6 октября, в зале Дворянского собрания, состоялся концерт Рахманинова. Пианист исполнял исключительно собственные произведения. Сыгранная им соната носит несколько импрессионистический характер. От классической формы композитор взял общий план, и в эту форму вложил не органически развивающуюся тему, а целый ряд музыкальных настроений, причем переходы от одной музыкальной мысли к другой не всегда логически обоснованы, и связаны лишь умно задуманными каденциями. В этой музыкальной мозаичности, много красочного, яркого и, пожалуй, даже слишком много звуковой красивости. Его содержательные и певучие прелюдии общеизвестны. Исполнение композитором собственных произведений стоит, в сущности говоря, вне критики, -- даже если он несколько отступает (напр. в темпе) от печатного текста. Произведения Рахманинова он исполнял так, как может исполнять только сам автор и больше никто. С этой стороны мы уже отмечали исключительный интерес концерта.
Но если оценивать его как пианиста безотносительно, то отдавая полную дань его художественному исполнению, придется отметить, что в ньюансирвке он не всегда удерживается на золотой середине. Желая выявить музыкальную мысль до последних пределов, он подчас ставит точки на "i", отчего игра временами теряет строгий характер.
________
Сегодня в зале Дворянского собрания состоится концерт известной исполнительницы цыганских песен Доры Строевой. Г-жа Строева выдвинулась совсем недавно. Но уже и теперь она обещает быть достойной служительницей того искусства, которое принесло исключительную славу на век уже сошедшим с эстрады Паниной и Вяльцевой -- искусству цыганской песни. Слышавшие исполнение г-жи Строевой с большой похвалой отзываются о ее голосе. Отмечают хороший стиль ее исполнения.
Интерес сегодняшнего концерта увеличивает выступление вместе с г-жой Строевой скрипачки г-жи Макстман, баритона г. Мезенцева, известного пианистa автора многих популярных романсов г. Таскина.
"Смоленский вестник". -- Смоленск. -- 1913. -- No 225. -- (10.10). -- С.2
Комментарии
Рецензии Беляева можно рассматривать как источник по истории театральной и музыкальной жизни Смоленска. И что характерно, он писал не только критические очерки о прошедших концертах, но и анонсы предстоящих концертов по сути уже зная, что может показать тот или иной исполнитель. Иногда это оказывается единственным свидетельством быстро промелькнувшего времени.
Читаю сейчас биографию Сергея Рахманинова: " Став в 1910 году совладельцем Ивановки Сергей Васильевич увлекается "сельскохозяйственной деятельностью". Любимым отдыхом для него становится езда на автомобиле, приобретенном в 1912 году."
В биографиях Рахманинова нет упоминания ни о концерте в Смоленске, ни о гастрольном туре 1913-14 гг. С началом Первой Мировой войны упоминаются благотворительные концерты. О гастрольном туре становится известно при анализе рецензии Александра Беляева.
Концерт Сергея Рахманинова 6 октября 1913 года был частью турне по городам Российской империи. "В сезон 1913/14 года (осенью 1913 года) состоялись фортепианные вечера Рахманинова в Курске, Орле, Смоленске, Либаве, Риге, Минске, Вильно, Лодзи, Варшаве, Киеве, Одессе, Кишинёве, Кременчуге, Полтаве, Харькове, Екатеринославе, Таганроге, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Екатеринодаре, Баку, Тифлисе, Варшаве, Петербурге, Москве (пять концертов)."
Мне трудно представить, что человек занимающийся "подъемом сельского хозяйства" как пишут в биографиях, дал как минимум 30 концертов за сезон. Получается, что он давал приблизительно по 9-10 концертов в месяц: день на переезд, день на отдых и репетицию, день концерта. Как при таком графике хватало сил еще и на сочинение произведений?
Как бы сказали сейчас "гастрольный чес". С учетом одного НО. Это было настоящее искусство! Из современных классических музыкантов могу представить в такой ситуации только Башмета, когда один на один с залом, и победа в твоих руках.