Неизвестный Александр Беляев. Театральные Заметки.

Вчера в театре Лопатинского сада состоялся первый спектакль с участием г-жи Мунт. Поставлена была пьеса Островского и Соловьева "Дикарка".

Г-жа Мунт уже в прошлом сезоне завоевала симпатии публики. Свежесть переживаний, искренность и непосредственность игры, благодарный, богатый интонациями голос, хорошая мимика, -- все это выгодно выделяет г-жу Мунт.

Хороша она была и вчера в "Дикарке", в некоторых местах положительно захватывает своей игрой. Ея "вы грубый матерьялист" и конец 3-го акта прелестны. Но в целом образ "Дикарки" получился несколько своеобразный и едва ли совпадающие с замыслом авторов. Уж слишком нежными, акварельными штрихами зарисовывает "Дикарку" г-жа Мунт. Ее "Дикарка" -- дитя 20-го века. И, почему-то, кажется, что воспитывалась не "в лесу среди пней", как говорит про нее отец, а в институте... И в порывах ее подчас чувствуется не непосредственность цельного, первобытного чувства, а нервозность. Она скорее эксцентрична, чем "дика".

И, несмотря на эту неточность образа в целом, невольно, восхищаешься деталями игры...

_________

Сегодня в театре Лопатинского сада идет пьеса Бенарье "Богом избранные" пьеса в 4-х д. из современной жизни.

Труппа Д.И. Басманова усиленно репетирует и готовит в декоративном отношении одну из боевых пьес этого сезона "Лесные тайны" соч. Е.Н. Чирикова. Постановка ее предположена в ближайшем будущем.

"Смоленский вестник". -- 1911. -- No 155 (15.07). -- С. 2.

А. Беляев (под псевдонимом В-la-f)

20 июля в театре Лопатинского сада была поставлена новая пьеса Г. Запольской "Панна Малишевская" и "Красный цветок" Щеглова.

"Красный цветок" потерял от времени весь свой аромат, и надо было крупное дарование г-на Харламова, чтобы хоть затасканный драматический ход смотрелся с интересом. Незнакомец г-на Харламова не банальный неврастеник. Сильными, уверенными штрихами рисует артист могучую надломленную, больную душу. Только один маленький недостаток иногда проскальзывает в игре артиста: в сильных, патетических местах дикция артиста приобретает несколько расплывчатый характер, неблагозвучный своими "обертонами" (напр. "бедный человек" слышатся как "бе-а-дный челове-а-к"). Но это, разумеется, мелочь, о которой говоришь лишь потому, что хочется видеть совершенство.

Тепло провела роль Надежды Модестовны г-жа Струйская.

Панна Малишевская Г. Запольской написана с обычными для автора чертами. Легкая сатира нравов современного буржуазного общества. Лживая мораль "отцов семейств", несостоятельность великосветской благотворительности, порожденной на свет не столько искренней любовью к "падшим и угнетенным", сколько желанием разнообразить новыми впечатлениями жизнь, пресыщенную обычными удовольствиями... Все это в легкой комедийной форме. Пьеса смотрится с интересом. Интересный тип скупого, надутого, развратного и внешне -- благопристойного старика "отца семейства" дал г-н Борин. Типичен г-н Аркадьев, Богуцкий, крупный коммерсант и жуир. Реальный, законченный образ Анны Железной создан г-жей Матрозовой. Г-жа Кошева в маленькой роли Михелины показала себя большой артисткой. Но кто, в особенности, должен быть отмечен, так это г-н Нешоевский. Его Эдек Куложа положительно хорош и дает право молодому артисту рассчитывать на широкую будущность.

В роли "Панны Малишевской" игра г-жи Мунт произвела еще более двойственное впечатление, чем в "Дикарке".

Все у г-жи Мунт выходит мило: и задорный смех, и легкие изящные движения, и смена интонации, и мимика... Но когда из этих деталей, из этих мелочей начинаешь создавать цельный образ, останавливаешься в недоумении, -- точно пред разрозненными детскими кубиками с картинками: в отдельности и тот хорош и этот красив, а в целом картинка не получается. Вот -- кубик-"смешок" из "Дикарки", вот кубик с ножками танцовщицы, наверно, из "Малишевской", а этот с капризной головкой, не от самой ли "Клеопатры?" Где целостность? Где кончается "Дикарка" и начинается "Пани Малишевская"?

Нельзя успокаиваться на удачно найденных приемах, вроде красивого, переливчатого, но мертвого в своей застывшей однообразности смеха. Надо для каждой новой роли пересоздавать себя, упорно отыскивать новые и новые технические приемы, новые возможности для передачи внутреннего мира изображаемого лица, глубоко и серьезно вникать в индивидуальность создаваемого типа, не подгоняя его под готовый, хотя бы и удобный и красивый шаблон. Только через эти -- "узкие врата" работы над собой, открывается широкий простор истинного творчества.

_________

Сегодня 2-й общедоступный спектакль по уменьшенным ценам -- идет новая пьеса Д. Бенарье "Богом избранные", прошедшая в первый раз с успехом. Репетиции новой пьесы, "Наполеон и пани Валевская" закончены, также готовы специально для этой пьесы костюмы и обстановка.

Завтра идет новая пьеса соч. Оленина "Душа, тело и платье" (История изящной женщины).

" Смоленский вестник". -- Смоленск, 1911. -- No 161. -- С.3

Комментарии

Щеглов (псевд.; наст. фам. -- Леонтьев) Иван Леонтьевич (6[18].01.1856-1911), писатель, драматург. Родился в Петербурге. Окончив Павловское военное училище, служил в армии (с 1874). Участвовал в русско-турецкой войне. В 1883 вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. В 1881 опубликовал рассказы из военной жизни "Первое сражение", "Поручик Поспелов", "Неудачный герой". Значительную роль в творческой судьбе Щеглова сыграло знакомство с А. П. Чеховым (1887; сохранилась переписка писателей). Влиянием чеховского юмора отмечены многие рассказы, очерки Щеглова, а также романы "Гордиев узел" (1886), "Миллион терзаний" (1899).

Успешно дебютировал пьесой "В горах Кавказа" (1887). Щеглов издал сборники пьес "Новые пьесы" (1900), "Веселый театр" (1901), "Красный цветок" (1907). Повести и очерки Щеглова составили сборники "Сквозь дымку смеха" (1894), "Добродушные рассказы" (1901), "Юмористические очерки" (1902), "Смех жизни" (1910); как и пьесы Щеглова, они отличаются поверхностностью в оценке жизненных явлений.

Проблемам народного театра посвящены книги "Натуральная школа сценического искусства" (1885), "О народном театре" (1895), "В защиту народного театра" (1903), "Народ и театр" (1911).