Не только со стороны правительственныхъ, но и нѣкоторыхъ думскихъ круговъ въ послѣднее время всѣ чаще высказывается мысль и томъ, что Госуд. Дума исполнила уже свои задачи организаціи тыла и можетъ быть распущена, для внутреннихъ же реформъ теперь не время.
Въ основѣ такого взгляда,-- поскольку онъ, конечно, диктуется искреннимъ убѣжденіемъ, а не политиканствомъ лежать предпосылка, что область нашей внутренней жизни совершенно изолирована отъ внѣшней политики, что "организація тыла" ограничивается узкими рамками удовлетворенія ближайшихъ нуждъ арміи. Этотъ взглядъ глубоко ошибоченъ. Принято говорить, что успѣхи Германіи объясняются техническимъ ея преобладаніемъ. Создастся уже афоризмъ: если въ войну 1870 года побѣдилъ германскій учитель, то въ настоящую войну побѣждаетъ германскій рабочій. Громадная роль германской техники неоспорима, но не на одной техникѣ базируется Германія въ настоящей войнѣ, а и на той же "организаціи тыла", которая въ Германіи была проведена въ самыхъ широкихъ размѣрахъ. Въ кратчайшій срокъ вся страна была сорганизована въ одинъ мощный организмъ, при чемъ правительство получило возможность регламентировать самыя мельчайшія условія обывательской жизни сообразно военнымъ цѣлямъ. Этого Германія могла достигнуть только благодаря высоко-развитой общественности, дававшей въ руки правительства уже готовыя организаціи: экономическія, взаимопомощи, просвѣтительныя и проч. и проч.
Оставалось только мобилизовать эти крупныя соціальныя единицы, безъ остатка заключавшія въ себѣ все населеніе.
Наша общественность отстала настолько, что, разумѣется, и при наличности условій, которыя давали-бы возможность свободно развиваться общественнымъ организаціямъ, намъ не угнаться за Германіей въ слишкомъ короткій срокъ. Но тѣмъ не менѣе, общество, освободившееся отъ слишкомъ узкихъ путь административной опеки, могло бы проявить максимальную энергію, тогда какъ теперь наблюдается поразительное явленіе: съ одной стороны жалобы на недостатокъ рукъ во многихъ областяхъ народной жизни, а съ другой -- вопли многихъ желающихъ примѣнять свои трудъ на пользу родины, но не могущихъ это сдѣлать за отсутствіемъ организацій Вся эта энергія пропадаетъ теперь втунѣ, только потому, что признаются несвоевременными реформы, которыя могутъ собрать каждую крупинку этой энергіи.
Но возьмемъ болѣе узкую сферу реформъ. Хотя бы только введеніе земствъ въ мѣстностяхъ, гдѣ они еще не введены, и реформа городового положенія.
Война застала насъ неподготовленными не только по причинѣ тѣхъ дефектовъ, для выясненія которыхъ Высочайше назначена слѣдственная комиссія, но и потому что война приняла сразу небывалый по размѣрамъ масштабовъ. Справиться съ неожиданно выдвинутыми войной колоссальными задачами оказалось совершенно не по плечу малоэластичному бюрократическому механизму. Народная война потребовала всенароднаго напряженія силъ и на помощь правительству, съ первыхъ же дней войны. пришло земство. Всероссійскій земскій союзъ уже получилъ признаніе своихъ заслугъ.
Благодаря земству помощь раненымъ обезпечена вполнѣ. Но въ дѣлѣ войны, въ сущности говоря, не можетъ бытъ слова "вполнѣ". Война требуетъ все новыхъ и новыхъ жертвъ. Къ сожалѣнію, не земскія мѣстности лишены сейчасъ возможности работать съ такою же продуктивностью, какъ земскія. Дать этимъ мѣстностямъ земство -- значить выковать новое оружіе противъ врага. И говоритъ: "Не время вводить теперь земство" такъ же неумѣстно, какъ было бы неумѣстно сказать: "Нельзя тратить время на точеніе затупившейся косы въ самый разгаръ сѣнокоса".
Кто знаетъ, сколько продлится война? Мы уже потеряли годъ съ организаціей промышленности, можно ли медлить съ организаціей новой земской силы?
Если земства высоко подняли земскую идею во время войны, то городскія управленія за то же время показали всѣ изъяны своего архаическаго уклада. Реформа городского самоуправленія -- это уже не теоретическій пунктъ политической программы, а крикъ обывательскаго кармана. Городскія комиссіи, регулирующія цѣны на продукты, состоять изъ торговцевъ тѣми же продуктами, домовладѣльцы, засѣдающіе въ думахъ, призваны утирать слезу квартиронанимателей. Таково положеніе вещей по отношенію къ обывателямъ. Что же касается нуждъ, вызванныхъ войной, то онѣ, по тѣмъ же причинамъ, коренящимся въ устарѣлости законоположеній о городахъ, удовлетворяются далеко не въ той мѣрѣ къ какой могли бы удовлетворяться при иной постановкѣ дѣла. А такъ какъ военныя нужды не ждутъ, то пришлось идти на компромиссъ: при многихъ городскихъ думахъ учреждаются различные комитеты: помощи бѣженцамъ и проч., кооптирующіе въ свои ряды многихъ дѣятелей, не состоящихъ гласными думы. Только такимъ путемъ нѣкотораго отступленія отъ закона городскаго управленія мало-мальски приспособляютъ свою дѣятельность къ нуждамъ времени.
Такой порядокъ ставить въ довольно затруднительное положена не только дѣятелей, работающихъ на нужды войны, но и администрацію, оказывающуюся передъ непріятной диллемой: или "попускать" формально незаконное сотрудничество и думскихъ комитетахъ посторонней публики, или,-- fiat ustitia,-- pereat mundus,-- прекратить эту прямо необходимую въ настоящій моментъ дѣятельность "не-гласныхь".
"Такъ сама жизнь производить суровый, приговоръ надъ отжившими формами.
Теперь, какъ никогда, своевременно ихъ обновленіе.
И эта задача лежитъ на отвѣтственности нашихъ законодательныхъ учрежденій.
"Приазовскій край", 1915, No 234. 4 сентября