О передвижной и кольцевой почте. Разъездной почтработник тов. Ст. Кручко пишет о результатах установления передвижки по тракту между Лосиновским п. о. и Нежинской п.-т. конторой Черниговской губернии. За 20 дней функционирования (с 10 по 30 сент.) расход Лосиновского отделения увеличился на 5 р. 10 коп., а доход -- на 10 руб. В селе Талалаевке (до 1000 дворов с 8000 населения) до передвижки был один подписчик на газету. За 20 дней работы передвижка привлекла до 30 подписчиков на газеты и журналы.
Насколько эти цифры убедительнее всех разглагольствований противников передвижной почты! Пусть эти противники перемножат эти пока скромные цифры, на число передвижек...
А вот завп. т. Переточим против кольца: крестьяне недостаточно культурны, чтобы наблюдать дни и часы прихода кольцевой почты, и поэтому он пришел к заключению, что "лучше, если каждый почтовый тракт будет делать заезды по деревням и селам, лежащим на пути тракта, где нет почтовых учреждений, и все эти заезды! заменят кольцевую почту. Самое главное, во всех больших селах не следует закрывать почтовых отделений и преобразовывать в разные другие вспомогательные учреждения,... Автор только не поясняет, для кого это является самым главным: для населения или заводов.
О газете. Для этого отдела корреспонденции можно иметь готовый стереотип: "подписная плата послана, газеты не высылаются"... Завпот т. Терешин указывает на запаздывание высылки газет: по подписке от 29/II, 11/III и I/IV некоторые газеты даже с 1-го сентября еще не высылались. "Виновато ли в этом агентство "Связь" или подлежащие редакции -- вопрос этот, конечно, выяснится. Но пока рекорд скорости высылки московских газет налицо",. Как это отражается на росте подписки газет в деревне -- ясно само собой.
Зав. т. Терешин пишет, что вопрос о том, кто виноват в неаккуратной высылке газет -- агентство "Связь" или редакции газет, -- "конечно, выяснится". Как будет выясняться этот вопрос, т. Терешин не пишет. Обычно же в таких случаях дело не идет дальше ожиданий, да, пожалуй, корреспонденции в наш журнал. Однако, есть и такие эавпоты и завоты, которые к делу налаживания высылки газет относятся по другому, -- не ожидая по шести месяцев, пока вопрос "выяснится".
К таким, -- редким пока, -- заводам принадлежит т. Губчевская, Пойского п. о. П. отд. в Пое, открытое лишь с июня мес, не имело еще нумерации по списку, и его почти не знали. Тов. Губчевская через одно лицо, ездившее из Пои в Москву, сумела войти в непосредственную связь и с агентством и с редакциями ("Крест[ьянской]. Газ[еты]"), наладить дело в центре и приняться за агитацию по выписке газет на местах. Результаты налицо: за 4 месяца подписка увеличилась более, чем на 100% (166 газет в сентябре против 82 в июне). Наибольший успех, имеют газеты: "Нижегор[одская] Крест[ьянская]. Газета" -- 55 экз., "Крест[ьянская]. Газета" -- 44 экз., "Безбожник" -- 22 экз., "Рабочая Газета" -- 14 экз.
Вот что может сделать самодеятельность! А под лежачий камень и вода не течет.
К характеристике того же завота, тов. Губчевской, интересно и следующее. Отделение, коим раньше заведывала т. Губчевская, в Модаеве, было закрыто, а открывалось новое -- в Пое. Средств на перевозку отделения из Модаева в Пою не получалось. Не ожидая, пока этот вопрос "выяснится", т. Губчевская перевезла имущество отделения на свой счет. Тов. Губчевская не желает выставить себя в лучшем свете и откровенно сообщает, что в этом она руководилась не только интересами ведомства, но отчасти и собственными, -- чтобы, при затягивании дела с перевозкой "и самой не остаться за бортом"!. Но это не обесценивает значения решительных мер тов. Губчевской по перевозке отделения. Здесь проявился правильный взгляд на вещи. В то время, как многие и многие из наших тов. связистов сетуют на низкие ставки, на "центр", который "не заботится" о работниках на местах, тов. Губчевская, очевидно, рассуждает иначе: нас кормит не "центр", а предприятие и наша самодеятельность.
Возвращаемся к вопросу о газете.
Тов. почтовик пишет: "Агентством "Связь" восстановлен порядок пересылки газет и журналов в адрес предприятий, вызвавший замедление в доставке адресатам и излишнюю работу в местных потельпредприятиях. При получении газет, в адрес П.-т. учреждения, приблизительно в 50 экз. тратится почти час на подписывание адресов. При индивидуальной же рассылке этого совершенно нет. При получении почты газеты прямо поступают для проверки и сортировки по участкам, благодаря чему сохраняются рабочая сила и время. Разноска по спискам непрактична и нигде почти не проведена в жизнь, а потому в целях скорейшего продвижения газеты к адресату необходимо перейти к индивидуальным адресам".
А как вы полагаете, товарищи, при индивидуальной подписке адреса появляются без затраты рабочей силы и времени?
Возражает тов. почтовик и на инструкцию агентства "Связь" от 12/III-24 г. за No 39 -- о пересылке подписных денег исключительно в ценных письмах. Автор находит более целесообразным пересылку по переводам, в целях некоторого удлинения сроков подписки.
Завпот тов. Гудзинский пишет, что у них на Украине на некоторые газеты существует обязательная выписка газет для определенных учреждений (напр., "Червонный Край", "Висти Харьковские"), Для сбора подписной платы приезжают особые уполномоченные: Их проезд, разумеется, стоит денег. Тов. Гудзинский полагает, что было бы целесообразнее "передавать права уполномоченных п.-т. ведомству, которое следило бы за аккуратной выпиской этих газет подлежащими учреждениями и лицами, так как на месте всегда можно иметь точный учет всех предприятий и лиц, на которых возлагается обязательная выписка газет". Эта деятельность дала бы кое-какие средства ведомству, а газеты лишь выиграли бы от использования готового аппарата связи вместо содержания особых уполномоченных.
О доставке корреспонденции на дом в деревне. Надсм[отрщик]. тов. Б. Виноградов возражает на заметку тов. Баринова, помещенную в No 7 нашего журнала, рекомендовавшего взимать с адресатов "копеечку" за доставку корреспонденции. Тов. Виноградов пишет, что у крестьянина каждая копейка на счету и взимать с крестьян какие бы то ни было сборы за доставку корреспонденции нецелесообразно. -- "Не алчность нужно воспитывать в сельском разносчике корреспонденции, а гражданский долг!" -- замечает тов. Виноградов, -- "поменьше "копеечек" и поближе к крестьянину.
Тов. Виноградов упускает из виду, что тов. Баринов говорил не о почтальонах, состоящих на службе, а о дежурных при советах. Причем здесь алчность? И согласится ли надсмотрщик Виноградов разносить письма из чувства гражданского долга?
Тов. Никифоров говорит "о судьбе простого письма": как много забот проявляют о нем в пути и как безразлично к нему относятся в месте назначения, -- в сельских почт, учреждениях, отдавая письмо "для передачи" адресату любому гражданину. Автор рекомендует "отдавать письма в агентство, вспомпункты или сельским исполнителям под расписку в книге поименно, с указанием деревни, делать это через копировку, оставляя копию у себя. То же делать и с повестками. Этот способ я применяю с полгода и из опросов знаю, что письма доходят аккуратно даже на дальнее расстояние, до 20 верст от почты, а вторичных повесток выписывать не приходится".
Об этом НКПТ неоднократно писал.
О посылках. Тов. Жарков находит необходимым отменить ст. 178 постановлений по почтовой части, так как эта статья "отталкивает от нас клиентов и служит в ущерб ведомству", Вопрос идет о слишком строгих требованиях в отношении упаковки, оболочки. Какая-нибудь заплата на оболочке, зашивка разными нитками, щель в ящике и т. п., -- и посылку не принимают. В результате клиент отправляет посылку "с оказией", мимо почты. Т. Жарков считает настоятельно необходимым упростить требования в отношении посылок. Бояться похищения не следует, говорит тов. Жарков -- "кажется, весь негодный элемент из нашей среды вычищен".
Что аппарат наш достаточно вычищен, это еще под сомнением, но что излишнему формализму и придирчивости не должно быть места -- это верно.
Об инспекции и ревизиях. Этот вопрос не перестает занимать наших корреспондентов. Все эти корреспонденции, в общем, сводятся к одним и тем же положениям: современная постановка дела ревизий признается неудовлетворительной. Инспекция не должна ограничиваться выискиванием, часто мелочным, одних недостатков. От инспектора ждут руководящих указаний, руководства. Тот старый порядок, при котором слух о приезде ревизора являлся "пренеприятным известием", -- должен быть уничтожен. Но для этого необходимо, чтобы и ревизоры были испечены из другого теста,
"Необходимо, -- пишет завконт тов. А. Баринов, -- создать кадр окружных инспекторов не из людей старого закала, а людей с советскими взглядами, людей, знающих производство, которые бы давали подробные указания"...
Помнаконт тов. Барташсв, на основании своего опыта, указывает, что инспектора не должны замыкаться рамками ревизуемого учреждения связи; они должны непременно лично являться в местные сов. учреждения (исполкомы) для налаживания отношений между ними и местными п.-т. учреждениями. Инспектор в этом отношении может много сделать и во многом помочь местным связистам. Работу инспектуры тов. Барташев представляет себе так: 1) при ревизиях инспектора должны лично устранять перебои во взаимоотношениях с другими ведомствами, 2) не писать в книги мелких, легко устранимых упущений, 3) давать исчерпывающие указания, 4) по окончании ревизии обязательно устраивать заседания ответственных работников, обсуждая результаты ревизии, 5) выслушивать предварительно объяснения служащих о причине тех или иных дефектов и б) держаться ревизорам проще.
Все это совершенно верно и об этом мы неоднократно писали.
О справочных отделах и бюро услуг при п.-т. предприятиях. Этот вопрос положительно становится модным. В последнее время почти каждый день мы получаем статьи о справочных бюро и отделах.
Тов. М. Жарков приводит даже некоторую историю вопроса, "Было время, -- пишет он, -- когда тратилось много времени и бумаги на устройство так называемых "справочных столов" при наших предприятиях. Но... в то время это новшество не привилось". Причину неудачи автор видит в том, что "вся громоздкая работа была взвалена на тот же штат". По мнению автора, дело пойдет, если иметь для справочных столов специальный штат: в небольших уездных конторах не менее двух, а в больших -- еще более. Вопрос -- в постановке дела и организации. Тов. К. рекомендует на первое время, организовать при п.-т. учреждениях адресные столы (если они не существуют в месте нахождения п.-т, предприятия) и выдавать справки за плату. Устройство адресных столов мотивируется тем, что они нужны, прежде всего, самому учреждению для доставки корреспонденции. На почту и сейчас нередко обращаются за справками об адресе. Далее автор расширяет функции справочного бюро -- дачею справок о расписании поездов, указанием заинтересованным лицам, к кому и куда обратиться с жалобой и т. п.
Некоторые из указанных функций уже выполняются агентством "Связь", которое имеет в виду расширить свою деятельность в данном направлении.
О "переносной" радиостанции. Да не подумают читатели, что дело идет о каком-нибудь техническом проекте устройства переносных станций. Радиостанция, о которой идет речь в корреспонденции тов. П. Б. -- мощная Оренбургская радиостанция. Несмотря на эту мощность, ей, по словам корреспондента, выпала на долю кочевая жизнь. Вообще ей не повезло. После перестройки перенесли самую рацию приема и передачи с окраины города, где она помещалась, в здание п.-т. конторы. Переноска эта произведена не без затрат. Не успела рация отдохнуть от переезда, как ее, по распоряжению Наокра, вновь перенесли на старое место: "неудобно оказалось оставлять заврадио без радио, и канцелярский аппарат оказался излишним". Но так как нахождение рации на окраине города создает неудобства для публики, то усиленно поговаривают о том, что рации еще раз придется пропутешествовать в город, если только... не выяснится новое неудобство, которое опять вернет ее на старое место....
За неудобство кочевого образа жизни, радиостанция вознаграждена большим штатом, в 22 человека, -- несмотря на то, что в продолжение года она имеет очень мало работы. Мало того, штат предполагается еще увеличить в виду того, что у техников получается "переработка времени", и вот почему: расписание работ установлено почти суточное, а на суточное действие, конечно, 4-х механиков и 4-х машинистов мало, надо 5-ю смену для выходных дней, т. к. техники радиотелеграфов отнесены к 6-часовому рабочему дню. -- "Как ни велико значение радиостанции, -- замечает автор, но такая роскошь, при бедности нашего кармана, терпима быть не может", -- заканчивает тов. П. Б.
Послушаем, что скажет об этом Округ.
"Жизнь и техника связи", 1924, No 11, с. 123 -- 127