(В о-ве любителей изящных искусств.) [Б.п.]
[Изложение доклада А.Р. Беляева о воззрениях Г. Крэга на современный театр]
Гордон Крэг и его искания -- несомненно, что эта тема представляет для каждого, любящего театр, большой интерес. Вернее, даже не тема, потому что тема эта -- самые основы сценического творчества, -- а своеобразная трактовка, яркая парадоксальность, отвращение к окольным путям мысли, которые так выгодно отличают Крэга среди современных теоретиков "искусства театра". И эти особенности Крэговских исканий, помимо их "интересности", делают эти искания каким-то оселком для пробы крепости и основательности воззрений каждого на задачи и сущность театра. Нельзя поэтому было не приветствовать мысли правления о-ва любителей изящных искусств устроить вечер, посвященный Гордону Крэгу.
Как и можно было ожидать по теме, вечер вышел очень интересным.
Обстоятельно и полно осветил в своем докладе воззрения Крэга на современный театр А. Р. Беляев. Острая критика тех ненормальных условий, в которые поставил себя современный театр -- это и в самом деле самая ценная и самая заметная часть крэговских писаний. В своей критике Крэг зачастую неотразим. Неотразим он там, где говорит об отсутствии единства в современных театральных постановках. Ведь творцом впечатления от постановок является целый ряд лиц -- автор, режиссер, актер, декоратор, даже последний рабочий -- лиц, совершенно различно преломляющих в своей психике то, что должно происходить на сцене. Менее веско указание Крэга на то, что человек, по самому существу своему, представляет негодный материал дня сцены а на то, что театр захвачен теперь литераторами, стремящимися сделать из театра рупор для своих высказываний. Но от меньшей убедительности некоторых отдельных положений не становится менее убедительным общий вывод, который делает Крег: театр должен быть мало того, что обновлен, театр должен быть создан заново. Основания для этого создания Крэг намечает. Предметом постановки должно быть воплощение идея в движении. Материалом для постановок будущего театра должны быть лучшие создания человеческих рук -- слоновая кость, бархат -- и это в представлении широкой публики альфа и омега крэговских построений -- актер сверх-марионетка. Все нити постановок, создание их, должно сосредоточиться в одних руках, в руках "единого творца". Крэг не останавливается над вопросом, возможно ли, вообще, существование лица, совмещающего в себе таланты и художника декоратора, и режиссера, и драматурга. У Крэга, вообще, много туманностей и неясностей особенно там, где он, от разрушения переходит к созиданию -- взять хотя бы пресловутую сверх-марионетку. На этих туманностях подробно остановился референт в заключительной части своего доклада.
Доклад вызвал выступление нескольких ораторов.
Говорил В.В. Подвицкий о кризисе индивидуализма, следствием которого явились крэговские построения.
Говорил В.А. Карелин о театре будущего, на фронтоне которого будет написано не "театр единой воли", а "театр единого творческого порыва",
А Д. Грудзинский говорил об искренности и ценности крэговских исканий.
Выступали и другие. Но, конечно, многообещающая тема собеседования не была исчерпана даже в минимальной степени. Как мы слышали, реферат А.Р. Беляева будет повторен в о-ве содействия физическому и умственному развитию.
"Смоленский вестник". -- Смоленск. -- 1912. -- No 257. -- (14.11). -- С.2