Редакціей получается много писемъ отъ родителей, которымъ дороги интересы ихъ дѣтей, къ родителямъ, которымъ эти интересы не дороги.
Это звучитъ парадоксомъ: какому же родителю недороги интересы ихъ дѣтей? Но, оказывается, такихъ родителей въ Ростовѣ много. Только полнымъ пренебреженіемъ въ судьбѣ дѣтей можно объяснить тотъ индифферентизмъ, который проявляютъ многіе родители по отношенію къ родительскимъ комитетамъ.
Во многихъ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ первыя собранія родителей не состоялись за неприбытіемъ законнаго числа родителей. Если родители не пожалуютъ и на второе собраніе, связь семьи со школой порвется на цѣлый годъ, родители будуть лишены возможности стать ближе въ учебно-воспитательной, жизни школы,-- словомъ, родительскіе комитеты не будутъ существовать. И то родители, которые понимаютъ все значеніе родительскихъ комитетовъ вообще, а въ настоящее критическое время въ особенности, забрасываютъ редакцію письмами съ самыми горячими, или негодующими воззваніями къ родителямъ, которые все попеченіе о дѣтяхъ сводятъ только на то, чтобы "сколотитъ" деньги на право обученія да наполнить ученическій ранецъ учебниками.
Къ сожалѣнію, редакція лишена возможности напечатать всю эту массу писемъ. Письма присланы отъ предсѣдателей родительскихъ комитетовъ, отъ "группы родителей", отъ отдѣльныхъ лицъ. Въ однихъ письмахъ родителей "почтительнѣйше просятъ не отказать прибыть на собраніе", въ другихъ слышится негодованіе: "неужели вы не найдете одного часа для вашихъ дѣтей, вы, просиживающіе часами въ біографахъ?" Дойдутъ ли эти слова до родительскаго сердца? Заставятъ ли стыдиться?
Мы съ своей стороны, вполнѣ присоединяемся къ авторамъ писемъ и обращаемся съ тѣмъ же призывомъ къ родителямъ.
Однако, мы будемъ апеллировать не къ отеческимъ чувствамъ "индифферентистовъ", мало надѣясь на то, чтобы газетной статьей можно было подогрѣть ихъ родительскую любовь.
Мы апеллируемъ къ чувству общественности, гражданственности.
Вѣдь, родительскіе комитеты это не только педагогическая организація, но вмѣстѣ съ тѣмъ и организація общественная. Въ ней заложена идея общественной самодѣятельности.
Мы любимъ жаловаться на бюрократію, на то, что она глушить все живое и т. п. И вотъ, въ школьномъ дѣлѣ появилась "отдушина": въ "министерскій" режимъ пущена освѣжающая струя общественности. Правда, благодаря циркулярнымъ распоряженіемъ покойнаго министра Л. А. Кассо "отдушина" эта была чрезвычайно сужена. Послѣдній циркуляръ въ значительной степени "развязалъ" родительскіе комитеты отъ узъ, наложенныхъ на нихъ Л. А. Кассо.
Но, вмѣстѣ съ тѣмъ, этотъ же циркуляръ возложилъ громадную моральную отвѣтственность на васъ, родители.
Отнялъ у васъ возможность оправдывать вашу лѣность, вашъ индифферентизмъ "бюрократическимъ режимомъ". Теперь все зависитъ только отъ вашей доброй воли.
И если родительскіе комитеты не будутъ функціонировать, вамъ скажуть, что вы не доросли до нихъ, что они не нужны вамъ, что Кассо былъ не при чемъ, что только бюрократія способна кое-что дѣлать, въ то время, когда вы спите, или. по словамъ одного изъ авторовъ письма въ редакцію. "часами сидите въ біографахъ".'
И если бы это печальное явленіе-было, повсемѣстнымъ, сама идея общественности оказалась бы сильно компрометированной. Но, къ счастью для Россіи, не вездѣ такъ, какъ въ Ростовѣ.
Въ Петроградѣ, напр.. были избраны родительскіе комитеты во всѣхъ; средне-учебныхъ заведеніяхъ (кромѣ одного, что могло быть по случайнымъ причинамъ). Тѣ же благопріятныя вѣсти идутъ изъ другихъ мѣстъ. Слѣдовательно индифферентизмъ ростовскихъ родителей -- болѣзнь чисто-мѣстная. Только здѣсь, очевидно, не достаточно ясно представляютъ себѣ отвѣтственность и предъ молодымъ поколѣніемъ, и предъ обществомъ.
Но еще не поздно!
Во многихъ гимназіяхъ назначенъ "второй и послѣдній" экзаменъ для родителей.
Его необходимо выдержать.
"Приазовскій край", 1915. No 247. 19 сентября. С. 2.