Митра -- у древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик из плотной материи, свешивавшийся назад в виде мешка, в который помещались волосы. У греков М. -- род головной повязки в виде широкой ленты через лоб, облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными концами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобию головного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой в виде золотого листа украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаков меньший, епископ иерусалимский. Позже, как епископская принадлежность, такая повязка носила название στέφανος, corona, κίδαρος, диадема. С течением времени повязка, удлиняясь кверху, образовала род шапки с открытым верхом и выдающимися заостренными краями с обеих сторон. В VI веке Иоанн Каппадокийский, епископ константинопольский, первый стал делать на М. украшения в виде вышивок разного рисунка, особенно же священных изображений, преимущественно на лобовой части М., в чем ему стали подражать и на Западе. До XII в. на Западе М. была еще очень низкая, обнимая спереди лишь один лоб; с XII в. она получает вид двурогой короны, какая на изображениях вещественных памятников христианской древности усвояется трем еврейскими отрокам в вавилонской пещи. М. считалась настолько существенной принадлежностью епископа, что они ею клялись, слово corona, которым переводилось μίτρα, у латинян обозначало самый сан епископский. С конца XI в. на Западе М. стали усваивать и аббатам монастырей. В восточной церкви епископская М. с XI в. стала пониматься как подобие императорской короны и получила символическое значение (епископ -- образ царя-Христа), напоминая также о терновом венце Распятого и о том "сударе" (Иоан., XX, 7), которым была обвита глава Погребенного. С течением времени изменилась и ее форма: она стала закрытой сверху, кверху расширяющейся и круглой "епископской шапкой". В России, со времени Московского собора 1667 г., "серебряные золотые шапки, подобные М. (епископским)" стали жаловаться и архимандритам, что продолжается и доселе. Ныне М. дается и лицам из белого духовенства (протопресвитерам и протоиереям), по непосредственному благоусмотрению Государя Императора. Св. синоду предоставлено представлять к М. лишь одного настоятеля Исаакиевского собора. По особому Высочайшему усмотрению духовным лицам не ниже митрополита жалуется М. патриаршая, отличающаяся от обыкновенной водруженным на ней сверху крестом. Такую М. доселе имели в России только митрополиты московский Филарет и спб. Исидор.

Н. Б--в .
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , т. XIX (1896): Мекенен -- Мифу-Баня, с. 460--461