагуны (в русском переводе -- в "Христианском чтении") и архим. Никодима Милоша (на сербском яз., Задар, 1890).

Н. Б--в .
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XIV (1895): Калака -- Кардам, с. 304--305