«Ох-ох-ох! Люди в празднички к богу
Позабыли дорогу.
Бывалыча, прежде-то в праздник до звона
Сойдутся крестьяне у божьего трона.
Все к господу тянутся!
Разве дома останутся –
Старичишка безногий, кто-либо больной,
Либо малые детки».
Богомольною хвалятся так стариной
Обомшелые бабки иные да дедки.
Я спрошу, старину разбирая учтиво,
Так ли было крестьянство к молитве ретиво?
Старину надо по документам судить:
О крестьянах они говорят убедительно,
Что по праздникам божиим в церковь ходить
Заставляли крестьян принудительно,
«Побуждали к молитве»… дворянским кнутом.
Документик о том,
До каких в этом деле доходили конфузов,
Оставил нам попик Ефимий Арбузов.
Плач поповский попал в консисторию,
Оттуда – в историю,
Из истории – в мой фельетон.
Так что это – не «звон»,
Не брехня, не ворчание скучное,
А свидетельство строго научное.
Не корите писателя «зло-большевицкого»:
Он-де мастер чернить старину клеветой.
Вот что пишет священник села Кленовицкого,
Крестовоздвиженской церкви святой:
Преосвященному Лаврентию, епископу вятскому и великопермскому
…Приходские крестьяне в дни восшествия, коронации, также рождения и тезоименитства ее императорского величества и их императорских высочеств во святую церковь к божественному служению, хотя весть им от его, священника, посылана была, не приходят, а частные де смотрители, старосты, выборные и пищики, приискав какое дело приказное, отговариваются тем, что мы знаем государственные дела, а вы-де, священники, пойте одни, но еще с укоризной и руганием сие производят, а что касается до викториальных дней, то, поколику оные праздники отправляются в воскресные дни, отчасти приходят…
Приходят – и то лишь «отчасти»,
Раз требуют власти!
Поп сзывал мужиков гулким звоном,
А они – черта с два!
Владыкою «на доношении оном
Резолюция учинена такова»:
Сообщить, куда следует в светскую команду, и требовать, дабы в высокоторжественные дни прихожане на славословие божие приходили, подтверждения, а в противном случае со ослушниками дабы поступлено было по силе законов.
А «сила законов» была всем известная,
На Руси, на святой, повсеместная:
Глас начальника «светской команды»:
«Вот какие у вас реприманды?
Мужичье все от церкви отбилося?
Ну-ка! Вы! Сколько вас тут столпилося?
Доберусь я до вашей спины!
Снять рубахи-штаны!
Оголиться!
Я вас, сучьи сыны,
Научу, как молиться!»
«Благодетель!»
«Родной!»
«Пожалей!»
«Ваш-ско-бродь!»
«Кома-а-аа-да! Пор-р-роть!»
В основание фельетона положен оттиск: Д. Фаворский, «О побуждении крестьянского населения к хождению в церковь в высокоторжественные дни». Вятка. Губернская типография.
В оттиске рассматривается одно из дел вятской провинциальной канцелярии 1779 года.