Макарий Великий или Египетский (301--391) -- отец церкви; сын пастуха близ Фив, сам сначала пас стада. Пастушество развило в нем склонность к уединению; он поселился в уединенной келии, где занялся исключительно молитвой и для добывания пропитания -- плетением корзин. На 30-м году жизни М. ушел в самую отдаленную пустыню Египта, "песчаное море, где можно было ходить только по указанию звезд". Сюда стеклось к нему множество людей, бежавших из городов; М. был поставлен для них в пресвитеры и сделался их аввой. За кротость и смирение его прозвали отроком-старцем (παιδαριογέρων). Во время одного из арианских гонений на православие он был сослан на один из островов Нила, где обратил ко Христу все население. Богословскую специальность М. составляет учение о благодати. Его психологическая теория о составе природы человеческой обнаруживает сильную тенденцию в сторону философии Сократа и Платона и, по-видимому, сложилась под влиянием доктрины этих философов, с которой М. мог ознакомиться через приходивших к нему для состязаний языческих ученых из Александрии. Обыкновенно эту теорию М. считают тождественной с взглядами ап. Павла и других отцов церкви, учивших о тройственном составе человеческой природы (тело, душа, дух -- σώμα, ψυχή, πνεύμα); но у М. вместо πνεύμα значится δαιμων, и этот "демон" почти тождествен с δαιμων Сократа: это -- не неизменная часть природы человека, а высшая сила, имеющая бытие вне человека и лишь привходящая, в большей или меньшей мере, в состав его природы под условием духовно-нравственного ее усовершенствования. Эта сила обыкновенно посредствует при восприятии человеком Божеской благодати и служит ее проводником в душу человека. В отношениях человека к Богу М. допускает не только приближение человека к Богу или Богоподобие, но и настоящее соединение с Ним, когда человек мыслит, чувствует и действует не в себе самом и не для себя, но всецело живет в Боге и для Бога. Все дошедшие до нас сочинения М. (50 бесед -- ώμιλιαι, семь слов -- λόγοι, краткие изречения -- apophegmatia и др.) -- гомилетического характера; это образцы того древнейшего типа христианского церковного учительства, который имеет форму беседы, т. е. разговора двух лиц -- спрашивающего и отвечающего. По содержанию они все нравоучительного характера. См. Н. И. Барсов, "Представители нравственно-аскетического типа проповеди в IV в." (Харьков, 1889; здесь и перечень всей литературы о М.). Издания сочинений М.: парижское Morelii (1559), франкфуртское Palthenii (1594 и 1604), лейпцигское Pritii (1699 и 1714), кельнское Floss'a (1850), самое полное -- Миня: "Patrologiae cursus" (ser. graeca, t. XXXIV). Ha русском языке собрание сочинений Макария издано в Москве в 1820 г.; 2-е, лучшее издание -- 1853.
Н. Б--в.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVIII (1896): Лопари -- Малолетние преступники, с. 395--396