Гофман - первоклассный виртуоз, Это слишком известно, чтобы повторять. И, тем ее менее, каждый раз, как приходится слышать эти необыкновенные трели, это легкое, ласкающее piano и невероятное, чудовищное fortissimo, могучее, как целый оркестр труб и литавр, - невольно повторяешь: Гофман - первоклассный виртуоз.
И не только виртуоз, но и первоклассный художник. Как ни странно, но последнее признается далеко не с таким единодушием, как первое. Не только среди широкой публики, но и "патентованных" музыкантов есть "протестанты", которые признают в Гофмане только необыкновенную технику. Не знаю, отчего происходить такое недоразумение.
Может быть только от того, что музыка - искусство наиболее индивидуальное не только в смысле творческом, но и со стороны восприятия.
Не только вся его игра, но каждый такт - нечто художественно законченное. Вы помните известный марш Бетховена - "Die Ruinen von Atben"? Не сложная мелодия, - но у Гофмана этот марш вырастает в целую героическую поэму... Когда стихают последние звуки, вы чувствуете, что пережили момент мировой истории....
Старика Паганини называли колдуном и многие уверяли, что сам сатана поет в его скрипке. Живи Гофман в век Паганини, про него сказали бы тоже: так непохожа его игра на обыкновенную игру обыкновенного человека.
" Смоленский вестник". - Смоленск. - 1910. - No 81. - С. 2