Неизвестный Александр Беляев. Театральные Заметки.

Н.А. Будкевич

Г-жа Будкевич идеальная "Идеальная жена", но "Идеальная жена" далеко не идеальная пьеса. Пустенькая пьеска, которую автор желают превратить в идеальную и эти "идеи" попросту вкладывает в монологи. Уж лучше бы авторы таких пьес выходили перед началом и поясняли, что они хотят сказать: по крайней мере, публика была бы освобождена от длиннейших и скучных монологов.

Содержание? Жена изменяет мужу, но так "тонко", что тот не замечает. А когда она расходится с "другом дома", то заставляет его ходить к ним по-прежнему, чтобы муж ничего не заметил и был спокоен и счастлив, как и раньше. Вот и все. Мораль, очевидно, та, что идеальная жена должна идеально обманывать мужа.

Повторяю, если бы не "идеальная" артистка г-жа Будкевич, подкупающая своей необыкновенно искренней игрой, своей гибкой, красивой дикцией, - пьеса была бы идеально скучна.

В дивертисменте г-жа Отарова танцевала кавказские танцы. Здесь она в своей стихии. Гибкость, нервность, красота порывистых движений, - от всего этого веет очарованием "страны чудес". Насколько нервность г-жи Отаровой в танцах a lа Дункан производит впечатление несоответствующей пластичным танцам суетливостью, настолько здесь эта нервность и страстность составляют необходимый элемент, "душу" танца, - без которой наши салонные "лезгинки", - лишь тень тени подлинной дикой, горячей восточной пляски.

Смоленский вестник. - Смоленск. - 1910. - No 166. - С.3

Комментарии

Премьера сентиментально-моралистической комедии в 3 действиях итальянского комедиографа и театрального критика Марко Прага (6.11.1862 - 31.1.1929) "Идеальная жена" "La moglie ideale" состоялась в 1890 году в театре под руководством Ф. Андо и прошла с большим успехом благодаря участию великой итальянской актрисы Элеоноры Дузе (3.10.1858, Виджевано, Италия - 21.4.1924, Питсбург, США), которая посоветовала автору принять участие в спектакле в качестве актера.

И. Репин. Элеонора Дузе, 1891 год.

Элеонора Дузе в 1891--92 и 1908 годах гастролировала в России. Ее искусство высоко ценили А.П.Чехов, И.Е.Репин, К.С.Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и другие деятели русской культуры. Возможно, это способствовало популярности пьес Марко Прага в провинции.

В 1896-1911 годах Марко Прага был директором Итальянского общества авторов и издателей, что способствовало продвижению произведений итальянской литературы веристского направления на итальянской и международной сцене. Веристы ввели в литературу народный язык и диалекты. Героями пьес становились сельские жители, бедные горожане, представители богемы. Веристы рисовали жизнь человека в тот момент, когда от любви до ненависти остается один шаг.

В операх веристов почти стёрлась грань между речитативом и арией. Напевность речитативов приближала их к ариям. Среди оперных достижений веристов необходимо упомянуть Р. Леонкавалло "Паяцы", Дж. Пуччини "Манон Леско" (1893), "Богема" (1896), "Тоска" (1900), "Чио-Чио-сан" (1904),

На русской сцене комедия Марко Прага "Идеальная жена" (1890) шла в Малом театре дважды: первый раз 29 октября 1898 года она шла в постановке режиссера А. М. Кондратьева; второй - 25 марта 1910 года в постановке режиссера Е. А. Лепковского.

Спустя четыре месяца, в конце июля 1910 года Д.И. Басманов ставит ее в Смоленске.

Специально для постановки 1898 года популярной писательницей, а впоследствии и сестрой милосердия Надеждой Александровной Лухмановой (урожденной Байковой (1840-1907)) в 1897 году был сделан перевод с итальянского.

Меня правда смущает, что в исполнении Элеоноры Дузе "Идеальная жена" была самой яркой пьесой Марко Прага, а Александр Беляев описывает смоленскую постановку этой комедии как "пустенькую пьеску".

Пьесы Марко Прага были изданы на русском языке: Влюбленная, СПБ, 1892;

Идеальная жена, М., 1897; Маска, М., 1903.