Морельщики -- самоубийцы из русских раскольников, замаривавшие себя голодом из страха мучений от "гонителей-никониан" (явление это существовало лишь на первых порах раскола, когда раскольникам грозила смертная казнь) или вследствие фанатического убеждения, что разными "самовольными смертями" вернее можно достигнуть царства небесного. Сведения по этому предмету сообщаются в сочинении старца Евфросина "Отразительное писание о новоизобретенном пути самовольных смертей" (издано Х. М. Лопаревым в 1895 г.) и в "Историческом известии о раскольниках" протоиерея А. Иоаннова. По сказанию Евфросина, самоуморение предшествовало всем прочим видам самовольных смертей -- самосожжению, самоутоплению, самозакланию -- и появилось сначала в Вязниковском уезде Владимирской губернии, откуда "морильни" особенно распространились в Нижегородской губернии и в чернораменских лесах по Ветлуге; затем самоуморение перешло в губернии Новгородскую и Олонецкую. Первым пропагандистом этого рода добровольной смерти был ученик известного расколоучителя Капитона, Кузьма, от которого произошла секта кузьминщина; за ним следовал Василий Волосатый, крестьянин Юрьевского уезда, который хвалился, что "до тысячи мучеников на тот свет пустил, в ямах и пустых хороминах великим постом до смерти задержал", а всего за ним Евфросин насчитывает до 2000 посмертников. Затем самоуморение появилось в Олонецких пределах. Рассказывают о некоем монахе, который здесь замаривал от 30 до 50 человек в год, собирая и запирая в пустых постройках склонявшихся на его убеждение, что самоуморение есть лучший вид исполнения заповеди Иисуса Христа: кто хочет спасти себя, тот должен погубить себя, причем сам не присоединялся к ним, а пользовался их простотою, чтобы присвоить себе их деньги, которых скопил таким образом до 40000 руб.
Н. Б--в .
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона