Перикопы (περικοπαί) -- название древнейшего деления священных книг. Это деление существовало еще в Ветхом Завете (Деяния, XV, 21, XII, 27), им пользовались при выборе для чтения в синагогах применительно к обстоятельствам мест из закона и пророков. Методом П. стали пользоваться и в христианской церкви, как скоро в ней при самом ее начале вошло в обычай чтение Св. Писания при богослужении. Древнейшее деление всего Нового Завета на П. приписывают Аммонию Александрийскому, затем Евсевию Кесарийскому. С течением времени это деление изменялось. По Епифанию Кипрскому и Свиде, евангелие от Матфея имело 355 П., Марка -- 234, Луки -- 342, Иоанна -- 231. Отсюда видно, что П. были не велики по объему, немного более "стихов", на которые разделены в позднейшее время главы Св. Писания. П. читались в ряду богослужений не в порядке текста Св. Писания, а выбирались для каждого дня соответственно вспоминаемым в этот день церковным событиям или праздникам. С течением времени образовались такие списки Священного Писания Нового Завета, особенно евангелий, в которых был соблюден порядок чтения П., начиная с части первой главы евангелия от Иоанна, читаемой в день Пасхи. На Западе, как думают, первым установил определенный порядок для П. блаженный Иероним; до него выбор их был случаен и зависел от усмотрения настоятеля. Впоследствии на Западе по системе П. составились лекционарии (древнейший из них -- VII века, найденный Мабильоном), разнообразные, смотря по местностям (Венские, Массилийские, Гальские, Испанские). См. Suckow, "Die Kirchl. Pericopen" (1830); F. Strauss, "Das evangel. Kirchenjahr" (1850); Mattaeus, "Die Evangel. Pericopen" (1844); Piper, "Der verbesserte evangel. Kalender" (1850); Bobertag, "Das evang. Kirchenjahr" (1853); Nebe, "Die evangel. u. epist. Perikopen" (1875); Sommer, "Die evang. und epist. Perikopen" (1875).
Н. Б--в .
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона