Приказ Главнокомандующаго No 91 вносит нѣкоторыя измѣненія в порядок производства розыска по дѣлам о государственнаго преступленіях.
Приказ имѣет цѣлью "возможное обезпеченіе интересов привлекаемых к дознанію о сих преступленіях". С цѣлью этого обезпеченія чины, производящіе дознаніе (напр., чины контр-развѣдки) отнынѣ в своих дѣйствіях, подчинены прокурорскому надзору: в прифронтовой полосѣ -- чинам прокурорскаго надзора военнаго и военно-морского вѣдомства, и гражданскаго вѣдомства в тыловом районѣ.
Так что в тыловом районѣ производство розыска по указанный дѣлам изъемлется из исключительной компетенціи военнаго вѣдомства -- в нем участвуют и чины гражданскаго вѣдомства -- прокурорскій надзор, при чем послѣдній имѣет главною задачею обезпечивать интересы привлекаемых".
С этой цѣлью 1) чины прокурорскаго надзора надѣляются извѣстными правами во отношеніи чинов, производящих дознаніе и во 2) чины, производящіе дознаніе, связываются нѣкоторыми обязанностями в отношеніи прокурорскаго надзора и подчиняются послѣднему.
Права представителей прокурорскаго надзора сводятся к слѣдующему: Они имѣют право присутствовать при всѣх важнѣйших слѣдственных дѣйствіях и слѣдить за законностью арестов и правильностью содержанія арестованных.
Затѣм, слѣдить чтобы органы, производящіе разслѣдованіе о госуд. преступленіях, не принимали к производству дѣл, не подлежащих их вѣдѣнію, т. е., произвольно не расширяли своей компетенціи.
В особо важных случаях, прокуратурѣ предоставляется, с разрѣшенія высших прокурорских властей, обращать разслѣдованіе по госуд. преступленіям к производству продварительнаго слѣдствія, что конечно гарантирует большую обстоятельность в разслѣдованіи дѣла и лучше обезпечивает интересы обвиняемаго. Остается под вопросом, кѣм будет производиться в этих случаях предварительное слѣдствіе в тыловом районѣ: военными слѣдователями, или слѣдователями гражданскаго вѣдомства?
Наконец, прокурорскому надзору предоставляется право прекращать производством а) переписки по заявленіям частных лиц и сообщеніям правительственных учрежденій, в коих не усматривается наказуемаго дѣянія и б) оконченныя производства. Иначе говоря, прекращаются дѣла по всяким доносам,-- если только в них нѣт опредѣленнаго указанія на наказуемое дѣяніе. Что же касается права прекращать производством "оконченныя производства", то практически это будет сводиться, очевидно, к тому, чтобы обвиняемый, послѣ того, как разслѣдованіе по его дѣлу закончено, или немедленно предавался суду, или освобождался,-- в зависимости от результата разслѣдованія,-- а не находился неопредѣленно долгое время в промежуточном состояніи же осуждежнаго, но и неосвобожденнаго от суда.
Что касается чинов, производящих дознанія, то обязанности их в отношеніи прокурорскаго надзора таковы. Без вѣдома прокурорскаго надзора чины, производящіе дознаніе, не имѣют права ни приступать к дознанію, ни арестовывать, ни освобождать. Для осмотра и выемки почтовой или телеграфной корреспонденціи необходимо соглашеніе прокурорск. надзора.
Наконец, чины, производящіе дознаніе, обязаны "исполнять всѣ законныя требованія прокурорскаго надзора, как о приступѣ к дознанію, так и по всѣм продметам послѣдняго". Иначе говоря, в дѣлѣ розыска чины, производящіе таковой, подчиняются прокурорскому надзору.
Слѣдует отмѣтить, что в тыловом районѣ даже по преступленіям, совершенным военнослужащими, указанныя права прокурорскаго надзора гражданскаго вѣдомства остаются за ними, если только в данном мѣстѣ нѣт представителей военнаго или военно-морского прокурорскаго надзора.
Таковы основы приказа No 91.
"Наш путь", No 125, сб 18.7 (31.7), 1920, с.2