1. Речь идет о восстаниях против египетской власти: в Палестине в 1834 г. вследствие намерения египтян собрать рекрутов и разоружить население (Имеется в виду прежде всего восстание в Палестине, которое вспыхнуло весной 1834 г., после объявления египетскими властями решения собрать у населения оружие и рекрутов. Восставшие осадили Ибрахим-пашу в Иерусалиме. По словам Базили, "бунт был укрощен силой и коварством", жители разоружены и несколько тысяч рекрутов отправлено в Египет ( Базили К. М. Сирия и Палестина... М., 1962, с. 132)); в Хауране в 1837-1838 гг. из-за требования египетской администрации выставить рекрутов из числа хауранских друзов; в Горном Ливане с мая по июль 1840 г., где "поводом к бунту были тяжкие налоги, повинности разного рода, введенные египетским правлением, а более всего опасение горцев подвергнуться рекрутскому набору" (АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 701, л. 36).

2. Численность египетской армии на территории Сирии к 1836 г. (в значительной мере благодаря введению рекрутского набора сирийцев) была доведена примерно до 36 тыс. человек, тогда как египетский корпус вторжения 1832 г. включал лишь 11 тыс. См.: Абд ал-Карим Рафик. Ал-Араб ва-л-усманийун..., с. 405, 408. Общее население Сирии в начале 40-х годов Базили определял в 1,5 млн. человек, не считая кочевников.

3. Мероприятия в области политико-административного устройства Сирии были направлены на укрепление центральной власти. Египетские чиновники получали жалованье; вымогательства и взяточничество преследовались. Подробнее см. настоящее изд.: Львов П. П. Сирия (разд. "Управление края"),

4. Речь идет о переходе должностных лиц с конца 1820-х годов на одежду европейского покроя. Первым показал пример смены традиционного парадного костюма султан Махмуд во время парадного выхода в 1828 г., а далее особыми указами он регламентировал форму одежды вплоть до ее покроя. Новое платье прививалось с трудом. Узкий костюм европейцев вызывал насмешки; по словам Базили, "человек казался им так мелок, так непристоен в немецком платье" (Очерки Константинополя. Т. 1. СПб., 1835, с. 42).

5. Кумач-аладжа (от тур. "пестрый", "разноцветный") -- особые сорта полушелковой ткани, производившейся в кусках длиной 6,3 м, шириной 0,7 м, рассчитанной на традиционный костюм.

6. Серебряный рог -- традиционный головной убор ливанской горянки, вышедшей из употребления в течение XIX в. Поэт П. А. Вяземский описал его следующим образом: "В Бейруте встречаются женщины-единороги. У некоторых из них головной убор состоит из рога, серебряного или золотого, дутого в пол-аршина, если не более; сзади для равновесия, т. е. для того, чтобы рог не клонил головы, висят шарики довольно толстые. Рог прикрыт белою тканью, которая опущена по плечам. Женщины не скидывают убора и ночью и спят с этим орудием пытки" ( Вяземский П. А. Старая записная книжка. 1813-1852. -- Полное собрание сочинений Вяземского. Т. 9. СПб., 1884, с. 280).

7. Имеется в виду штаб английских военно-морских десантных частей, участвовавших в сентябре -- ноябре 1840 г. в военных действиях против египетских войск.

8. Древний Тир возник в IV тысячелетии до н. э. как город-государство. В III-II тысячелетиях до н. э. являлся торговым и политическим центром Финикии. После ассирийского, нововавилонского и персидского завоеваний был в 332 г. до н. э. покорен Александром Македонским.

9. О православных -- (Имеются в виду рум ортодокси (букв, "правоверные греки") -- название арабского и греческого православного населения Сирии)) о латины -- община католиков-неуниатов; о маронитах -- ( Марониты представляют собой наиболее многочисленную униатскую общину на Ближнем Востоке; проживают главным образом в Ливане. Этнически являются арабизированными жителями Горного Ливана семитского происхождения. Сохранили в богослужении сирийский диалект арамейского языка и черты восточнохристианской обрядности. По преданию, маронитская церковь сложилась на основе монофелитской общины, образованной маронитами, бежавшими в Ливанские горы от преследований византийских властей. См. ниже, примеч. 29, а также примеч. 20 к "Путевым заметкам"); о друзах -- ( Друзы -- секта исмаилитского толка, основанная Мухаммедом ибн ад-Дарази в начале XI в., после его бегства из фатимидского Египта. Учение друзов представляет собой своеобразное сочетание элементов христианства, ислама, зороастризма и доисламских культов. Их религия возникла из идей египетского халифа Хакима, который провозгласил себя воплощением божества. Друзы верят во второе пришествие Хакима, в переселение душ и не чувствуют себя связанными исламом Мухаммеда. Духовные лица друзов называются уккаль (в русской литературе -- аккалы ), т. е. "знающие", в отличие от основной массы общины, которую именуют джуххаль, т. е. "невежественные", "непосвященные"); об ансари -- ( Ансари (араб, "последователи") -- члены исмаилитской секты. Считается, что они являются потомками финикийцев или иных древних племен (ассимилированных финикийцами), сохранившими большую часть своих традиций и верований. После длительной борьбы были приобщены к исмаилизму. В своем вероучении сочетают исмаилизм с элементами христианства, зороастризма и язычества. Нусейриты -- старое название членов этой секты; происходит от имени одного из вероучителей -- Мухаммеда ибн Нусайра (IX в.). Оба наименования отражены в топонимике Ансарийских гор: Джебель-Ансария, или Джебель-Нусария, -- район компактного проживания членов секты. Современное название представителей вероучения -- алавиты. Религиозный обряд ансари включает чтение из Евангелия, причащение вином и хлебом); о мутуали -- (Здесь речь идет о представителях монофиситской армяно-григорианской церкви, образовавшейся в Армении в 536 г. В Сирии и Палестине армяно-григорианскую церковь возглавляли патриарх Сизский (Киликия), занимавший в духовной иерархии второе место после католикоса Эчмиадзинского, и патриарх Иерусалимский. Униатская армяно-католическая церковь образовалась в первой половине XVIII в.). Униаты -- приверженцы униатских церквей, в разное время отделившихся от восточнохристианских и находившихся в союзе с римско-католической церковью. К ним относятся марониты, греко-католики, сиро-католики, армяно-католики и др.

10. Сулейман-паша (Сев) -- начальник штаба египетской армии.

11. Ласт (нем. "груз", "тяжесть") -- мера корабельного груза в 2 т.

12. После убийства в 1831 г. президента независимой Греции И. Каподистрии и последовавшей за ним гражданской войны в стране был установлен в 1833 г монархический образ правления во главе с королем Оттоном I Баварским (1815-1867).

13. Кастелло-Ризон -- один из островов Греческого архипелага, располагавший хорошей гаванью. Население острова составляли преимущественно греки, занимавшиеся рыбным промыслом и морскими перевозками.

14. Шахтура (араб.) -- барка, большая грузовая лодка. Описание Финикии см. в кн. XVI "Географии" Страбона (М., 1964).

15. Имеются в виду укрепление морской крепости Акка и строительство военных сооружений в Северной Сирии.

16. Нукера, видимо, искаж. мукеры (араб, мукари) -- владельцы вьючных животных, сдающихся внаем.

17. По-видимому, Базили имел в виду прежде всего маронитского шейха Рашида Дахдаха, который в 1830-х годах основал в Марселе торговый дом, получил французское подданство и затем уже открыл торговое заведение в Бейруте, установив связи с Лондоном и Ливорно. См.: Chevallier D. La Societe du Mont Liban a l'epoque de la Revolution industrielle en Europe. P., 1971, c. 88-89.

18. Кинтap ( кантap ) -- мера веса, величина которой колебалась; например, в Египте употреблялся кинтар, равный 36 оккам, т. е. 45 кг. Упомянутый Базили "кантарь в 180 ок" близок по весу к халебскому кинтару, достигавшему 228 кг. Окка (араб.) -- мера веса, равная 1,248 кг.

19. Франк -- Литературная форма -- ифранджи, т. е. "европеец". Словом "франк" на мусульманском Востоке со времен крестовых походов называли всех европейцев.

20. Муселим (араб.) -- должностное лицо, правитель города, района.

21. Ибрахим (Ибрагим)-паша (1786-1848) -- египетский полководец и государственный деятель, сын Мухаммеда Али. В 1824-1827 гг. командовал египетским флотом, участвовавшим в военных действиях против греческих национальных сил. В 1833-1841 гг. был правителем Сирии.

22. Ратль (ротль, ратл) -- мера веса, величина которой в Сирии колебалась от 1,5 до 2,2 кг.

23. Варварийские владения (устарелая форма) -- Северо-Западная Африка, или Берберия.

24. Согласно исследованиям современного ливанского историка Бутруса Лабаки, первая европейская шелкопрядильня была создана французским торговцем шелка Фиго в Горном Ливане в 1810 г. ( Labaki В. Introduction а l'histoire economique du Liban. Beyrouth, 1984, с. 79).

25. Речь идет о Н. Порталисе, выходце из южнофранцузской купеческой семьи, начавшей торговые операции в Александрии и перенесшей коммерческую деятельность в Бейрут. Н. Порталис пользовался финансовой поддержкой богатого торговца Пастоса, имевшего дела в Марселе и Александрии. Он создал свою шелкомотальную фабрику в горном селении Бтетер под покровительством друзских шейхов Абд ал-Маликов. Пережив первые трудности во время событий 1840-х годов, он прочно укрепился в Ливане, усовершенствовав производство и приобретя тутовые плантации (Chevallier D. La Societe du Mont Liban..., c. 211-214). О Порталисе см.: -- В письмах участника французской экспедиции в Сирию 1860 г. генерала Дюкро содержится описание образа жизни семьи французского предпринимателя Порталиса, основавшего крупную шелкопрядильню в Горном Ливане: его семья состоит из четырех дочерей от 17 до 20 лет, этот маленький мир хорошо воспитан; в салоне пианино, портреты семьи, "как у хороших буржуа с улицы Сан-Дени". См.: La Vie militaire du general Ducrot d'apres sa correspondance (1839-1871), publ, par ses enfants. T. 1. P., 1895, с 442-443.

26. По-видимому, имеется в виду кто-то из двух обедневших французских аристократов: граф Лаферте или виконт Ламон. См.: Labaki В. Introduction..., с. 79.

27. Аспра -- мелкая турецкая серебряная монета; пара -- более крупная, чем аспра, но также мелкая турецкая монета, равная 1/10 пиастра ( Пиастр -- османская серебряная монета, равная 40 пара (пара -- серебряная монета в обращении Турции с 1623 г.). В течение XIX в. пиастр (куруш) изменял свой курс: в конце 30-х годов он составлял четверть франка (25 сантимов), или примерно 20 коп. серебром")

28. Речь идет об Абдаллах-паше (род. ок. 1800 г.) -- сыне одного из мамлюков Сулейман-паши, правившего Сайдским пашалыком в 1804-1818 гг. В 1819 г., после смерти Сулейман-паши, Абдаллах был назначен правителем этого пашалыка ( Пашалык -- военно-административная единица в Османской империи (провинция), управляемая пашой (высший титул османских военных и гражданских чиновников). Это понятие употреблялось наряду с терминами эйалет и вилайет, приоритетными в различные периоды эволюции османской административной системы. После 1864 г. в соответствии с Первым вилайетским уставом официальным термином для обозначения понятия "провинция" становится "вилайет") и сохранил свою власть вплоть до египетской оккупации Сирии в 1832 г. Он вел сепаратистскую политику и претендовал на управление соседними сирийскими пашалыками; дважды выдержал в Акке осаду турецких войск (в 1821 и 1822 гг.). Сделал попытку создать собственное регулярное войско, обученное европейскими офицерами. Отличался фанатизмом, алчностью и жестокостью. Когда началось греческое восстание, султанское правительство обвинило православное население империи и духовенство Стамбула в сочувствии греческому движению. Константинопольский патриарх Григорий V был повешен, по всей империи прокатились христианские погромы. Согласно К. М. Базили, Абдаллах-паша "гнал христиан, сажал в тюрьму архиереев и приматов во всех городах своего пашалыка, требовал непомерных контрибуций, для уплаты коих христиане были доведены до того, что даже церковное серебро обращали в слитки" ( Базили К- М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М., 1962, с. 89). Это не помешало Абдаллаху вступить в переговоры с греческими корсарами во время осады Акки османскими войсками.

29. Кандийский, т. е. происхождением с о-ва Кандия (совр. Крит).

30. Аба (араб.) -- верхняя одежда в виде плаща.

31. Четверть -- старая русская мера объема (сыпучих тел), равная 209,9 л.

32. Xабие (араб, "большой кувшин") -- мера объема.

32а. Морея -- полуостровная, южная часть Греции (древний Пелопоннес).

33. Марена -- Ализарин -- известное с древности красящее вещество, добываемое из корней марены, дающее различные цвета -- от красного и лилового до черного.

34. По другой этимологии, джебели происходит от названия округа Джубейль (Джебель); Джебели -- табак, возделываемый в районе Джубейля.

35. Томбеки (араб, тумбак) -- сорт табака для кальянов.

36. Кошениль (франц.) -- червец ( Coccus casti ), насекомые из группы щитковых тлей, которые в высушенном виде дают краску кармин.

37. Красильный орех -- Чернильные орешки, валон (от франц. "изрыть", "избороздить") -- круглые наросты-галлы (лат. galla -- "чернильный орешек"), представляющие собой патологические образования на листьях дуба, фисташек и т. п., вызываемые насекомыми-орехотворками. В галлах содержатся красящие вещества и таннин.

38. Индиго -- темно-синяя краска, известная с глубокой древности; добывалась из индигоносных растений (Indigofera). Промышленный синтез индиго освоен в конце XIX в.

39. Киле (кило) -- мера объема. С 1841 г. в Турции стала единой -- 35, 27 л.

Текст воспроизведен по изданию: Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX века. М. Наука. 1991