В пережитую нами эпоху гражданской войны, по требованию момента, был брошен лозунг: "Красноармеец, на коня!" И лозунг претворился в жизнь созданием конармий, которые привели нас к победам на военном фронте. Теперь, в эпоху мирного строительства, мы ведем борьбу на культурном фронте. И требование момента выдвинуло новый лозунг: "Почтовик, на коня!". Это оказалось труднее. Но, лозунг все же проводится в жизнь. Наш "Магомет", -- почтовые учреждения, -- уже двинулся к "горе" -- крестьянству. Мы уже имеем ряд достижений в области, передвижки, кольца. Но "оседлые духом" связисты еще не сложили оружия и продолжают отстаивать оседлость п.-т. учреждений, -- хотя уже и не с прежней решительностью. В присланных нам корреспонденция" противниками новых видов связи мы встречаем лишь старые возражения. И потому мы не будем повторять их. Более интересно остановиться на тех указаниях, которые делают практики новых видов почтовой связи о встретившихся им препятствиях. Эти указания имеют цель не скомпрометировать новое дело, а отметить те слабые места, которые нужно укрепить. Надсмотрщик п[очтово].-т[елеграфных]. отд[елений]. тов. Петр Вилков встретился с несколькими такими препятствиями и недостатками при проведении двух колец в Старой Майне, Самарской губернии.
Первое препятствие, или недостаток, как он говорит, в том, что кольца вначале обслуживались обывательскими подводами, которые доставлялись неаккуратно; в результате почта запаздывала. Второй недостаток заключался в способе найма подвод Виками. С ямщиками Вики уговаривались, указывая лишь конечные пункты. При доставке же почты приходилось ехать не прямо, а "колесить", -- заезжая по пути в близ лежащие селения. В результате -- недоразумения с ямщиками, а иногда и отказ везти дальше. Третий недостаток -- при проезде почты Сельсоветы часто оказываются на замке, и почту сдать некому. В результате иногда по месяцу задерживается вручение отправлений адресату. Наконец, четвертый недостаток -- отсутствие мостов, плохие дороги, что затрудняет доставку почты, в особенности в распутицу.
Вот препятствия и недостатки, указанные практиком, сторонником кольца. Мы видим, что они совсем не так серьезны, за исключением последнего.
Первые три могут быть устранены на местах. Последнее, -- бездорожье и плохие мосты, -- препятствие серьезное. С ним придется считаться. На устранение его НКПиТ может, к сожалению, оказать лишь косвенное влияние. Но и это последнее препятствие не должно останавливать нас.
"По пути культурно-экономического роста страны и закрепления революционных достижений, пишет тов. Каз-кий, наш аппарат ни на один миг не может и не имеет права ни остановиться, ни замедлить темпа своей работы.
И если, оторвавшись от многомиллионной крестьянской массы, мы не можем, в силу нашей бедности, проложить к ней шоссейных и асфальтовых путей и сохранить полностью даже наши убогие и немногочисленные грунтовые и проселочные тракты, мы обязаны идти к этой массе тысячами простейших тропинок, выравнивая, где это нужно, кручи и косогоры и рассекая леса.
В этом весь смысл и секрет той ведомственной работы, какая ведется сейчас под знаком "приближения аппарата к населению".
Это новый курс, открывающий широкое поле для проявления инициативы и общественных навыков не только низовой администрации, но, пожалуй, и многих Окружных Управлений, где по инерции плановая работа по развитию сети все еще строится в расчете на казенный паек.
К сожалению, среди получаемой корреспонденции редко приходится встречать такой широкий подход к делу и понимание всей важности политического и экономического значения проводимого мероприятия.
К области смычки с деревней относится и вопрос о доставке газет в деревню. И здесь опыт является лучшим аргументом для убеждения скептиков и маловеров. Вот один из примеров улучшения дела доставки газет в деревню путем несложного улучшения техники пересылки. Заврайконт тов. Фомин пишет:
"Медленность получения газет Виками и Сельсоветами требует внимательного контроля со стороны самих завпредов. Так, например, по Тамбовской губернии газета "Тамбовская Правда" рассылалась сотнями экземпляров на имя Уиков, а последние, исполняя функции почты, рассылают по Волисполкомам; такой "порядок" замедлял прохождение газеты на неделю и вызывал нарекания на почту. 3/VIII заврайконтом было через Губисполком проведено распоряжение производить рассылку газет непосредственно в адрес Волисполкомов". -- И дело наладилось.
Чтобы покончить с вопросами о смычке, коснемся и почтовой рекламы. Завот Н. Д. пишет по поводу статьи в No6 нашего журнала о постановке дела рекламы в Борисоглебской п.-т. конторе. Он говорит, что если в райконторах и возможно, при желании и инициативе, организовать так рекламу своими средствами и силами, то для сельских предприятий это непосильно. Нет средств, материалов, рисовальщиков. А между тем, там реклама, быть может, нужнее всего. В сельских отделениях -- говорит Н. Д., -- висят плакаты Госстраха, Госбанка, Госиздата, Волжского пароходства. Нет только наших -- о почте и телеграфе. Н. Д. полагает, что необходимо было бы такие плакаты изготовить в центре и разослать по сельским учреждениям.
Возбудил некоторый интерес вопрос о реформе инспекции и ревизиях. Тов. Жарков полагает, что если к инспекторам и ревизорам относятся с предубеждением, то в этом отчасти виноваты сами инспектора, которые часто обладают особым "душком". Изгнать из ревизоров этот "душок" тов. Жарков рекомендует таким способом: "Коренной реформы здесь не нужно, -- говорит он, -- стоит только тех ревизоров, которые чуждаются массы, проварить в пролетарском котле, опролетаризировать, для чего необходимо послать их работать среди массы, пусть они узнают массу я будут смотреть на нее, как на родных членов семьи".
Тов. В. Петров выдвигает новую форму ревизий. На частые об следования, -- говорит он, -- в округах мало денег. Оставаясь долгое время без ревизионного глаза, машина, естественно, разлаживается. Тов. Петров предлагает использовать ежегодные двухнедельные отдыхи, предоставляемые всем работникам связи, в том числе и завпредам. "Кому-то нужно на этот промежуток времени заменить завпреда, принять от него в свое распоряжение предприятие, его ценности, имущество, делопроизводство и проч. Две недели -- срок порядочный. За этот срок можно подробно ознакомиться с внутренним состоянием учреждения, его особенностями, со всеми наличными дефектами, устранить, исправить их, внести свое более лучшее и по возвращении из отпуска завпреда совместно с ним обсудить все затронутые по предприятию вопросы и поделиться с ним своим опытом! и знанием". А по возвращении из командировки заменивший товарищ представляет по начальству доклад и заключение о состоянии учреждения.
О реализации крестьянского займа пишет тов. Володин, озаглавливая свои" статью: "Для чего такая агитация, коли плохая реализация. Подробно цитируя циркуляры, он пишет, сколько было переписки, запросов и пр. по поводу агитации крестьянского займа. Тов. Володин провел эту агитацию. Заинтересовал крестьян. Те просят облигации, но их ему прислали за все время всего на сумму 150 рублей. Тогда, как Волисполком получал от УФО (Калужск. губ.) на большие суммы. И пришлось т. Володину "сагитировать" в пользу Волисполкома. "А ведь район-то мой обнимает 7000 людей, -- 1400 хозяйств"...
По обычаю, мы получаем ряд статей об экономии. К сожалению, часто эта экономия мелочная, -- хотя в общем масштабе СССР она и может дать кое-что. Один тов., например, доходит до экономии в обрывках веревок, старых пломб и проч. Среди этих экономов выгодно отличается деловым тоном статься тов. С-ко, вызванная статьей тов. Чуть что в No 4 "Мы должны экономить". По необходимости, мы приводим лишь сущность ее. Приводя детальные цифровые выкладки, т. С-ко полагает, что экономить за счет дальнейшего сокращения штатов едва ли возможно. Но вообще экономить нужно и есть на чем. Вот одна из возможностей. Развозка столбов на ремонт телеграфных линий и обслуживание гужом ремколонн на 9-м участке Черноморского Округа обходится в 7640 руб. Если же купить 6 пар лошадей, необходимых для развозки, с биндюгами и сбруей и окупить содержание и обслуживание в период ремкампании, расход выразится в сумме 4500 рублей (автор приводит детальные расчеты). Следовательно, если бы даже все лошади пали после ремонта, все же осталась бы прибыль в 3140 рублей. Беря же процент потери ценности даже в 20 (т.-е. вдвое больше обычного), экономия выразится в 5300 рублей, не считая экономии от эксплуатации этих лошадей после ремонта. На следующий же год развозка обошлась бы в 4--5 раз дешевле.
Вслед за "экономией" идет ряд "прожектеров" по почтовой части.
Тов. Филимонов проектирует отменить пересылку денег в ценных письмах, мотивируя это тем, что в ней теперь нет особой нужды, при том таким путем будет достигнуто, что "деньги будут в обороте, а не изъяты из обращения при пересылке в письмах".
Тов. Л. Козырев рекомендует оставить прежний порядок приписки к реестру заказных отправлений, как более удобный, отменив, новый. Что же касается спешных, то тов. Козырев предлагает "установить порядок открытой пересылки, без заделки в пп. [пост-пакеты] с припиской к накладным. В накладных должны быть указаны: номер отправления, место назначения и отправления и вес.
"Предлагаемый мною способ пересылки спешных отправлений имеет следующие преимущества:
1) При следовании открыто спешные отправления будут достигать, быстрее своего назначения (отправляться с первыми отходящими почтовыми и пассажирскими поездами).
2) При получении с почтами из почтовых вагонов в ж[елезно].-д[орожные]. п[очтовые]. о[тделения]. будут доставляться средствами этих отделений, а не дожидаться прибытия почты из оседлых учреждений;
и 3) значительно уменьшит расходы по заделке в пост-пакеты"..
Тов. Маританов предлагает издать марки стоимостью в 12, 15, 25 и 60 коп. на оплату заказной корреспонденции, переводов, посылок и большой спешности, так как комбинирование существующих марок создает неудобства при оплате всех видов почтовых отправлений..
Тов. К у р с а к о в пишет, что для разрешения вопросов о направлении было бы полезно опубликовать принятые комиссией в 1917 году проекты к конкурсу, состоявшемуся в начале 1917 г. и объявленному еще в 1915 году Главным Управлением.
Тов. Ефименко пишет, что открытая пересылка ценных писем на трехмесячной практике, показала свою жизненность, и предлагает расширить эту меру:
а) сумму каждого письма, пересылаемого открыто, т.-е. в пределах следования трех почтовых вагонов, установить до 1000 рублей включительно и б) установить пересылку открыто ценных писем в предприятия не только расположенные при линии жел[езной]. дор[оги]. и обменивающие почты с почтовыми вагонами, а и в предприятия, расположенные на почтовых трактах".
Перейдем к радистам. Тов. П. Б. пишет: "Прочитал только что полученный No 6 журнала "Ж. и Т. С." -- и сразу как бы энергии прибавилось". И тов П. Б. делится с редакцией своими горем и радостью. Горести: машинки нет, трудно писать все от руки; завконт не хочет досылать по адресам полученные рацией вестники проволокой, где она есть, почтой, где нет проволоки: "не мое дело". Радости -- спрос на радио-вестники растет в деревне. Есть основание предполагать, что деревня даст нагрузку рациям больше города -- П. Б-у. нравится проект тов. Кубашека (No 6 журн.) о взятии радиопрессы в ведение НКПиТ. "Почему бы за это не взяться агентству "Связь"? Для успеха радиопрессы, -- говорит тов. П. Б., -- надо сделать содержательнее радио-вестники -- "побольше международной информации". В "Сельском Вестн[ике]." стр. 53 -- нужно помешать цены на хлебопродукты, состояние погоды и т. п. Хорошо участить выпуск вестника. Передачу мет[еорологических] бюллетеней надо перевести вновь на радиотелеграф: приему по радиотелефону мешают разряды.
В общем, настроение у радиста более бодрое. Получено несколько писем о нашем журнале. Механик тов. Максимцев пишет:
"Слияние журнала "Жизнь Связи" с журн[алом]. "Техника Связи" почтово-телеграфные массы встретили с большим удовольствием, так как теперь каждый найдет в нем все интересующие его вопросы Связи".
Однако, и в настоящем виде журнал доступен не всем техникам, -- пишет далее автор, -- так как молодежь часто не знает азов. Тов. Максимцев высказывает желание, чтобы журнал открыл отдел "Лекций и бесед по технике", где давались бы самые элементарные сведения.
К сожалению, это загрузило бы журнал материалом, мало интересным для тех, кто с азами, во всяком случае, знаком, а таких все же большинство. На помощь технически малограмотным мы предполагаем придти иначе: путем издания популярных дешевых руководств.
Тов. Мищенко возвращается к высказанному ранее некоторыми товарищами пожеланию о превращении журнала в двухнедельный. Мы уже говорили, что к этому встречаются технические и финансовые затруднения.
Тов. Гордей сетует на то, что в журнале плохо представлена провинция.
Причем тов. Гордей уверяет, что "рядового работника различные достижения, развития и усовершенствования дела связи не настолько занимают и -- интересуют, как думают верхи".
Что же занимает и интересует "рядового работника"?
А вот что: "Давайте дружным и бурным потоком направим свои пожелания, свой наказ редакции, дадим ей средства для создания нового художественно-литературного журнала, понятного и доступного среди связистов всех квалификаций!"
Зачем ломиться в открытую дверь? Художественно-литературные журналы, доступные пониманию связистов всех квалификаций, уже издаются в достаточном количестве.
Тов. Гордей называет свою статью "Голос провинции". Мы остаемся при мнении, что это всего лишь голос тов. Гордея.
В сущности говоря, этот курьез можно было бы и не приводить. Но он, с некоторыми нижепомещаемыми корреспонденциями, наводит на кое-какие размышления. Вот содержание этих корреспонденции:
В конце июля текущего года мы получили статью, написанную "по поручению Уполсвязи Кубанск[ого]. Окр[уга]. Юго-Вост[очного]. Края". Местонахождение автора и подпись неразборчивы. В препроводительном письме заявляется, что прилагаемая статья -- "истинный голос провинции для центра, так как статьи, писаные в журнале, не есть истина, ибо там пишут люди, оторванные от провинции". Статья начинается так: "Прочитав передовую статью "На помощь воздушному флоту" в журнале No 6 "Жизни Связи" за 1923 г.)... Далее начинаются жалобы "на сборы да пожертвования", жалобы на тяжелое материальное положение работников связи. Жалобы -- это сказано мягко. Общий тон -- скорее негодующий и против автора статьи о пожертвованиях и против самих "пожертвований".
И вся эта филиппика... спустя год после выхода No 6 журнала "Жизнь Связи", с указанной статьей тов. Зискинда.
Коснемся еще одного письма и перейдем к выводам.
Некто, -- мы уж не будем называть имени, -- прислал сумбурное письмо, с предложением созыва какого-то международного "Конгресса кооперации инженеров", который должен разрешить все больные вопросы международных отношений, обмена, экономики...
Какой же интерес представляет это письмо для нас?
Тот, что его писал связист, как и предыдущие два письма.
И невольно поднимаются вопросы: какой у них должен быть уровень политических, экономических и профессиональных знаний, если они не интересуются достижениями; в своем деле и желают превратить производственный журнал в "художественно-литературный", как писал тов. Гордей, берут прошлогодний номер журнала и, даже не замечая этого, произносят, с годовым опозданием, филиппики против воззвания придти на помощь воздушному флоту, -- воззвания, имеющего громадное общественное значение, обнаруживают полное незнакомство с азбукой общественно-политических знаний ("международный съезд кооперации инженеров", который "все рассудит")!
А ведь в руках многих из них находится фактическое проведение в жизнь новых начинаний первостепенной общественной важности! В этом все дело!
Отрицательное значение этого факта, по-видимому, учитывается наиболее сознательными в общественно-политическом отношении связистами.
"Чем объяснить, -- задает вопрос завпот т. Баринов в статье "О завпредах", что 90 % завпредов почтовых и почтово-телеграфных до сих пор не могут подойти вплотную к крестьянину и рабочему? Разгадка очень простая. 90 % завпредов -- старые чиновники, со старыми традициями, чиновники, не интересующиеся строительством Советской власти, чиновники, не имеющие ни политического, ни хозяйственного (не говоря о практическом) теоретического воспитания".
Далее тов Баринов пишет:
"Для того, чтобы понять задачу Советской власти и компартии, необходимо пройти и изучить азбуку, которой руководствуется правящий орган, а для этого нахожу нужным и обязательным постепенное перевоспитание завпредов на периодических курсах...
Возьмем в пример учительство -- его перевоспитывают систематическими курсами, и мы видим, и на деле, и из газет, что учительство имеет громадный сдвиг в сторону пролетариата. Почему бы не проделать то же самое; и с работниками народной связи, в первую очередь с завпредами? Это самая верная гарантия в том, что почта будет двинута в деревню", -- заканчивает свою статью тов. Баринов.
Это -- тоже голос провинции!
"Жизнь и техника связи", 1924, No 8, с. 113-118