Неизвестный Александр Беляев. Театральные Заметки.

18 ноября, в зале Дворянского собрания состоялся концерт Иосифа Сливинского.

В этот вечер мы слышали Шопена, но только его произведения, но его подлинную душу: сложную, богатую переживаниями, глубокую, поэтическую и чуткую.

Иосиф Сливинский, -- тот чародей, что воскресил душу Шопена и заставил ее говорить так красноречиво о самом интимном, о самом глубоком.

В последнее время пианисты, "модернизируют" Шопена: слишком подчеркивают нюансы, везде ставят точки на "и", задушевность подменяют сентиментальностью цыганского пошиба, -- и в результате, принижают Шопена. Не говоря уже о его вальсах, но даже его сонаты, его полонезы, подвергаются этой "модернизации"...

Сливинский возрождает Шопена. Точно смывает с прекрасной старинной миниатюры, написанной гениальным мастером в нежных, дымчатых тонах, "румянец яркий ланит", грубо накрашенный позднейшими "реставраторами".

С первых звуков, чувствуется что-то "не так, как принято" (Fantasie).

Ждали большего forte, большего maestoso. Но начинаешь вслушиваться далее, и становится ясно, что иначе и не может быть, иначе не сыграл бы и Шопен, и все более вырисовывается облик композитора: его задушевность, его интимность, его боязнь внешних эффектов. Его forte никогда не крикливы и, если, после сильного fortissimo, он неожиданно переходит на pianissimo, то и это не внешний эффект, и только проявление внутренних чувств: точно невольный стон сдержал он усилием воли, -- и опять заговорил тихо и сдержанно, будто бы даже немного стыдясь за свой порыв...

А это богатство переживаний. В передаче настроений, Сливинский достигает поразительной ясности. Но только в таких вещах, как Полонезы и Ноктюрны, но даже в прелюдиях, мы читаем без слов в душе Шопена: грустит ли он о возлюбленной, скорбит ли о своей отчизне.

О технике Сливинскаго говорить не приходится: она совершенна. Если у Гофмана fortissimo сильнее, то это полагаю, зависит не от "слабости" Сливинского, а лишь от его толкования пьес.

А, вот, о рояле говорить приходится хоть он и "Бехштейна", а... в день концерта был чем-то сильно расстроен, -- вероятно, неудобствами переезда из Москвы.

" Смоленский вестник". -- Смоленск. -- 1910. -- No 257. -- С.2

Комментарии

Иосиф Иванович (Янович) Сливинский (15.12.1865, Варшава -- 4.03.1930, Варшава) -- поляк, известный пианист-виртуоз. В 1865 году родился в Варшаве в семье профессиональных музыкантов. Его отец, Ян Сливинский (1830-93), был преподавателем игры на органе в Варшавском музыкальном институте, руководителем и дирижёром оркестра и хора в кафедральном костеле св. Яна.

Иосиф Сливинский учился игре на фортепиано в Варшавском музыкальном институте у Р. Штробля, был учеником Федора (Теодора) Осиповича Лешетицкого в Вене и Антона Григорьевича Рубинштейна в Петербурге.

Дебют Сливинского как пианиста состоялся в 1890 году, но первое известное упоминание встречается несколько позже в нижегородской прессе: 3 ноября 1899 года "Начал турне по России известный пианист Иосиф Сливинский. Он уже давал концерты в Киеве и Одессе. Ожидается ряд концертов в столице."

Судя по рецензии Беляева в 1910 году Сливинский все еще с успехом концертировал по России, давал частные уроки в Риге, затем в Ростове-на-Дону. Не обходилось и без происшествий: как пишет казанская газета "Давности" в выпуске No 13 от 17 марта 1909 года: "14 марта во время последнего концерта знаменитого пианиста Иосифа Сливинского с вешалки в здании Дворянского собрания украдена шуба на хорьковом меху стоимостью в 200 рублей, принадлежащая свободному художнику Корбуту. К розыску шубы и вора казанским сыскным отделением приняты меры". О результатах розыска, правда, не упоминается.

В 1912-18 годах Сливинский занимал должность профессора Саратовской консерватории. В 1914 году художественный совет консерватории единогласно избирает его ректором первой в Поволжье и третьей в России консерватории. На посту ректора он стал преемником ее основателя, почетного гражданина Саратова, поляка Станислава Каспаровича Экснера (19 (7).05.1859 --?).

В 1917 году Сливинский слагает с себя полномочия ректора, и в 1918 году уезжает в Польшу. В последние годы жизни преподавал в Великопольской музыкальной школе в Познани.

Владея отличной техникой и одаренный поэтичностью чувства, он имел успех в разных городах Франции, Германии, Австрии, Америки, Англии и России. Как отмечают современники, Иосиф Сливинский "играл в великолепной романтической манере, густым звуком". Его игра отличалась тонкостью трактовок, была мягкой и певучей.