Неизвестный Александр Беляев. Театральные Заметки.

<Подп.: "Ал. Р-овъ">

Настроение народа ярче всего выражается в несложных и не отличающихся особой музыкальностью песнях. Песня имеет самое широкое применение в духовной жизни народа. Она обнимает собою и настоящее народа[,] и прошлое, а иногда заглядывает и в будущее. В них народ откровенно и бесхитростно выражает свою радость и горе, желания и негодование. Народ любит песню, как надежную хранительницу общих идей и говорит про нее: "сказка - ложь, а песня - быль", "из песни слова не выкинешь". Естественно, что и текущие события не могли не затронуть народную лирику и не вызвать соответствующий отклик.

Тем, кто, опираясь на народное настроение, защищает разлагающийся старый строй, не лишним было бы прислушаться к деревенской песне, к ее голосу, вырывающемуся прямо из груди, от чистого сердца. Многие "истинно-русские люди" утверждают, что народ в своем быте очень консервативен и сторонится новизны, смуту же сеют лишь <sic!> о_т_е_ч_е_с_т_в_а - крамольники.

Послушаем, что скажет на это народная лирика. Известны так называемые "припевки" или "частушки" деревенские, распеваемые молодежью в некоторых уездах Смоленской губернии. В них нередко слышится задушевная мысль народа, его мiросозерцание и взгляд на общественные движения последнего времени. Особенным свободолюбием сквозят песни молодежи, которые, однако, редко выходят из границ, определенных сотским или урядником. Полицейская опека и на поэзию наложила свою тяжелую руку.

Вот, например, две "припевки", имеющие между собою некоторую связь и выражающие взгляд народа на просвещение и на казенную виноторговлю:

Наша школа развалилась,

Наклонилась наперед,

В окнах синяя бумага;

Осуждает весь народ.

А вот другая, в противовес первой:

Наша новая казенка --

Палисадник с трех сторон,

На верху железна крыша

И с балясами балкон.

Послушали-бы министры финансов и народного просвещения, что говорит народ про их дела и, умилившись душою, взяли бы себе урок из песен по делу народного образования и питейной торговли. Шутка - шуткой, а между ними - глядишь - и проскользнет голая, горькая правда.

В большом ходу в деревне песня "веревочка".

Свил веревочку детина,

Не пришлось ее продать,

Не пришлось своей голубки

В алы губы целовать.

Распроститься с ненаглядной

Сизый голубь не успел,

Как злодей ему на шею

Ту веревочку надел.

Нет выражений, нет слов, нет междометий и наречий в речи, которыми бы можно было точно определить идею и чувства этой песни.

С какою скорбью и как образно народ выражает свое убеждение в том, что он сам у себя на груди воспитывает ядовитых гадюк. Недаром же сложилась пословица, так часто пускаемая в ход народниками-полемистами: "терпи[,] Гаврила; твои же вила, да тебе ж и в рыло".

Много новых песен посвящено Государственной Думе. Дума, в представлениях народа, является провозвестницей справедливости и лучшей доли и карательницей зла и неправды. На нее народ возлагает самые светлые надежды, как на единственную спасительницу от давящего кошмара: <sic!>

Таковы напр[имер] песни:

Скоро речка разольется,

Скоро травы расцветут,

Скоро Дума соберется,

Скоро волю нам дадут.

Другая:

Полно, братцы, убиваться

Полно, бабы, горевать, --

Скоро дума нам позволит

В поле пашеньку пахать.

Не ускользнули от суда народного и Гурко с Лидвалем:

Нам не страшны немцы, турки,

Мы умеем воевать.

Только страшны наши Гурки, --

Нам придется голодать.

"Смоленский вестник". - Смоленск. - 1907. - No 104 (27.04). - С. 3.